Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2017 г. N Ф08-6746/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
17 июля 2017 г. |
дело N А32-6478/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.А. Шемшиленко,
при участии:
представитель по доверенности от 14.02.2017, Поздняков Е.В., паспорт;
от администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель Поздняковой Анастасии Сергеевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2017 по делу N А32-6478/2017, принятое судьей Семушиным А.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Поздняковой Анастасии Сергеевны к Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Позднякова Анастасия Сергеевна обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района о признании незаконным решения администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, выразившееся в отказе от 26.01.2017 в допуске к участию в аукционе Индивидуального предпринимателя Поздняковой Анастасии Сергеевны, ИНН 235620419807 на право заключения договоров аренды земельного участка, общей площадью 34594 кв.м. с кадастровым номером 23:35:0505018:33, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, северная часть, вид разрешенное использования - сельскохозяйственное использование, земли населенных пунктов; обязании администрацию Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Поздняковой Анастасии Сергеевне ИНН 235620419807 в аренду земельного участка общей площадью 34594 кв.м., с кадастровым номером 23:35:0505018:33, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, северная часть, вид разрешенное использования - сельскохозяйственное использование, земли населенных пунктов, подготовить проект договора аренды земельного участка общей площадью 34594 кв.м., с кадастровым номером 23:35:0505018:33, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, северная часть и направить в адрес ИП Поздняковой А.С. проект договора аренды по вышеуказанному земельному участку не позднее двухнедельного срока с момента вступления в законную силу решения. Требования мотивированы тем, что по мнению заявителя в аукционе проводимом в связи с начатой процедурой предоставления земельного участка для КФХ по правилам ст.39.18 Земельного кодекса РФ может участвовать неограниченный круг участников, в том числе предприниматели, которым является заявитель.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что законодателем ограничен субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности): граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает права заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагает, что действия администрации Усть-Лабинского городского поселения выразившиеся в отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договоров аренды земельного участка, противоречат нормам земельного законодательства и нарушает права заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил ходатайство Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района в судебное заседание представителя не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем, и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в её отсутствие.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Поздняковой Анастасии Сергеевны доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель ознакомившись с информационным сообщением о проведении торгов, опубликованным в газете "Сельская Новь" N 145(13579) от 24.12.2016 обратился с заявлением в администрацию Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка кадастровый номер 23:35:0505018:33 площадью 34594 м., расположенного по адресу: г. Усть-Лабинск, северная часть (лот N 1), разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли населенных пунктов. К заявлению был предоставлены следующие документы: копия паспорта, копия свидетельства ИНН, ОГРНИП, реквизиты счета, выписка из ЕГРИП, копия квитанции.
Администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района в лице рабочей группы по рассмотрению заявок, поступивших на участие в аукционе, было отказано в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Отказ оформлен уведомлением об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка за подписью председателя рабочей группы Л.Н. Вьюрковой.
По мнению Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, основанием для отказа послужило то, что Позднякова А.С. является индивидуальным предпринимателем, а не индивидуальным предпринимателем - главой КФХ, либо КФХ - юридическим лицом.
Предприниматель не согласилась с указанным решением и обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
При этом в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Следовательно, нормы Земельного кодекса Российской Федерации являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научноисследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе:
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения; и земли населенных пунктов.
Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно статьи 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
При этом, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
На территории Усть-Лабинского городского утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения.
В связи с этим, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками (из государственной собственности) возложены на орган местного самоуправления Усть-Лабинского городского поселения - администрацию Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района.
То есть с 1 марта 2015 г. администрация городского поселения является надлежащим лицом которое вправе совершать все действия по распоряжению земельными участками государственной собственности на территории городского поселения и по сути, с 1 марта 2015 года на администрацию Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района перешли права и обязанности арендодателя по заключенным до 1 марта 2015 года договорам аренды в отношении земельных участков из государственной собственности расположенных на территории Усть-Лабинского городского поселения.
07.07.2016 в адрес администрации города обратилась глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Пилипенко Раиса Александровна с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505018:33.
