г. Москва |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А40-169404/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Лящевского И.С., Панкратовой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Правовые гарантии" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 марта 2017 года по делу N А40-169404/16, принятое судьей Болиевой В.З.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Правовый гарантии" (ОГРН 1027723005507)
к заинтересованным лицам: Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) Правительству Москвы, Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства
О признании незаконным решение и обязании предоставить имущественную поддержку
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гаврилов П.В. по доверенности от 14.03.2017;
от ответчиков: не явились, извещены,
Общество с ограниченной ответственностью "Правовые гарантии" (далее -истец, ООО "Правовые гарантии") обратилось в Арбитражный суд города Москвы стребованием об оспаривание решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства от 11.02.2016 N ДГИ-П-89/1 и обязании предоставить имущественную поддержку.
Таким образом, дело подлежит рассмотрению по требованиям о признании незаконным решения МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства об отказе ООО "Правовые гарантии" в предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3500
руб. за кв.м. объекта нежилого фонда в год на 2016 год, находящегося в собственности
г. Москвы, обязании Правительства Москвы устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов ООО "Правовые гарантии" в соответствие с главой 24 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2017 года в удовлетворении заявлении отказано.
С решением суда первой инстанции не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании заявитель апелляционной жалобы полностью поддержал ее доводы, ответчики в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ООО "Правовые гарантии" был заключен договор аренды N 05-00284/03 от 21.06.2003 г. на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности г. Москвы 5551-03, в соответствии с которым на основании Распоряжения ДИГМ от 25.04.2003 г. N 1902-р/05 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество (нежилое помещение, здание) общей площадью 84,4 кв.м., расположенное по адресу: Москва, ул. Краснодарская, д.13, в целях использования под юридическую консультацию, сроком действия с 25.04.2003 г. по 25.04.2006 г. (п. 1.1., 2.1.).
Между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 17.07.2015 г. в части продления срока действия договора аренды от 21.06.2003 г. N 05-00284/03 на нежилые помещения общей площадью 83,3 кв.м. по адресу: Москва, ул. Краснодарская, д.13, срок действия договора установлен по 30.06.2020 г.
Согласно п. 2 доп.соглашения, с 17.07.2015 г. установлена ставка арендной платы за 1 кв.м. в год равной 8265,00 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Согласно п. 6 дополнительного соглашения от 17.07.2015 г. к договору, оно вступает в силу с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Дополнительное соглашение зарегистрировано 11.11.2015 г.
Как указывает заявитель, 16.11.2015 г. общество представило в Департамент пакет документов в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства" для рассмотрения вопроса о предоставлении имущественной поддержки ООО "Правовые гарантии" в виде установления минимальной ставки арендной платы арендатору.
Письмом от 23.12.2015 г. и 14.01.2016 г. департамент уведомил о том, что пакет
документов принят к рассмотрению, и данный вопрос включен в повестку заседания МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
06.07.2016 г. обществом было получено письмо Департамента от 17.06.2016 г. N ДГИ-1-44835/16-1, в котором было указано, что МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отказала обществу в предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде льготной ставки арендной платы на основании п.2.1.4 приложения к постановлению Правительства Москвы N 424-ПП от 01.07.2013 г. "О создании Межведомственной комиссии по предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства", а именно у арендатора имеется задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
По мнению заявителя, данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку предыдущее дополнительное соглашение от 29 июня 2015 г. было заключено до 30.06.2015 г., при этом задолженность на 30.06.2015 г. по оплате аренды у общества отсутствовала, что подтверждается расчетом суммы задолженности по арендой плате и пени по договору аренды N 05-00284/03 от 21.06.2003 г. Пунктом 2 нового дополнительного соглашения от 17.07.2015 г. была существенно увеличена ставка арендной платы, при этом п. 6 соглашения было установлено, что оно вступает в силу с момента государственной регистрации, следовательно, по мнению заявителя, он вправе был вносить арендную плату согласно предыдущей ставке, установленной дополнительным соглашением от 29.06.2010 г. (ст. 610, 621 ГК РФ).
Согласно расчету суммы задолженности по арендной плате и пени по договору аренды N 05-00284/03 от 21.06.2003 г., обязанность по оплате по ставке, установленной
п. 2 нового дополнительного соглашения от 17.07.2015 г., возникла у общества после государственной регистрации 11.11.2015 г., вышеуказанного дополнительного соглашения, с 05.12.2015 г., в том числе и за предыдущие месяцы, начиная с 17.07.2015 г.
В соответствии с п. 5.3 положения о МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства - решение Комиссии о предоставлении имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, в год по обращениям субъектов малого предпринимательства, поступившим до 01 декабря текущего года должно быть принято не позднее 01 января следующего года и принимает срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки, в этой связи, заявитель считает, что у общества не могло возникнуть условий для отказа в принятии положительного решения на основании п.2.1.4 Положения к постановлению Правительства Москвы N 424-ПП от 01.07.2013 г. "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства" ни на момент подачи документов 16.11.2015 г., ни в течение срока, установленного для принятия МВК решения.
Кроме того, заявитель указывает на то, что непосредственное решение (протокол) МВК по представлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства ООО "Правовые гарантии" представлено не было. Возможность ознакомиться с протоколом заседания МВК была предоставлена обществу в судебном заедании 14.03.2017 г. впервые, из протокола МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, заседание МВК состоялось 11.02.2016 г.
Согласно п.5.1. Положения о МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в целях принятия комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества г. Москвы или Комиссию обращения с приложение следующих документов_".
В соответствии с п. 5.3 данного положения: "Решение Комиссии о представлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки и подлежит ежегодному подтверждению, если иное не предусмотрено решением Комиссии". Указанный срок является пресекательным.
Ссылаясь на данные положения, заявитель считает, что решение МВК по заявлению ООО "Правовые гарантии" должно было быть принято не позднее 16.12.2015 г., и рассмотрение заявления на заседании МВК 11.02.2016 г. является нарушением вышеуказанного Положения. Поскольку заявление ООО "Правовые гарантии" было рассмотрено МВК уже в 2016 г., объективной оценкой наличия задолженности по арендной плате может являться исключительно сумма задолженности на момент подачи истцом заявления о предоставлении имущественной поддержки, а именно 16.11.2015.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя с настоящими требованиями об оспаривании решения МВК по предоставлению имущественной поддержки субъектами малого предпринимательства об отказе ООО "Правовые Гарантии" в предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. объекта нежилого фонда в год на 2016 г., находящегося в собственности г. Москвы.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего
предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы (пункты 3, 4 статьи 20, статья 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статья 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", статья 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Порядок передачи объектов недвижимого имущества города Москвы во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, а также порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается Правительством Москвы (пункт 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы", пункт 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", статья 21 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП).
Пунктом 1.1 постановления предусмотрено, что с 1 октября 2013 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно пункту 1.3.1 пункта 1.3 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области, в том числе, социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания").
Согласно пункту 2.1 постановления N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства, указанным в пункте 1.3 настоящего постановления, при условии получения субъектом малого предпринимательства заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 октября каждого года решения о применении ставки арендной платы.
Пунктом 2.4 постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне г. Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Постановление N 800-ПП опубликовано от 28 декабря 2012 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, т. 1.
В соответствии с п.п. 1, 1.1. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 1 января 2014 года имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Применение льгот при расчете арендной платы с 01.01.2014 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее Комиссия).
Согласно разделу 2 указанного постановления, Комиссия принимает решение о
предоставлении имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной платы на основании обращения с приложением соответствующего пакета документов.
В п. 2.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (утверждено постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, далее - Положение о Комиссии) также предусмотрено, что решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия).
Льготная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства порядка, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1 настоящего Постановления.
В силу п. 5.1 Положения о Комиссии в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением установленного перечня документов.
В п. 5.1.2.1 Положения о Комиссии установлена обязанность лица, обращающегося за имущественной поддержкой в Комиссию, представить документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Исходя из приведенных норм, субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне г. Москвы, должен был представить в Департамент городского имущества г. Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п. 5.1. Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Как усматривается из материалов дела, общество реализовало свое право на установление льготной ставки арендной платы, обратившись в установленном порядке в Комиссию с заявлением об установлении льготной ставки арендной платы на 2016 г.
При этом, обращения общества в Департамент или МВК об установлении льготной ставки арендной платы по договору аренды на 2015 г. не поступало. Соответственно, департаментом с 17.07.2015 г. осуществлялось начисление арендной платы по договору аренды от 21.06.2003 г. N 05-00284/03 в соответствии с п. 2 дополнительного соглашения к договору от 17.07.2015 г.
Письмом от 06.07.2016 г. N ДГИ-1-44835/16-1 департамент уведомил истца о том, что решением Комиссии ему отказано в установлении на 2016 г. льготной ставки арендной платы. Основанием для решения Комиссии об отказе в установлении имущественной поддержки на 2016 г. указано на несоблюдение п. 2.1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП, а именно у арендатора имеется задолженность по арендой плате в течение двух периодов платы подряд либо недоплата арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
Заявителем не оспариваются действия Комиссии, в этой связи довод общества о нарушении срока рассмотрения его заявления не может быть принят в качестве основания для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2017 года по делу N А40-169404/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169404/2016
Истец: ООО Правовые гарантии
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, Правительство Москвы