Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2017 г. N Ф05-5809/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А40-54847/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей А.Н. Григорьева, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-54847/15
по иску ПАО "ЯкутскЭнерго"
к ООО "Транснефтьэнерго"
третьи лица: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ОАО "ДВЭУК", ООО "Транснефть - Восток", Минэнерго России
о взыскании 17 444 225 руб. 88 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Сайтов Д.В. (по доверенности от 20.01.2017), Богданова О.С. (по доверенности от 19.08.2016)
от ответчика: Арутюнова O.JI. (по доверенности от 01.01.2017), Артемова Н.Г. (по доверенности от 01.01.2017)
от третьих лиц: от ПАО "ФСК ЕЭС" - Овидько Н.М. (по доверенности от 30.10.2014), Крюков А.Е. (по доверенности от 20.04.2017), от ОАО "ДВУЭК" - Балан Е.В. (по доверенности от 01.01.2017), от ООО "Транснефть - Восток" - Гаранин И.В. (по доверенности от 10.12.2016), от Минэнерго России - Смолев А.Г. (по доверенности от 28.06.2016)
УСТАНОВИЛ
ОАО Акционерная компания "ЯкутскЭнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Транснефтьэнерго" (далее - ответчик) о взыскании 17 444 225,88 руб. задолженности по оплате стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии на объекты НПС-11 и НПС-15 за декабрь 2014 года.
Решением суда от 07 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд пришел к выводу, что технологическое присоединение объектов НПС-11 и НПС-15 к сетям ОАО "ФСК ЕЭС" осуществлено в установленном законодательством порядке, доказательств технологического присоединения указанных объектов к сетям истца, в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии изменений в технологическом присоединении энергопринимающего оборудования и в правоотношениях сторон с начала исполнения обязательств по договору купли-продажи до периода, за который предъявлены исковые требования, не произошло.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что ПАО "ФСК ЕЭС" не могло оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии, так как не являлось собственником сетевых объектов ПС220 кВ - НПС-11 и ПС220 кВ - НПС-11 и не имело тарифа в отношении услуг по передаче спорных объектов.
Также с апелляционной жалобой в порядке ст.42 АПК РФ обратилось АО "ДВЭУК", полагая, что решение суда от 07 августа 2015 года принято о его субъективных правах и обязанностях.
Ответчик и третье лицо считают, что в иске отказано правомерно, согласны с выводами, изложенными в его мотивировочной части, полагают, что решение суда от 07 августа 2015 года не может затрагивать интересов АО "ДВЭУК", поскольку отказав АО "ДВЭУК" в самостоятельном иске, предъявленном к ОАО Акционерная компания "ЯкутскЭнерго" и ООО "Транснефтьэнерго" по делу А40-83196/13, суд не ссылался на настоящее решение.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2015 года произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, к участию в деле привлечено ОАО "ДВЭУК" (ст.51 АПК РФ).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2015 года третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Транснефть-Восток".
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2015 года отменено.
С ООО "Транснефтьэнерго" в пользу ПАО "Якутскэнерго" взыскано 17 444 225 руб. 88 коп. - стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2014 года и 110 221 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
С ООО "Транснефтьэнерго" в пользу АО "ДВУЭК" взыскано 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
С ООО "Транснефтьэнерго" взыскано 3 000 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02 июня 2016 года Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года оставлено без изменения.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС16-1-930/1, 2/ с учетом Определения от 15 марта 2017 года об исправлении опечаток Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 года и Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02 июня 2016 года по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-54847/2015 в части удовлетворения иска и распределения судебных расходов отменены; направлено дело в указанной части на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2017 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено к участию в деле Министерство энергетики Российской Федерации (ст.51 АПК РФ).
Представитель истца поддержал ранее заявленные требования, полагает, что ПАО "ФСК ЕЭС" не может являться по отношению к ответчику сетевой организацией, поскольку в спорный период не обладало правом собственности на сетевые объекты, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства НПС-11, НПС-15, не имело тарифа на оказание услуг в отношении данных объектов.
