город Омск |
|
17 мая 2017 г. |
Дело N А81-920/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Бодунковой С.А., Семёновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3662/2017) Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2017 года по делу N А81-920/2016 (судья Н.В. Матвеева), вынесенное по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в размере 684 609 руб. 36 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в рамках дела о признании открытого акционерного общества "Фонд Ямал" (ОГРН 1028900579620 ИНН 8901002833) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителей:
конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Фонд Ямал" Шахвердиев Далгат Рафикович - лично (паспорт);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промстройресурс" обратилось 03.03.2016 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании открытого акционерного общества "Фонд Ямал" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 09.03.2016 заявление ООО "Промстройресурс" о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Фонд Ямал" принято к производству.
Определением суда от 20.05.2016 (резолютивная часть от 17.05.2016) заявление ООО "Промстройресурс" о признании ОАО "Фонд Ямал" несостоятельным (банкротом) удовлетворено и в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Волхонский Андрей Михайлович.
Публикация сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения состоялась в газете "Коммерсантъ" 28.05.2016.
Решением суда от 26.09.2016 (резолютивная часть от 19.09.2016) ОАО "Фонд Ямал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Шахвердиев Далгат Рафикович.
03.11.2016 Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Фонд Ямал" задолженности по обязательным платежам в размере 684 609 руб. 36 коп., в том числе основной долг - 545 832 руб.83 коп., пени - 129 780 руб.13 коп., штраф - 8 996 руб.40 коп.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.02.2017 по делу N А81-920/2016 во включении требований ФНС в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Фонд Ямал" отказано.
Не согласившись с принятым определением, ФНС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить и принять по делу новый судебный акт о включении в реестр заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей жалобы уполномоченный орган указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал во включении задолженности ОАО "Фонд Ямал" в реестр требований кредиторов в связи с истечением срока для принудительного взыскания задолженности. ФНС заявила о включении в реестр задолженности в размере 684 609 руб. 36 коп., из которых задолженность перед ПФР - 642 668 руб. 89 коп., задолженность перед ФСС по ЯНАО - 41 490 руб. 47 коп. УПФР в Надымском районе соблюдены все сроки, предусмотренные Законом N 212-ФЗ, в связи с чем, задолженность по требованию N 03000340025022 от 15.04.2014 за 9 месяцев 2013 года (3 квартал 2013 года) в сумме 414 740, 36 руб. подлежит включению в реестр. В части остальных требований также соблюден предусмотренный законом порядок взыскания.
ФНС указала, что поскольку конкурсным управляющим не заявлено возражений относительно задолженности перед Филиалом N 3 ГУ-регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО на общую сумму 41 940 руб. 47 коп., данная задолженность также подлежит включению в реестр.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий возразил против доводов апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа до начала судебного заседания также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление поддержало доводы ФНС.
В заседании суда апелляционной инстанции конкурсный управляющий ОАО "Фонд Ямал" Шахвердиев Д.Р. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ, изучив его материалы, доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов на апелляционную жалобу, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
ФНС России заявила о включении в реестр задолженности в размере 684 609 руб. 36 коп., из которых задолженность перед ПФР - 642 668 руб. 89 коп., задолженность перед ФСС по ЯНАО - 41 490 руб. 47 коп.
К заявлению уполномоченного органа в подтверждение наличия задолженности приложен расчет суммы задолженности.
Согласно указанному расчету задолженность в сумме 642 668 руб. 89 коп. образовалась в следующие периоды: 1 кв. 2013 г., полугодие 2013 г., 9 мес. 2013 г., год 2013 г. при этом Пенсионным фондом были выставлены требования:
1. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.08.2013 N 03000340034217 (за 1 кв. 2013 г.).
2. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 20.09.2013 N 03000340053362 (за 6 месяцев 2013 г.).
3. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.04.2014 N 03000340025022 (за 9 месяцев 2013 г.).
4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2014 N 03000340017782 (за 2013 г.).
5. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 06.07.2016 N 492.
Как разъяснено в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).
Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего на момент выставления спорных требований) требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Предусмотренные статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (аналогичные процедурам, предусмотренным статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ) за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 333/13 по делу N А78-3140/2012).
Поэтому проверка соблюдения срока давности взыскания в отношении недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд должна осуществляться в таком же порядке, как в отношении недоимки по налоговым обязательствам.
Положения пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 в полной мере распространяются на требования о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафов в Пенсионный фонд.
Статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ предусмотрены следующие этапы внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя:
В силу пунктов 1-5.1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 19 Закона 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Закона 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (пункт 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении одного или нескольких требований одновременно.
В силу пункта 5.3 указанной статьи решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Согласно пункту 5.4 статьи 19 Закона о банкротстве в случае пропуска сроков, установленных пунктом 5 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 15 статьи 19 Закона N 212-ФЗ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в силу приведенных норм права, в случае если по неисполненному требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа органом контроля не было принято решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в установленный срок (не позднее двух месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании), то в этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться непосредственно в суд с заявлением о взыскании с плательщика причитающейся к уплате суммы страховых взносов, причем обратиться с таким заявлением в суд орган контроля за уплатой страховых взносов может в течение шести месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафа.
Если же решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов было принято в установленный срок, давность взыскания, установленная пунктом 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, исчислению не подлежит.
В случае неисполнения решения об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов наступают иные последствия - возможность внесудебного обращения взыскание на иное имущество налогоплательщика.
Так, пунктом 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Поскольку Законом N 212-ФЗ не предусмотрен срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в случае пропуска срока для принятия решения о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, по аналогии применяется абзац 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.
Таким образом, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика причитающейся к уплате суммы задолженности по уплате страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. (абзац 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ).
1. Как указал уполномоченный орган, за 1 квартал 2013 года в связи с несвоевременным предоставлением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РВС-1) за 1 квартал 2013 года ГУ-УПФ РФ в Надымском районе составлен акт камеральной проверки от 20.06.2013 N 03000330001630 и решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение законодательства Российской Федерации от 29.07.2013 N 03000313РК0001925, а также на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РВС-1) за 1 квартал 2013. Управлением ПФР в Надымском районе выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.08.2013 N 03000340034217 на общую сумму 21 491 руб. 75 коп. (л.д.45), в том числе:
11 975 руб.39 коп.- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160);
519 руб. 96 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160);
- 8 996 руб. 40 коп. - штраф за непредставление плательщиком РВС в установленный срок в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Срок уплаты недоимки, пеней и штрафов установлен до 10.09.2013.
В соответствии со статьей 22 Закона 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Учитывая, что камеральная проверка проведена 20.06.2013, недоимка выявлена в ходе камеральной проверки, требование об уплате задолженности должно было направляться должнику не позднее 20.09.2016, то есть требование от 22.08.2013 N 03000340034217 направлено своевременно.
Срок уплаты недоимки, пеней и штрафов установлен до 10.09.2013.
Решение о взыскании страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В связи с тем, что страхователь добровольно не произвел оплату по требованию, ГУ-УПФ РФ в Надымском районе своевременно вынесено решение от 17.09.2013 N 03000313ВД0013312 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, и этого же числа были выставлены инкассовые поручения в банк.
Даже если согласиться с управляющим и предположить, что датой обнаружения недоимки является дата составления расчета (лист дела 37) - 14.05.2013 года, а не дата составления акта по камеральной проверке, и не учитывать срок для добровольного исполнения требования, то и в этом случае предельным сроком вынесения решения о взыскании взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках является 14.10.2013 (3 месяца на выставление требования + 2 месяца на вынесение решения о взыскании за счет денежных средств). То есть решение от 17.09.2013 N 03000313ВД0013312 принято своевременно.
Как было указано выше, если решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов было принято в установленный срок, давность взыскания, установленная пунктом 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, исчислению не подлежит.
В случае неисполнения решения об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов наступают иные последствия - возможность внесудебного обращения взыскание на иное имущество налогоплательщика.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Так как на расчетном счете отсутствовали денежные средства, ГУ-УПФ РФ в Надымском районе своевременно вынесено постановление от 16.12.2013 N 03000390011960 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) и направлено в ФССП, поскольку срок исполнения требования был установлен до 10.09.2013.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 19 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В данном случае в отношении задолженности по требованию от 22.08.2013 N 03000340034217 налоговым органов своевременно было принято постановление об обращении взыскание на иное имущество должника.
23.12.2013 на основании постановления от 16.12.2013 N 03000390011960 службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство N 76091/13/08/89 (л.д.61).
То есть исполнительное производство было возбуждено своевременно. Исполнительная давность пропущенной не является.
В деле нет никаких сведений об утрате УПФР возможности принудительного исполнения постановления от 16.12.2013 N 03000390011960 по требованию об уплате задолженности от 22.08.2013 N 03000340034217 в рамках исполнительного производства.
То есть не представлено доказательств того, что исполнительное производство N 76091/13/08/89 было окончено, исполнительный лист был возвращен УПФР и органом пропущен шестимесячный срок для предъявления его снова к исполнению в службу судебных приставов.
Напротив, управляющий подтвердил суду, что не располагает такими доказательствами.
Поскольку возможность принудительного исполнения по требованию от 22.08.2013 N 03000340034217 на момент предъявления уполномоченным органом настоящего требования не утрачена (суд не располагает доказательствами обратного), задолженность по требованию от 22.08.2013 N 03000340034217 подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Исчисление срока исковой давности для данного требования не производится, поскольку в данном случае в полной мере соблюдена досудебная процедура принудительного взыскания налога, которая не требует обращения в суд. После возбуждения исполнительного производства исковая давность взыскания недоимки не течет, а речь может идти только о пропуске исполнительной давности, чего в настоящем случае не имеется.
Сумма задолженности за 1 квартал 2013 года, подлежащая включению в реестр требований кредиторов по взносам, составляет 11 975 руб. 39 коп., по пени - 519 руб. 96 коп., по штрафам - 8 996 руб. 40 коп.
Далее, судом апелляционной инстанции проведена проверка по остальным требованиям согласно вышеизложенному принципу.
2. Как указал заявитель, за полугодие 2013 года на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РВС-1 ПФР за полугодие 2013 года ГУ-УПФ РФ в Надымском районе выставлено требование от 20.09.2013 N 0300340053362 на общую сумму 14 616 руб. 96 коп. (имеется в деле л.д.127), в том числе:
- 14 071 руб. 61 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160);
- 545 руб. 35 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160).
Срок уплаты по требованию установлен до 11.10.2013.
В связи с тем, что страхователь добровольно не произвел оплату по требованию 11.12.2015, ГУ-УПФ РФ в Надымском районе своевременно вынесено решение от 17.10.2013 N 03000313ВД0014317 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, и этим же числом были выставлены инкассовые поручения в банк.
Так как на расчетном счете отсутствовали денежные средства, ГУ-УПФ РФ в Надымском районе своевременно было вынесено постановление от 18.11.2013 N 03000390010981 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) и направлено в ФССП.
21.11.2013 на основании постановления от 18.11.2013 N 03000390010981 службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство N 73245/13/08/89 (л.д.62) и в деле также нет никаких сведений об утрате УПФР возможности принудительного исполнения постановления от 18.11.2013 N 03000390010981 по требованию об уплате задолженности от 20.09.2013 N 0300340053362 в рамках исполнительного производства.
Таким образом, задолженность по требованию от 20.09.2013 N 0300340053362 подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Сумма задолженности по требованию от 20.09.2013 N 0300340053362 за полугодие 2013 года, подлежащая включению в реестр требований кредиторов по взносам, составляет 14 071 руб. 61 коп., по пени - 545 руб. 35 коп.(л.д.127).
Таким образом, поскольку по требованиям от 20.09.2013 N 0300340053362, от 20.09.2013 N 0300340053362 не утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 36 108 руб. 71 коп, в том числе 26 047 руб. недоимки, 1 065 руб. 31 коп. пени и 8 996 руб. 40 коп. штрафа, подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, в связи с чем, необоснованно отказано в установлении в реестр указанной задолженности.
В оставшейся части требования ФНС России не подлежат удовлетворению в силу следующего.
3. Как указал уполномоченный орган, за 9 месяцев 2013 года на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РВС-1 ПФР за 9 месяцев 2013 года ГУ-УПФ РФ в Надымском районе выставлено требование от 15.04.2014 N 0300340025022 на общую сумму 414 740 руб. 36 коп. (л.д.43), в том числе:
- 356 280 руб. 06 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК 39210202010061000160);
- 55 931 руб. 29 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160);
- 97 руб. 97 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК 39210202010062100160);
- 2 431 руб. 04 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160).
Срок исполнения требования до 06.05.2014.
Доказательств принятия УПФР решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств в банке в установленный двухмесячный срок материалы дела не содержат.
Согласно пункту 5.4 статьи 19 Закона о банкротстве в случае пропуска сроков, установленных пунктом 5 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ)
Поскольку в деле отсутствует решение о взыскании недоимки за счет денежных средств плательщика по указанному требованию, доказательств его принятия в деле нет, в силу пункта 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ давность взыскания недоимки по указанному требованию от 15.04.2014 N 0300340025022 истекла 06.10.2014 (6 месяцев от 06.05.2014).
Поскольку по требованию от 15.04.2014 N 0300340025022 заявителем утрачена возможность принудительного исполнения, требование ФНС о включении в реестр задолженности за 9 месяцев 2013 года в сумме 412 211 руб. 35 коп., по пени - 2 431 руб. 04 коп., в том числе: 356 280 руб. 06 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК 39210202010061000160); 55 931 руб. 29 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160); 2 431 руб. 04 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160), является необоснованным и указанная задолженность не подлежит включению в реестр.
Доводы уполномоченного органа о наличии у него права на взыскание недоимки и пени за счет иного имущества, минуя принятие решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках, доказательствами не подтверждены.
Так, заявитель требования указал, что решение о взыскании недоимки и пени за счет денежных средств на счетах в банках не было принято Пенсионным фондом в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Однако это утверждение ничем не доказано и опровергается предыдущими действиями органа контроля по принятию решений от 17.10.2013 N 03000313ВД0014317 и от 17.09.2013 N 03000313ВД0013312.
4. Как указал заявитель, за год 2013 на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РВС-1 ПФР за год 2013 ГУ-УПФ РФ в Надымском районе выставлено требование от 24.03.2014 N 03000340017782 (л.д.41) на общую сумму 79 661 руб. 41 коп., в том числе:
- 51 321 руб. 27 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК
39210202010061000160);
- 14 312 руб. 74 коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101081011160);
- 11 337 руб. 73 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК 39210202010062100160);
- 2 689 руб. 67 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160).
Срок исполнения требования до 12.04.2014.
Доказательств принятия УПФР решения о взыскании страховых взносов в установленный двухмесячный срок материалы дела не содержат.
Поскольку в деле отсутствует решение о взыскании недоимки за счет денежных средств плательщика по указанному требованию, доказательств его принятия в деле нет, в силу пункта 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ давность взыскания недоимки по указанному требованию от 24.03.2014 N 03000340017782 истекла 12.10.2014 (6 месяцев от 12.04.2014).
Поскольку по требованию от 24.03.2014 N 03000340017782 заявителем утрачена возможность принудительного исполнения, требование ФНС о включении в реестр задолженности за год 2013 по взносам в сумме 65 634 руб. 01 коп., по пене - 14 027 руб. 40 коп., является необоснованным и указанная задолженность не подлежит включению в реестр.
