г. Москва |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А40-168255/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Лящевского И.С., Панкратовой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыревой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Алтэй" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 апреля 2017 года по делу N А40-168255/16, принятое судьей Селиверстовой Н.Н.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Алтэй" (ОГРН 1097746233001)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Талызина Н.В. по доверенности от 02.08.2016, Беспалов С.А. по доверенности от 02.08.2016;
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
Общество с ограниченной ответственностью "Алтэй" обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 06- 00266/08 от 14.03.2008 года в размере 3 500 рублей в год с 03.08.2015 года до 31.12.2016 года и обязании Департамента городского имущества города Москвы заключить с Истцом дополнительное соглашение к договору аренды N 06-00266/08 от 14.03.2008 года в размере 3 500 руб. в год с 03.08.2015 года (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда первой инстанции не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании заявитель апелляционной жалобы полностью поддержал ее доводы, ответчики третье лицо в судебном заседании не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, от 14.03.2008 N 06-00266/08 с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей Департамент имущества города Москвы (арендодатель, правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы) предоставил Обществу с ограниченной ответственностью "Алтэй" (арендатор) во временное пользование нежилое помещение площадью 264,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 60 сроком до 01.07.2015 год.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП 16.04.2008 года.
17.04.2015 обратился к Департаменту городского имущества города Москвы с заявлением Истец вх. N 33-5-11185/15-(0)-0 о предоставлении ему государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы" в части продления срока действия договора.
Департамент городского имущества города Москвы письмом от 25.11.2015 года направил в адрес арендатора проект дополнительного соглашения к указанному договору о продлении срока аренды до 02.08.2025 года с установлением ставки арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда в размере 12 925,00 руб. за кв. м в год.
Общество, не согласившись с размером предлагаемой арендной ставки, обратилось с заявлением от 23.12.2015 года к Департаменту городского имущества города Москвы о предоставлении обществу преференции в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 3.500,00 руб. за кв. м, направив с письмом протокол разногласий.
Ответным письмом от 30.12.2015 года исх. N 33-5-11185/15-1710 Департамент сообщил, что переоформление договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В целях рассмотрения вопроса об оказании имущественной поддержки, арендатор вправе в случае соответствия критериям постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 года N 800-ПП направить обращение в Комиссию с приложением документов, предусмотренных п. 5.1 приложения к постановлению правительства Москвы от 01.07.2013 года N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", направив повторно проект дополнительного соглашения к договору аренды.
Дополнительное соглашение от 03.08.2015 года к договору аренды о продлении срока действия договора аренды, изменении целевого использования помещений, и установлении с 03.08.2015 года рыночной ставки арендной платы подписано Обществом и возвращено в Департамент. Дополнительное соглашение к договору аренды зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП 10 февраля 2016 года.
Отказ Департамента от заключения дополнительного соглашения на условиях, предлагаемых Истцом, в части установления льготной ставки арендной платы по договору в размере 3.500,00 руб. за 1 кв. м в год, явился основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21, пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы (пункты 3, 4 статьи 20, статья 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статья 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", статья 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
Порядок передачи объектов недвижимого имущества города Москвы во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, а также порядок определения платы за пользование объектами собственности города Москвы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) устанавливается Правительством Москвы (пункт 1 статьи 11 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. N 53 "Об имущественной казне города Москвы", пункт 7 статьи 19 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", статья 21 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы").
В целях реализации полномочий г. Москвы по управлению государственным имуществом Правительством Москвы принято постановление от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление N 800-ПП).
Пунктом 1.1 постановления предусмотрено, что с 1 октября 2013 г. предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Согласно пункту 1.3.1 пункта 1.3 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне г. Москвы по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области, в том числе, социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания").
Согласно пункту 2.1 постановления N 800-ПП ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства, указанным в пункте 1.3 настоящего постановления, при условии получения субъектом малого предпринимательства заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 октября каждого года решения о применении ставки арендной платы.
Пунктом 2.4 постановления предусмотрено, что по действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне г. Москвы и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, заключенным без проведения торгов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящего постановления, ставка арендной платы определяется в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Постановление N 800-ПП опубликовано от 28 декабря 2012 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, т. 1.
В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", пункты 1, 2 настоящего Постановления действуют до 1 июля 2016 года.
Постановлениями от 24.05.2016 N 272-ПП, от 01.07.2016 N 386-ПП срок предоставления имущественной поддержки продлен до 31.12.2016 г.
Таким образом, истец обладает правом на применение ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1, пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", что не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в ред. от 29.10.2013 N 710-ПП, от 24.02.2015 N 71-ПП), ответчику не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так как данный субъект малого предпринимательства подпадает к критериям пункта 1.1 Постановления (площадь арендуемых помещений составляет менее 300 кв.м.), и к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления.
Доводы Департамента о необходимости обращения арендатора в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки и ссылка на подписание истцом дополнительного соглашения от 03.08.2015 года не могут приняты в качестве основания для отказа в удовлетворении требований истца.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии c законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
В п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП
"О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" предусмотрено, что с 1 января 2014 года предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2016 г. по делу N А40-175655/2015, от 16.02.2017 г. по делу N А40-89246/2016.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Госпошлина по иску и по апелляционной жалобе в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2017 года по делу N А40-168255/16 отменить.
Признать право Общества с ограниченной ответственностью "Алтэй" (ОГРН 1097746233001) на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 06-00266/08 от 14.03.2008 года в размере 3 500 рублей за 1кв.м в год с 03.08.2015 года до 31.12.2016 года и обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "Алтэй" (ОГРН 1097746233001) дополнительное соглашение к договору аренды N 06-00266/08 от 14.03.2008 года, установив размер арендной платы 3 500 руб.за 1 кв.м в год с 03.08.2015 года.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Алтэй" (ОГРН 1097746233001) 6000 руб. в возмещение расходов госпошлины по иску и 3000 руб. госпошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168255/2016
Истец: ООО "АЛТЭЙ"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Правительство г. Москвы