Сетевые объекты, к которым присоединены НПС-11, НПС-15, в спорный период, не были включены в Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Представитель ответчика просит в иске отказать, считает, что только ПАО "ФСК ЕЭС" является надлежащей сетевой компанией, поскольку именно к сетям данной организации технологически присоединены энергопринимающие устройства НПС-11, НПС-15, между ответчиком и ПАО "ФКС ЕЭС" заключено дополнительное соглашение N 14 от 15.10.2014 г., которое исполняется его сторонами в отношении спорных точек поставки.
В этой связи ООО "Транснефтьэнерго" считает себя ненадлежащим ответчиком, так как денежные расчеты за оказанные в декабре 2014 года услуги произвело с ПАО "ФСК ЕЭС".
Третье лицо, АО "ДВУЭК", поддержало процессуальную позицию
истца.
Третье лицо, ПАО "ФСК ЕЭС", согласно с доводом ответчика, дополнительно указывает на непоследовательность позиции истца, настаивавшего в рамках дела N А40-83196/15 на отказе ОАО "ДВУЭК" в удовлетворении иска, что, по мнению третьего лица, является злоупотреблением истцом правом. Считает, что в спорный период обладало тарифом по спорным объектам (п.81 Основ ценообразования, приказ ФСТ N555-Э/2 от 29.12.2009 г.).
Третье лицо, ООО "Транснефть-Восток" поддержало доводы ответчика и третьего лица ПАО "ФСК ЕЭС".
Министерство энергетики Российской Федерации представило суду письменные пояснения от 10 мая 2017 года N 03-113, согласно которым НПС15 отнесена к ЕНЭС приказом Минэнерго России от 08.06.2016 г. N516.
НПС11 не относится к ЭНЭС, так как находится в западном районе электроэнергетической системы республики Саха (Якутия), который включен в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
Исходя из указанных пояснений, представитель истца считает, что из данного ответа следует запрет на отнесение НПС11 к ЕНЭС.
В этой связи судебным запросом от 11 мая 2017 года от Минэнерго запрошены дополнительные пояснения по вопросу возможности отнесения НПС11 к ЕНЭС.
Согласно ответу от Минэнерго России от 31 мая 2017 года N 03-127 НПС11 не может быть отнесена к ЕНЭС на текущий момент.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 07 августа 2015 года подлежащим отмене по безусловным основаниям, предусмотренным п.4, ч.4, ст.270 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, в 2014 году общество "Якутскэнерго" выполняло функции гарантирующего поставщика и сетевой организации, совмещая деятельность по продаже электрической энергии с деятельностью по её передаче по распределительным сетям на территории технологически изолированной электроэнергетической системы в Республике Саха (Якутия). Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществлялась по тарифам, установленным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования тарифов в рамках "котловой" экономической модели, где потребители рассчитывались с обществом "Якутскэнерго" ("котлодержателем") по единому котловому тарифу, а "котлодержатель" с прочими территориальными сетевыми организациями - по индивидуальным тарифам.
В августе 2014 года энергопринимающие устройства нефтеперекачивающих станций (НПС-11 и НПС-15) общества "Транснефть- Восток" были в установленном порядке технологически присоединены к подстанциям ПС 220 кВ "НПС-11" и ПС 220 кВ "НПС-15" (далее - подстанции), принадлежащим федеральной сетевой компании и введенным в эксплуатацию в том же месяце.
В декабре 2014 года подстанции не числились в Реестре объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть (далее - ЕНЭС).
Общество "Транснефтьэнерго" как энергосбытовая организация приобретало электроэнергию у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи от 25.09.2014 N 1 и поставляло ее на НПС-11 и НПС-15.
Между энергосбытовой компанией и федеральной сетевой компанией заключен договор по оказанию услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 N 517/П. Дополнительным соглашением от 15.10.2014 N 14 к этому договору стороны согласовали оказание услуг по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 N 552-э/2 федеральной сетевой компании утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2010-2014 годы.
Подстанции опосредованно через объекты электросетевого хозяйства акционерного общества "ДВЭУК" присоединены к принадлежавшим обществу "Якутскэнерго" электросетям. Правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии с обществом "Якутскэнерго" не урегулированы.
Сославшись на указанные обстоятельства, общество "Якутскэнерго" потребовало у энергосбытовой компании 17 444 225,88 руб. за услуги по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15, оказанные в декабре 2014 года.
Отказ последней явился поводом для обращения общества "Якутскэнерго" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Из статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Указанные действия осуществляются сетевыми организациями. Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги (пункты 8, 12 Правил N 861).
Передача электроэнергии может осуществляться с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС (по магистральным сетям) или при помощи объектов, не входящих в ЕНЭС (по распределительным сетям).
Территориальные сетевые организации оказывают услуги по распределительным сетям (статья 3, пункты 1, 4 статьи 41 Закона об электроэнергетике).
Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8 - 10 Закона об электроэнергетике, статьи 4, 8 Федерального закона от 26.03.2003 N Зб-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", далее - Закон N Зб-ФЗ, статья 3 Устава федеральной сетевой компании).
Таким образом, критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства: по общему правилу если присоединение осуществлено к объекту ЕНЭС, то услуги оказывает федеральная сетевая компания; если не к объекту ЕНЭС - то территориальная сетевая организация (одна или в совокупности со смежными территориальными сетевыми компаниями). Исключения установлены, например, для случаев передачи территориальным сетевым организациям в аренду объектов электросетевого хозяйства ЕНЭС и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии (статья 3, пункты 6-11 статьи 8 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона об электроэнергетике, пунктом 2 Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526, выделение из состава Единой энергетической системы России объектов ЕНЭС как комплекса объектов электросетевого хозяйства, объединяющих большинство регионов страны, носит строго целевой характер - обеспечение устойчивого снабжения электрической энергией потребителей, функционирования оптового рынка, а также параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Технологические характеристики, в соответствии с которыми объекты электросетевого хозяйства могут использоваться для реализации указанных целей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".
При создании федеральной сетевой компании ей передавались магистральные сети, принадлежавшие Российскому акционерному обществу "ЕЭС России", являвшиеся составными частями ЕНЭС и обеспечивавшие в том числе объединение электростанций и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт. При реорганизации акционерного общества "Единая энергетическая система России" законом запрещалось одновременное владение одним лицом (субъектом электроэнергетики) на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, относящимися к ЕНЭС, и объектами, не относящимися к ЕНЭС (статьи 4, 8 Закона N З6-ФЗ).
В силу статьи 10 Закона об электроэнергетике и пунктов 3.1, 3.2 Устава федеральной сетевой компании последняя осуществляет деятельность по развитию сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. При этом схемы и программы развития ЕНЭС на долгосрочный период разрабатываются с участием системного оператора в целях организации осуществления технических и технологических мероприятий и утверждаются Правительством Российской Федерации. Регулирование инвестиционной деятельности федеральной сетевой компании осуществляет Минэнерго России.
По инвестиционным программам федеральная сетевая компания осуществляет строительство объектов электросетевого хозяйства, предназначенных для развития ЕНЭС и отвечающих критериям ЕНЭС. Строительство осуществляется под контролем Минэнерго России и системного оператора.
Следовательно, объекты, созданные федеральной сетевой компанией в рамках инвестиционной программы, по своему целевому предназначению являются объектами ЕНЭС. Это может быть опровергнуто заинтересованным лицом.
В подтверждение статуса подстанций как объектов ЕНЭС энергосбытовая компания и федеральная сетевая компания со ссылками на приказы Минэнерго России от 15.07.2010 N 333, от 13.12.2013 N 889, от 13.12.2013 N 889 указывали, что подстанции, питающие НПС-11 и НПС-13, созданы в рамках реализации схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы, инвестиционной программы федеральной сетевой компании на 2013 - 2017 годы; а также включены в график проведения плановых проверок хода реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в 2014 году.