Право на принудительное взыскание недоимки и пени за счет иного имущества, минуя взыскание за счет денежных средств на счетах в банках, заявитель, как уже было сказано выше, не доказал.
Процедура внесудебного взыскания может считаться соблюденной только при соблюдении последовательности и предельной продолжительности совершения органом контроля действий, установленных законом, о чем было сказано выше.
В данном случае необходимая последовательность соблюдена не была.
5. Как указал налоговый орган, ввиду введения наблюдения в отношении ОАО "Фонд Ямал" ГУ-УПФ РФ в Надымском районе выставлено требование от 05.07.2016 N 492 на общую сумму 112 256 руб. 38 коп., в том числе:
- 91 129 руб. 66 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии (КБК 39210202010062100160);
- 21 126 руб. 72 коп. - пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (КБК 39210202101082011160).
Итого, сумма задолженности, подлежащая включению в реестр требований кредиторов по пеням, по расчетам заявителя, составляет 112 256 руб. 38 коп.
В силу пункта 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, следует учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ и Законом о страховых взносах. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Между тем, из требования от 05.07.2016 N 492 невозможно установить, на какую недоимку, за какой период и по каким требованиям доначислены заявленные пени.
В пункте 15 статьи 19 Закона N 212- ФЗ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, проверка соблюдения срока давности взыскания в отношении пени должна осуществляться в таком же порядке, как в отношении недоимки по страховым взносам.
Поскольку из требований нельзя установить период возникновения задолженности по пене, проверить давность взыскания, соответственно, не представляется возможным.
К тому же заявителем не представлен расчет пени отдельно по каждому из четырех требований недоимки.
С учетом того, что по части требований о взыскании недоимки (взносов) утрачена возможность принудительного взыскания, учитывая принцип следования дополнительного обязательства судьбе основного обязательства и утрату обеспечительной роли пени с момента истечения пресекательного срока для взыскания недоимки (Постановление Президиума ВАС РФ N 8241/07 от 06.11.2007 года, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09 по делу N А76-5508/2007-54-211/47-360), проверить обоснованность данного требования невозможно.
Риск этого лежит на заявителе.
ФНС России не доказана обоснованность задолженности по пене по требованию от 05.07.2016 N 492 на общую сумму 112 256 руб. 38 коп., в связи с чем, в установлении в реестр данной задолженности следует отказать.
6. Заявителем также указано, что по состоянию на 01.04.2016 общая сумма задолженности ОАО "Фонд Ямал" перед Филиалом N 3 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало - Ненецкому автономному округу составила 41 940 руб. 47 коп., в том числе:
- по страховым взносам по обязательному социальному страхованию и случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 33 713 руб. 91 коп.
- по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 8 226 руб. 56 коп.
Указанная задолженность возникла в результате представления расчета по начисленным и уплаченным взносам на обязательное страхование и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2016 года, без фактической уплаты взносов.
В пункте 10 Обзора от 20.12.2016 отражено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Налоговая декларация, поданная должником, возможность составления которой в электронной форме и ее подачи по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена пунктами 1, 3 - 4 статьи 80 НК РФ.
Поэтому распечатанная из электронной базы налоговая декларация, удостоверенная должностным лицом налоговой инспекции, может быть признана допустимым письменным доказательством.
Учитывая сходство спорных правоотношений с налоговыми, расчет, представленный плательщиком страховых взносов, возможность составления которого в электронной форме и его подачи по телекоммуникационным каналам связи предусмотрена законом, является допустимым письменным доказательством.
Вместе с тем, в качестве лица, предоставившего расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, за 1 кв. 2016 года в расчете указан Скляров Евгений Юрьевич.
Как указал суду апелляционной инстанции конкурсный управляющий, Скляров Е.Ю. являлся руководителем должника до 2010 года. Данное утверждение подтверждено имеющейся в деле копией справки Межрайонной ИФНС России N 4 по ЯНАО о единоличных исполнительных органах должника. Сведений о том, что он являлся уполномоченным органом должника на дату подачи спорного расчета, в деле нет.
