г. Пермь |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А60-63207/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Васильевой Е. В., Гуляковой Г. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ситниковой Т. В.
при участии:
от заявителя - муниципального автономного учреждения "Городская клиническая больница N 14" (ОГРН 1036604789759, ИНН 6663020620): Шунайлова С. С., предъявлен паспорт, доверенность от 15.03.2017, Иванова Е. Н., предъявлен паспорт, доверенность от 11.11.2016
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910): Бессонова Л. О., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2017
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального автономного учреждения "Городская клиническая больница N 14"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 апреля 2017 года по делу N А60-63207/2016
принятое судьей Ремезовой Н. И.,
по заявлению муниципального автономного учреждения "Городская клиническая больница N 14"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта в части,
установил:
Муниципальное автономное учреждение "Городская клиническая больница N 14" (далее - заявитель, учреждение, МАУ "ГКБ N 14") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения (акт проверки) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС Свердловской области, фонд, заинтересованное лицо) по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования, а также обеспечения прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования и защиты их прав, направленных в МАУ "ГКБ N 14" в период с 01.10.2014 по 30.09.2016, в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 987 117 руб. 43 коп., требования о восстановлении указанных средств на расчетный счет ТФОМС Свердловской области и уплате штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению в размере 198 711 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2017 года по делу N А60-63207/2016, принятым судьей Ремезовой Н. И., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МАУ "ГКБ N 14" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы учреждение приводит доводы о том, что исходя из положений бюджетного законодательства и законодательства об обязательном медицинском страховании (ОМС), совершенные МАУ "ГКБ N 14" действия по приобретению за счет средств фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 руб. за единицу, не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пени и штрафа ст. 39 Закона N 326-ФЗ не установлена. Кроме того, указывает на отсутствие запрета на приобретение оборудования по частям, стоимость каждой из которых не превышает ста тысяч рублей; присвоение одного инвентарного номера является дефектом бухгалтерского учета, а не превышением цены за единицу оборудования. В обоснование правильности расходования средств на ремонт по договору N 31502910694 от 16.12.2015 на выполнение работ по ремонту систем ХВС, ГВС, пожарного водопровода хирургического корпуса в сумме 1 224 127,43 руб. указывает на частичную замену системы (8% от общей длины) трубопроводов ХВС, ГВС и пожарного водопровода, носящую характер работ по текущему ремонту, а не капитальному.
ТФОМС Свердловской области против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, приведенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представители заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
Представитель заинтересованного лица поддерживал доводы письменного отзыва, возражая против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.10.2016 N 461 (т. 1 л.д. 50) в период с 03.11.2016 по 01.12.2016 должностными лицами ТФОМС Свердловской области проведена проверка использования средств ОМС, а также обеспечения прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, и защиты их прав, направленных в МАУ "ГКБ N 14" за период с 01.10.2014 по 30.09.2016.
По результатам проверки составлен акт от 01.12.2016 (т. 1 л.д. 54-81), в котором, в том числе, зафиксированы факты нецелевого использования учреждением средств ОМС в сумме 1 224 127,43 руб., израсходованных на капитальный ремонт, а также использование средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, не в соответствии с программами обязательного медицинского страхования в результате приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу на общую сумму 762 990 руб.
Учреждению предъявлены требования о восстановлении в течение 10 рабочих дней на расчетный счет ТФОМС Свердловской области 1 987 117,43 руб. - суммы средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению - 198 711,74 руб.
Посчитав данные требования фонда незаконными и нарушающими права учреждения, МАУ "ГКБ N 14" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно п.п. 2, 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Медицинская организация является участником ОМС (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС, тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациям, структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 30 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, и на 2016 год утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, от 19.12.2015 N 1382 (далее - Программы).
На основе указанных Программ Постановлениями Правительства Свердловской области от 24.12.2013 N 1604-1111, от 24.12.2015 N 1195-ПП в Свердловской области были утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, и на 2016 год (далее - Территориальные программы).
Пунктом 4 главы 1 Территориальных программ определено, что источниками финансового обеспечения Программы являются бюджетные ассигнования бюджета Свердловской области, средства местных бюджетов (в связи с наделением органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственным полномочием Свердловской области по организации оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Свердловской области), средства бюджета Фонда.
Пунктом 26 главы 6 Территориальной программы на 2014-2016 год и пунктами 21, 22 главы 3 Территориальной программы на 2016 год определено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением расходов на капитальный ремонт), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Тарифы на оплату медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Свердловской области, Фондом, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций).
Использование средств ОМС осуществляется медицинскими организациями на виды расходов, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную настоящей Программой.
Статьей 2.4. Тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области на 2014 год определено, что тарифы на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) и подушевые нормативы финансирования включают расходы в рамках Программы ОМС по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ): "Увеличение стоимости основных средств" (статья КОСГУ 310) - расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением расходов на капитальное строительство, проектно-сметной документации для его проведения); "Работы, услуги по содержанию имущества" (статья КОСГУ 225) - в части расходов по оплате текущего ремонта (за исключением расходов на капитальный ремонт) (т. 1 л.д. 106-114).
Согласно ст. 6.1. Тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области на 2015 и 2016 годы тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС включают расходы медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи по Программе ОМС по статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ): "Работы, услуги по содержанию имущества" (подстатья КОСГУ 225) - в части расходов по оплате текущего ремонта и нефинансовых активов (за исключением расходов на капитальный ремонт); "Увеличение стоимости основных средств" (статья КОСГУ 310) - расходы медицинских организаций по оплате договоров на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу и сроком полезного использования более 12 месяцев (за исключением расходов на капитальное строительство, проектно-сметной документации для его проведения) (т. 1 л.д. 115-119).
Согласно подп. 1 п. 18 гл. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 24.12.2013 N 1604-ПП финансовое обеспечение расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Свердловской области в рамках Программы на территории Свердловской области.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" также указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Одним из оснований для направления МАУ "ГКБ N 14" оспариваемого требования послужил вывод фонда о том, что произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы учреждения на приобретение основных средств на общую сумму 762 990 руб.: тренажера для активно-пассивной механотерапии верхних и нижних конечностей SP-1000, приобретенного по договору с ООО "МО "Отдел медицинской техники" от 09.10.2014 N 31401540941 за 240 000 руб. (т. 1 л.д. 144-147, т. 3 л.д. 2-4, 23-39); аппарата электрохирургического высокочастотного ЭХВЧ-80-03-"Фотек", приобретенного по договору с ООО "Фотек" от 21.10.2014 N 31401575182 за 111 020 руб. (т. 1 л.д. 155-162, т. 3 л.д. 40-45, 62-80); монитора прикроватного реаниматолога и анестезиолога переносного МПР6-03-"Тритон", приобретенного по договору с ООО "Мед Продит" от 03.10.2014 N 31401521886 на сумму 198 990 руб. (т. 1 л.д. 148-154, т. 3 л.д. 81-92, 106-114, 125-130); серверов базы данных, приобретенных по договору с ООО "Сервер-Лаб" от 30.10.2014 N 31401597432 на сумму 212 980 руб. (т. 2 л.д. 1-6, т. 3 л.д. 131-136, 150-160), являются нецелевым использованием указанных средств, поскольку положениями ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, в то время как стоимость указанных основных средств, приобретенных учреждением, свыше 100 000 рублей за единицу.
Установив, что полученные в рамках территориальной программы ОМС Свердловской области средства были израсходованы учреждением на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, руководствуясь положениями Федерального закона N 326-ФЗ, условиями территориальной программы ОМС Свердловской области и тарифного соглашения по ОМС на территории Свердловской области, суд первой инстанции поддержал позицию фонда, отказав в удовлетворении заявленного в данной части требования, признав нецелевым использованием учреждением средств ОМС на приобретение упомянутого оборудования.
Выражая несогласие с принятым судебным актом по указанному эпизоду, МАУ "ГКБ N 14" приводит доводы о том, что в рассматриваемом случае имеет место целевое использование средств, но с превышением лимитов расходования этих средств (на сумму свыше 100 000 рублей за единицу приобретенных основных средств), а поскольку статья 39 Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривает ответственность за превышение лимитов расходования целевых средств ОМС в виде возврата (восстановления) израсходованных средств ОМС и взыскания штрафа, оспариваемое требование фонда является неправомерным в соответствующей части.