Довод истца о невозможности отнесения НПС-15 и НПС-11 к объектам ЕНЭС проверен судом апелляционной инстанции посредством привлечения к делу Министерства энергетики Российской Федерации.
Министерство энергетики Российской Федерации представило суду письменные пояснения от 10 мая 2017 года N 03-113, согласно которым НПС15 отнесена к ЕНЭС приказом Минэнерго России от 08.06.2016 г. N516.
НПС11 не относится к ЭНЭС, так как находится в западном районе электроэнергетической системы республики Саха (Якутия), который включен в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
Вместе с тем с целью присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к ЕНЭС в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 2 февраля 2016 г. N АД-П9-13пр Минэнерго России разработан план мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению синхронизации работы отдельных энергорайонов Республики Саха (Якутия) с ЕЭС России.
Указанная дорожная карта, в том числе предполагает реализацию комплекса технических мероприятий, направленных на обеспечение синхронной работы Западного (в том числе Олекминского) знергорайона Республики Саха (Якутия) с ОЭС Востока, исключение указанного энергорайона из перечня ТИТЭЭС и отнесение к ЕНЗС объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) и соответствующих критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N " 41, в том числе ПС 220 кВ "НПС-11".
Присоединение Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России и отнесение указанного района к неценовой зоне оптового рынка электрической энергии (мощности) Дальнего Востока планируется с 1 января 2018 г. Проект указанной дорожной карты и проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В этой связи довод истца о не возможности отнесения ПС 220 кВ "НПС-11" к ЕНЭС отклоняется судебной коллегией.
Таким образом, в отсутствие признаков злоупотребления правом появление в течение периода регулирования у сетевой компании в связи введением в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства новых точек поставки, не учтенных в тарифном решении, не препятствует этой сетевой компании получать оплату по тарифу, установленному на этот период регулирования. В данном случае дисбаланс выручки сетевой компании подлежит корректировке мерами тарифного регулирования в последующих периодах.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Госпошлина, не оплаченная истцом при обращении с апелляционной жалобой, подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб. (ст.333.40 НК РФ).
Расходы ответчика и третьего лица ПАО "ФСК ЕЭС" за рассмотрение кассационных жалоб судом округа относятся на истца (ст.110 АПК РФ).
В приложениях к кассационным жалобам, поданным в Верховный Суд Российской Федерации, ответчиком и третьим лицом ПАО "ФСК ЕЭС" указаны документы, подтверждающие оплату госпошлины.
Между тем, доказательства оплаты госпошлины ответчиком и третьим лицом за рассмотрение указанных жалоб в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах ответчик и ПАО "ФСК ЕЭС" не лишены возможности обратиться в суд первой инстанции с заявлением о распределении расходов по оплате госпошлины за рассмотрение кассационных жалоб Верховным Судом Российской Федерации в порядке ст.112 АПК РФ с представлением доказательств оплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2015 года по делу N А40-54847/15 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ПАО "ЯкутскЭнерго" в пользу ООО "Транснефтьэнерго" 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с ПАО "ЯкутскЭнерго" в пользу ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ" 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с ПАО "ЯкутскЭнерго" 3 000 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54847/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2016 г. N Ф05-5809/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЯКУТСКЭНЕРГО", ООО "ДВЭУК", ПАО "ЯкутскЭнерго"
Ответчик: ООО "ТРАНСНЕФТЬЭНЕРГО"
Третье лицо: ОАО "ДВЭУК", ОАО "ФСК ЕЭС", ПАО "ФСК ЕЭС"
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64442/18
18.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5809/16
13.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5597/17
21.03.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 61-ПЭК17
02.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5809/16
24.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45839/15
07.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-54847/15