После этого администрация города опубликовала Извещение со следующим текстом: ввиду поступления заявления от главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении в аренду земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, согласно пп.1 п.1. ст.39.18 Земельного кодекса РФ информирует о возможности предоставления в аренду на 10 (десять) лет земельных участков находящихся в государственной собственности по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, северная часть кадастровый номер 23:35:0505018:33, площадью 34594 кв.м, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, категория земель: земли населенных пунктов; Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г.Усть-Лабинск, северная часть кадастровый номер 23:35:0547007:4, площадью 4564 кв.м, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, категория земель: земли населенных пунктов; Краснодарский край, Усть-Лабинский район, к юго-востоку от г. Усть-Лабинска, (участок 60, секция 14), кадастровый номер 23:35:0541004:7, площадью 50655 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли населенных пунктов; Граждане - индивидуальные предприниматели главы крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, которые заинтересованы в приобретении прав на обозначенные земельные участки, в течение тридцати дней со дня опубликования настоящей информации в газете "Сельская новь" от 28.07.2016 г N 82(13516), могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков (в форме документа на бумажном носителе) по адресу: г.Усть-Лабинск, ул.Ленина, д.ЗЗ (каб. 4) ежедневно в рабочее время, кроме выходных и праздничных дней с 9-00 до 16-00,пятница с 9-00 до 15.00, перерыв с 12.00-13.00 по адресу: г.Усть-Лабинск, ул. Ленина, 33, кабинет N 4, тел. 5-09-14.
Извещение было опубликовано: - 28.07.2016 на сайте администрации города www.gorod-ust-labinsk.ru; - 28.07.2016 в районной газете "Сельская новь" заN 82 (13516). - 29.07.2016 г. на сайте www.torgi. gov. ru.
23.08.2016 в адрес администрации города поступило заявление главы КФХ Тупотилова Анатолия Анатольевича о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505018:33.
29.08.2016 администрация города издала постановление N 264-р о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505018:33.
29.08.2016 в адрес главы КФХ Тупотилова Анатолия Анатольевича направлено сообщение о том, что будет проведен аукцион.
- 29.08.2016 в адрес главы КФХ Пилипенко Раисы Александровны направлено сообщение о том, что в связи с поступлением от главы КФХ заявления о намерении участвовать в аукционе - администрация города отказывает в предоставлении земельного участка и будет проведен аукцион.
Администрация города, опубликовала Извещение о проведении аукциона, - лотом N 1 которым значился земельный участок площадью 345904 кв.м, кадастровый номер 23:35:0505018:33 по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, северная часть, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, категория земель: земли населенных пунктов.
В Извещении администрация города конкретно указала: Участниками могут являться только граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (граждане - индивидуальные предприниматели главы крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянские (фермерские) хозяйства- юридические лица).
Извещение было опубликовано: 23.12.2016 на сайте www.torgi.gov.ru; 24.12.2016 г. в газете "Сельская новь" (N 145 (13579); 29.12.2016 г. на сайте администрации города www.gorod-ust-labinsk.ru.
25.01.2017 предприниматель обратился в администрацию города с заявкой об участии в аукционе.
26.01.2017 заявителю было вручено Уведомление "об отказе в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка", которым он был уведомлен о том, что в соответствии с Протоколом N 24 от 26 января 2017 г. Рабочей группы администрации города (по основанию, обозначенному в пп. 3 п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ) заявитель не допускается к участию в аукционе.
Согласно ст. ст. 11, 12 Федерального закона РФ ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны определенные сведения.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу части 2 указанной статьи в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
По пункту 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно пункту 12 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующего основания: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Законодателем ограничен субъектный состав лиц, которые могут быть участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности): граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Апелляционной коллегией отклоняется довод предпринимателя о том, что земельный участок может использоваться для строительства, не исключают его возможность предоставления только для целей КФХ.
Положения пунктов 1 - 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, которые ранее предоставляли возможность получения для целей создания либо расширения крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка без проведения торгов, были изменены, соответствующие положения из текста данной статьи исключены. Пункт 1 статьи 12 изложен как бланкетная норма права. Указано, что порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В силу пункта 2 статьи 3 указанного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1695-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шишлакова Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указал, что оспариваемые нормы, учитывающее целевой характер использования земель сельскохозяйственного назначения, предусматривают возможность строительства на них объектов недвижимости, обеспечивающих ведение фермерского хозяйства или сельскохозяйственного производства, а также достижение иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое решение не нарушает права заявителя, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2017 по делу N А32-6478/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6478/2017
Истец: ИП Позднякова Анастасия Сергеевна, Позднякова Анастасия Сергеевна
Ответчик: Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10417/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10417/19
10.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14045/19
16.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14053/18
23.07.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6478/17
26.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6746/17
17.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8550/17
28.03.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6478/17