Уполномоченным органом никак не подтверждены полномочия Склярова Е.Ю. 15.07.2016 на предоставление в ФСС Расчета за 1 кв. 2016 года.
При этом, в отличие от представленных в дело электронных копий РВС-1 ПФР (листы дела 28-39), спорный расчет не содержит ни даты его подтверждения представителем плательщика, ни его подписи, ни способа доставки расчета в территориальный орган фонда. То есть право на предоставление никем не заверенной и даже не заполненной надлежащим образом формы расчета, достоверность этого расчета, не подтверждены.
В связи с чем, обоснованность требования в части задолженности перед ФСС РФ в сумме 41 940 руб. 47 коп. не подтверждена материалами дела.
Проверка требования уполномоченного органа осуществляется судом вне зависимости от наличия возражений в порядке, аналогичном проверке требований иных кредиторов. Соответственно, отсутствие возражений конкурсного управляющего в суде первой инстанции против требования в сумме 41 940 руб. 47 коп. основанием для признания этого требования обоснованным само по себе не является.
Заявлений о восстановлении срока на принудительное взыскание по уважительной причине от заявителя требования не поступало.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2017 года по делу N А81-920/2016 подлежит изменению.
Апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3662/2017) Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить частично.
определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2017 года по делу N А81-920/2016 (судья Н.В. Матвеева), вынесенное по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в размере 684 609 рублей 36 копеек, в рамках дела о признании открытого акционерного общества "Фонд Ямал" (ОГРН 1028900579620 ИНН 8901002833) несостоятельным (банкротом), изменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований открытого акционерного общества "Фонд Ямал" требование Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в сумме 36 108 руб. 71 коп, в том числе 26 047 руб. недоимки, 1 065 руб. 31 коп. пени и 8 996 руб. 40 коп. штрафа.
В оставшейся части определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 февраля 2017 года по делу N А81-920/2016 (судья Н.В. Матвеева) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3662/2017) Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-920/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2018 г. N А81-920/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: Открытое акционерное общество "Фонд Ямал"
Кредитор: ООО "ПРОМСТРОЙРЕСУРС"
Третье лицо: ААУ "СОЛИДАРНОСТЬ", АО "ГСК "ЮГОРИЯ", АО "Интер РАО - Электрогенерация"., Верилов Юрий Викторович, Волхонский А. М., Волхонский А.М, Государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда в Надымском районе, ГУ УПФР в Надымском районе, ГУ-отделение Пенсионного фонда РФ по ЯНАО, Левченко Е.И, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N4 по Ямало-Ненецкому автономному округу, ОВО по Пуровскому району - филиал ФГКУ УВО УМВД России по ЯНАО, ООО "СК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА", ООО "Страховая группа МСК", ООО страховая компания "Кремль", Отдел Федеральной службы судебных приставов, ПАУ ЦФО, служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ямало-Ненецкого автономного округа, Союз "Межрегиональный центр арбитражных управляющих", Управление Пенсионного фонда в надымском районе Ямало Ненецкого автономного округа, Управление Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, Шовдин М.П, АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ", Арбитражный управляющий Левченко Евгений Викторович, Конкурсный управляющий Шахвердиев Далгат Рафикович, Конурсный управляющий Шахвердиев Далгат Рафикович, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N4 по ЯНАО, Надымский городской суд, Некоммерческое партнерство "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА", Некоммерческое партнерство арбитражных управляющих "Солидарность", ООО "ПРОМСТРОЙРЕСУРС", Управление министерства внутренних дел РФ по ЯНАО, Управление Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2018 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-920/16
18.06.2018 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16234/17
01.06.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А81-920/16
01.02.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16626/17
08.09.2017 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7487/17
17.05.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3662/17
11.05.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3144/17
20.05.2016 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-920/16