Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2017 г. N Ф08-5636/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
31 мая 2017 г. |
Дело N А15-5997/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Садар" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.03.2017 по делу N А15-5997/2016 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Садар" (ОГРН 1080542000571)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан,
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Садар" - Ханукаева С.П. по доверенности N 1 от 06.02.2017, Уруджова Э.З. по доверенности от 23.05.2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Садар" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным решения (уведомления) министерства N 04/2-20-721 от 06.12.2016 об отказе в предоставлении обществу субсидий в 2016 году на установку шпалер, об обязании министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении обществу субсидий на установку шпалер.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.03.2017, в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отдельных нормативных актов, предусматривающих субсидирование в Республике Дагестан мероприятий по омоложению виноградников, в том числе установку шпалер на таких виноградниках, не имеется.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения инспекции. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 23.11.2016 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в 2016 году субсидий на уход (включая установку шпалеры) за виноградниками.
Уведомлением от 06.12.2016 N 04/-02-20-721 министерство, рассмотрев заявление общества, отказало ему в предоставлении субсидий.
Считая указанное решение (уведомление) незаконным общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении требования заявителя в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, обществом к заявлению в министерство о предоставлении субсидий в 2016 году на закладку и уход (включая установку шпалеры) за виноградниками вместо проектно-сметной документации на закладку виноградников приложен сметный расчет на устройство шпалеры на винограднике на площади 48, 4 га со схемой 3x1, 5x5 и схемой 2,5x1,5, 5x5, а сертификат соответствия посадочного материала не представлен.
В ходе рассмотрения заявления общества сотрудниками министерства с выездом на место осмотрены виноградники общества на площади 55 га, на предмет соответствия данных виноградников критериям, необходимых для получения субсидий по уходу за виноградниками, в частности, на установку шпалер.
По результатам проведенного осмотра установлено, что шпалеры установлены на виноградниках, ранее принадлежавших совхозу "Ленин Ёлу", на площади 55 га, которые восстановлены методом среза на "чёрную головку". Данные виноградники являются старыми, их возраст более 40 лет. На данном земельном участке отсутствуют новые закладки виноградников.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем и признаны в судебном заседании суда первой инстанции.
Согласно пунктам 230 и 231 ГОСТа Р 52681-2006 "Виноградарство. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2006 года N 452-ст.: омоложение кустов виноградника - агротехнический прием, заключающийся в обновлении отдельных частей куста винограда или всей его надземной части. Срез на черную головку - удаление всей надземной части куста винограда с целью его омоложения путем образования новых побегов винограда, развившихся из спящих почек подземного штамба.
Таким образом, омоложение кустов винограда путем среза на "черную головку" является агротехническим приемом для продления срока эксплуатации действующих виноградников. Применяется в основном на ослабевших, в сильной степени пострадавших от морозов, заморозков и других факторов, а также на старых виноградных кустах.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Судом первой инстанции не дана оценка доводам заявителя о том, что статьи субсидирования: закладка виноградников; уход за виноградниками; установка шпалеры, являются раздельными, и по каждой из этих статей Минсельхозом России установлены самостоятельные ставки.
Также судом первой инстанции не дана оценка представленному в материалах дела письму правового департамента Минсельхоза России от 14.11.2016 г. N 14/300.
Между тем, в своем письменном ответе от 14.11.2016 года N 14/300 на запрос общества правовой департамент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации указывает, что порядок реализации права на получение субсидий из средств федерального и республиканского бюджетов, который регламентируется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1295 "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" (далее - Правила), а также Постановление Правительства Республики Дагестан от 21.06.2013 N 321 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета республики Дагестан на закладку и уход за виноградниками" (далее - Порядок) содержат аналогичные требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям о наличии на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади виноградников - для получения возмещения части затрат на работы по уходу.
Поскольку согласно п. 2 Правил и п. 2 Порядка заявки на предоставление субсидий по закладке, уходу и установке шпалер принимаются, рассматриваются и субсидируются раздельно, предоставление субсидий по уходу и установке шпалер на омоложенных виноградниках, по мнению правового департамента, является возможным.
Выводу суда первой инстанции о том, что омоложение кустов винограда путем среза на "черную головку" является агротехническим приемом для продления срока эксплуатации действующих виноградников, при котором посадка новых виноградников не осуществляется, и как следствие, мероприятия по установке шпалеры на виноградниках, восстановленных методом среза на "черную головку", изначально не могут быть субсидированы в соответствие с указанным Порядком, а отдельных нормативных актов субсидирование в Республике Дагестан мероприятий по омоложению не имеется, является неправильным, так как ни Правила, ни Порядок не содержат подобных ограничений способов закладки виноградников различными агротехническими приемами.
В соответствии с Законом Республики Дагестан от 24.12.2007 N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан", основными целями и задачами государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства является проведение закладки многолетних насаждений и уход за ними с целью увеличения ежегодно урожая винограда.
Также является неправильным вывод суда первой инстанции о том, что проектно-сметная документация и сертификат соответствия посадочного материала, в соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидий на закладку и уход за виноградниками, утв. Постановлением Правительства РД от 21.06.2013 г. N 321, являются необходимыми документами для получения субсидий по уходу за виноградниками, в том числе на установку шпалеры.
Так, согласно подпункту "д" пункта 5 Правил средства на поддержку отдельных подотраслей растениеводства предоставляются по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации: сельскохозяйственным товаропроизводителям - в целях осуществления закладки и ухода за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения по ставкам на 1 гектар. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители должны отвечать одному из следующих требований: осуществить закладку виноградников на площади не менее 1 гектара в год - для получения возмещения части затрат на закладку; иметь на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади виноградников - для получения возмещения части затрат на работы по уходу.
Таким образом, в подпункте "д" пункта 5 Правил установлен четкий принцип раздельного субсидирования двух видов затрат: на закладку и на работы по уходу (в том числе, установку шпалер).
Кроме того, из подпункта "д" пункта п. 5 Правил следует, что требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям разделяются в зависимости от вида возмещения, для получения которого подано заявление.
При этом, суд первой инстанции сделал ошибочные выводы о том, что требование о наличии проектно-сметной документации и сертификата соответствия посадочного материала распространяется на всех заявителей, вне зависимости от того, на какой тип возмещения (субсидирования) затрат они претендуют.
Кроме того, при наличии любых противоречий между положениями Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан и положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, суду первой инстанции надлежало применить нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой.
Более того, Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РД, в той части, в которой его положения ограничивают права и законные интересы лиц, на которых он распространяется, по сравнению с аналогичными положениями Правил, обладающих большей юридической силой, незаконно применен судом первой инстанции в части указанных ограничений.
Поскольку общество не обращалось с заявлением о возмещении части затрат на закладку виноградников, то установленное п. 6 Порядка требование о наличии проектно-сметной документации и сертификата соответствия посадочного материала на заявителя не распространяется, а указанные документы не являются необходимыми для получения субсидий по уходу за виноградниками (в том числе на установку шпалеры).
Таким образом, министерство неправомерно отказало обществу в предоставлении субсидий.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.03.2017 по делу N А15-5997/2016 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Решение (уведомление) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан N 04/2-20-721 от 06.12.2016 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Садар" (ОГРН 1080542000571) субсидий в 2016 году на установку шпалер признать незаконным.
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Садар" (ОГРН 1080542000571) путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Садар" (ОГРН 1080542000571) субсидий на установку шпалер.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5997/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2017 г. N Ф08-5636/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Садар"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД