Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф05-12701/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А40-220593/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Шайхетдиновой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.04.2017 по делу N А40-220593/16, принятое судьей Масловым С.В.,
по заявлению ОАО "РЖД" к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решенияе об отказе в государственной регистрации прав
третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве
при участии:
от заявителя: |
Закиров Т.И. по доверенности от 18.067.2016 77АВ 1190424 |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д. А. по доверенности от 29.12.2016 N 33596/2016 |
от третьего лица |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество "РЖД" (далее- Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее- ответчик, Управление) от 04.08.2016 г. N 77/012/008/2016-2843 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, участок N 8, Савеловской железной дороги площадью 6009 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0001002:28 и обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В обоснование своей позиции заявитель указал на то, что право собственности в отношении объекта регистрации является ранее возникшим.
Арбитражный суд г.Москвы в решении от 03.04.2017 отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие к тому правовых и фактических оснований.
Заявитель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, подал апелляционную жалобу, в которой настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного акта по основаниям не соответствия его выводов фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права и процессуального права. По мнению заявителя, суд не учел тот факт, что ТУ Росимущества в г. Москве обращаясь с заявлением о совершении регистрационных действий просило зарегистрировать ранее возникшее право собственности. Также указывает на не применение при рассмотрении спора норм права, подлежащих применению, неверную оценку всех представленных в дело доказательств, что привело к принятию неверного решения.
В судебное заседание не явились представители ТУ Росимущества в г.Москве, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие, в порядке, предусмотренном ст.ст.121,123,156 АПК РФ, при отсутствии возражений сторон.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, считает необходимым отменить обжалованное решение, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление с заявлением от 22 июня 2016 N 77/012/008/2016-2843 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г.Москва, участок N 8, Савеловской железной дороги, площадью 6009 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0001002:28. (л.д.85)
Решением от 04 августа 2016 года N 77/012/008/2016-2843 Управлением было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям, указанным в абз.4,8,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее- Закон о регистрации), в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении сведениям и документам установить, что земельный участок бесспорно относится к землям федеральной собственности, поскольку на нем отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества. (л.д.32).
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал на отсутствие совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке гл.24 АПК РФ. Признал выводы, положенные в основу оспариваемого решения обоснованными.
Рассмотрев спор повторно, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о соответствии оспоренного акта нормам законодательства, ошибочным, сделанным при неверной оценке представленных доказательств и неверным применением норм права, регулирующего спор, исходя из следующего.
Ответчик наделен полномочиями по вынесению оспариваемого по делу решения, что не оспаривается сторонами и верно установлено судом первой инстанции.
В соответствии с нормами абз.4, 8, 10 п.1 ст.20 этого же Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п.1 ст.30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В заявлении о государственной регистрации в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок, был указан Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
В соответствии с абз.3 п.3 ст.4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.1995 N 153-ФЗ (в действовавшей редакции) землями железнодорожного транспорта предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001002:28 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее Закон N 153-ФЗ), что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204.
Согласно п.1 ст.6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
В силу п.1 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее также - Постановление N 22-МКЗ) и учтены в приведенном документе. Постановление N22-МКЗ представлено в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки полос отвода железных дорог в границах города Москвы.
В соответствии с представленным в материалы дела кадастровым паспортом, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001002:28 имеет площадь 6009 кв.м., а в графе местоположение участка указано-"участок N 8 Савеловской железной дороги" (л.д.22)
В соответствии с письмом ДЗР г.Москвы указанный земельный участок предоставлен ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 22-МКЗ "Об установлении прав пользования земельными участками МЖД и Октябрьской железной дороге в г.Москве". (л.д.31)
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 27.12.2013 г., на указанном земельном участке расположены объекты железнодорожного транспорта, принадлежащие ОАО "РЖД". (л.д.34)
Учитывая приведенные обстоятельства спора и нормы права, коллегия приходит к выводу, что у государственного регистратора имелось достаточно сведений, чтобы прийти к выводу том, что право собственности на заявленный к регистрации земельный участок возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которое в силу п.1 ст.6 указанного закона признается юридически действительными при отсутствии его государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0001002:28 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
При таких данных, апелляционный суд считает необходимым отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить заявленные требования.
Судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины, подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.04.2017 по делу N А40-220593/16 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2843 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресным ориентирами: г.Москва, участок N 8, Савёловской железной дороги площадью 6009 кв.м., с кадастровым номером 77:02:0001002:28.
Обязать Управление Росреестра по Москве зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6009 кв. м. с кадастровым номером 77:02:0001002:28, с адресным ориентирами: г. Москва, участок N 8, Савёловской железной дороги.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ОАО "РЖД" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи) по иску и 1 500 руб. (одна тысяча пятьсот) по апелляционной жалобе.
Возвратить ОАО "РЖД" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220593/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф05-12701/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, ТУ Росимущества по Москве