Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 августа 2017 г. N Ф05-9392/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 мая 2017 г. |
Дело N А40-102432/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Чеботаревой И.А., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2017 по делу N А40-102432/14 судьи Сизовой О.В. (84-859)
по заявлению ООО "МИРАНДА" (ОГРН 1107746671427)
к Управлению Росреестра по Москве, Правительству Москвы
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Национальный совет по оценочной деятельности, Российское общество оценщиков
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Пацюра А.А. по дов. от 01.01.2015;
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Миранда" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение от 25.04.2014 N 51-285/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в г.Москве, обязании Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в г.Москве принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:02:0024024:13 в размере его рыночной стоимости - 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 16.05.2015 года в удовлетворении требований заявителю отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по настоящему делу N А40-102432/14 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении, учитывая итоги судебной экспертизы, заявителем уточнены заявленные требования, принятые судом в порядке ст. 49 АПК РФ, а именно ООО "Миранда" просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 площадью 2 281 кв.м., расположенного по адресу г.Москва, ул. Сущевский Вал, вл.12, равной его рыночной стоимости определенной по состоянию на 01.01.2013, в размере 157 037 000 руб., а также просило датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07.04.2014, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Определением суда первой инстанции от 31.05.2016 производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 05.09.2016 N А40-102432/14 определение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2016 по делу N А40- 102432/2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением суда от 10.02.2017 требования заявителя были удовлетворены.
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы не согласились с решением суда первой инстанции и обратились с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представители Управления Росреестра по Москве, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Национального совета по оценочной деятельности, Российского общества оценщиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Миранда" на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения: площадью 2 281 кв.м, кадастровый номер 77:02:0024024:13, расположенный по адресу: РФ, г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 12 (договор аренды от 27.10.2000 N М-02-016118, дополнительные соглашения от 25.06.2004, от 1.05.2011, от 02.08.2011 к договору аренды от 27.10.2000 N М-02-016118).
Государственная кадастровая оценка земель города Москвы осуществлена по состоянию на 01.01.2013. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в г. Москве утверждены постановлением правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". В результате государственной кадастровой оценки земель установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 - 244 676 756, 92 рубля.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве поступило заявление ООО "Миранда" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13.
Заявление было подано в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ и Порядка на основании установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 рыночной стоимости в размере 177 352 498 руб., определенных по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 05.03.2014 N1-6161-О/2014, подготовленного ООО "Институт оценки и управления собственностью".
Заявление ООО "Миранда" было рассмотрено на заседании Комиссии 25.04.2014, в ходе заседания составлялся протокол.
Из материалов дела следует, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и 04 апреля 2014 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
ООО "Миранда" представило в комиссию отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05 марта 2014 года N 1-616-О/2014, подготовленный ООО "Институт оценки и управления собственностью", в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 177 352 498 рублей.
Согласно положительному экспертному заключению от 14 марта 2014 года N 728/2014, подготовленному Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" а также требованиям Федеральных стандартов оценки.
25 апреля 2014 года решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-285/2014 заявление ООО "Миранда" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отклонено, в связи с чем общество обратилось с настоящим требованием в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, правильно применив положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом оценщика N 30-01ээ/04/14.
Как следует из названного отчета, в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка была установлена оценщиком по состоянию на ту же дату, на которую была определена кадастровая стоимость этого участка кадастровой палатой (01.01.2013).
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений относительно достоверности представленного отчета судом по ходатайству ООО "Миранда" была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту АНО "Судебная экспертиза".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 апреля 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 по состоянию на 01 января 2013 года по результатам судебной экспертизы составляет 157 037 000 рублей.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации: экспертом проанализирован рынок земельных участков в районах идентичных району расположения объекта оценки; корректировки в
заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2013 года.
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости получил надлежащую оценку суда первой инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из анализа указанной нормы следует, что арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, расходы по госпошлине обоснованно возложены на ответчика, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 2 и 3 пункта 31 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В рамках настоящего дела, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения требований заявителя, оспаривая право истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной (в том числе) и на основании судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2017 по делу N А40-102432/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102432/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2015 г. N Ф05-9392/15 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "МИРАНДА"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра в Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: ДГИМ, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, НСОД, Правительство Москвы, РОО "Содействие развитию науки и "Перспектива", Российское общество оценщиков, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9392/15
17.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14639/17
10.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102432/14
05.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32178/16
03.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9392/15
19.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9920/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102432/14