Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751)
Настоящая национальная доктрина фактически прекратила действие
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 признано утратившим силу
См. Концепцию развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, одобренную приказом Федерального агентства по образованию от 25 мая 2007 г. N 921
Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долго-срочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- противодействие негативным социальным процессам;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.
Государство в сфере образования призвано обеспечить:
- реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
- участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;
- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
- расширение участия общества в управлении образованием;
- участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
- светский характер образования;
- условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
- всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
- условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
- ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
- открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;
- нормативное финансирование образовательных учреждений;
- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
- привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
- доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
- предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;
- свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;
- высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
- единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
- законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;
- повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;
- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
- развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;
- качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
- государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
- создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;
- создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;
- создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
- развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
- интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
- развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
- создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
- поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
- активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
- доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
- интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
- активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:
- дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
- условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;
- привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
- ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
- условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
- условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
Качество образования
Государственная политика в области образования обеспечивает:
- создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
- индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
- общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- обязательное и бесплатное основное общее образование;
- общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
- общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
- бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;
- бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;
- дополнительное образование, для детей из малообеспеченных семей - на основе адресной финансовой поддержки;
- общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оплата труда педагогических работников
Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.
Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда, и поэтапно приблизить оплату труда:
- учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;
- иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение
Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.
Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.
При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.
Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов
Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:
- защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;
- адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;
- содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.
Финансирование системы образования
Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.
Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.
На первом этапе (до 2004 года) темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.
Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.
На втором этапе (до 2010 года) следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.
На третьем этапе (до 2025 года) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.
В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития - национальная доктрина образования в РФ.
Доктрина указывает, что стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества (созданием основы социально-экономического и духовного развития России, укреплением демократического правового государства, утверждением высокого статуса России в мировом сообществе).
Доктрина определяет основные цели и задачи образования в РФ, включая обеспечение преемственности поколения, сохранение национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи и т.д.
Установлены задачи государства в сфере образования, общая направленность которых выражается в обеспечении предоставления образовательных услуг высокого уровня. В том числе указано, что государство должно обеспечивать образовательные учреждения профессиональными педагогическими кадрами. Работникам сферы образования должны быть созданы все условия, в том числе социальные, для творческого роста, повышения квалификации, уровня профессионализма.
Предполагается, что выполнение намеченных доктриной мер обеспечит формирование демократической конкурентоспособной системы образования. Образование станет доступным для всех граждан РФ, вне зависимости от каких-либо их признаков, социальных и статусных характеристик. Доктрина провозглашает рост быстрыми темпами заработной платы работников образования, а также предоставление им достойного уровня пенсионного обеспечения. Предусмотрено и социальное обеспечение учащихся.
Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, устанавливается необходимый уровень финансирования. До 2004 года темпы роста бюджетных средств должны быть опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. С 2004 до 2010 года рост объемов бюджетного финансирования должен происходить в соответствии с темпами роста ВВП. С 2010 по 2025 год предполагается увеличение поступления средств из внебюджетных источников при сохранении темпов роста бюджетного финансирования.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751)
Текст доктрины опубликован в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2000 г., N 11
Настоящая национальная доктрина фактически прекратила действие
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 признано утратившим силу