Исследовав и оценив приведенные заявителем жалобы доводы, апелляционный суд оснований для их удовлетворения не усматривает.
Расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленной ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением цели, - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу является нецелевым использованием средств ОМС.
Такого понятия как "лимит тарифа на ОМС" или "лимит бюджетного обязательства" законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
С учетом правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, принятых во исполнение данных норм программ, заключенного тарифного соглашения, учреждение не имело правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому, расходы на приобретение таких основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.04.2017 N 307-КГ16-17712.
Ссылки МАУ "ГКБ N 14" на отсутствие запрета на приобретение оборудования по частям, при котором стоимость каждой из частей не превысит ста тысяч рублей, являлись предметом оценки суда первой инстанции. Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает, поскольку также как и суд первой инстанции, исходит из условий поставки, функционального назначения оборудования и возможности достижения целей для которых оно приобреталось при его использовании лишь в полной комплектации с его отдельными частями, что придает оборудованию основную функцию.
Еще одним из оснований для выводов о нецелевом использовании средств, стало выявленное при проверке правильности и обоснованности расходования средств на ремонт, направление учреждением в 2015-2016 г.г. средств ОМС в сумме 1 224 127,43 руб. на цели, не включенные в состав тарифа на оплату медицинской помощи, а именно, на оплату расходов по капитальному ремонту по договору N 31502910694 от 16.12.2015 на выполнение работ по ремонту систем ХВС, ГВС, пожарного водопровода хирургического корпуса МАУ "ГКБ N 14" по адресу: г. Екатеринбург, пер. Медицинский 2, заключенному с ООО "ЭнерКО" по результатам открытого аукциона в электронной форме на сумму 1 613 187 руб., в том числе средства ОМС - 1 224 127,43 руб. (384 239,26 руб. - монтажные работы, 839 888,17 руб. - оборудование) (т. 2 л.д. 46-52).
Из буквального содержания приведенных выше правовых норм, положений программ, тарифных соглашений, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, комиссией МАУ "ГКБ N 14" 14.06.2015 было проведено техническое обследование инженерных сетей (магистральных сетей ХВС, ГВС, противопожарной линии) хирургического корпуса по адресу пер. Медицинский - 2, по результатам которого составлен акт о необходимости произвести замену магистралей ХВС, ГВС путем прокладывания их в коридоре подвала; врезки на существующие вертикальные стояки с установкой шаровых кранов; предусмотреть установку системы водоподготовки ХВС, узла регулирования ГВС, обводную противопожарную линию с установкой электрофицированной задвижки (т. 1 л.д. 104). Как следует из содержания акта, данные работы необходимо произвести в связи с тем, что подробный осмотр показал невозможность проведения ремонтов из-за высокой коррозии металла и отсутствия пространства для ремонтных работ (последний ремонт труб выполнялся в 70-80 г.г.).
На право заключения договора на выполнение работ по ремонту систем ХВС, ГВС, пожарного водопровода хирургического корпуса МАУ "ГКБ N 14" проведен аукцион в электронной форме (т. 4 л.д. 1-20), по результатам которого с ООО "ЭнерКО" заключен договор N 31502910694 от 16.12.2015.
При проверке установлено, что расходы на монтажные работы в сумме 384 239,26 руб. утверждены Планом финансово-хозяйственной деятельности МАУ "ГКБ N 14" на 2016 г. и по условиям договора работы выполнены из материалов и оборудования подрядчика.
В результате произведенных работ в январе 2016 г. к бухгалтерскому учету приняты объекты основных средств, приобретенные за счет средств ОМС на общую сумму 839 888,17 руб.: водомерный узел, станция водоочистки, хозяйственно-питьевой водопровод В1, горячий водопровод (т. 2 л.д. 148-154, 155-165).
Согласно актам о приемке выполненных работ от 25.01.2016 произведена замена трубопроводов отопления и водоснабжения, пожарного водопровода, установка станции водоочистки хирургического корпуса МАУ "ГКБ N 14" (т. 2 л.д. 103-124, л.д. 126-147).
Исходя из того, что в соответствии с п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ замена и (или) восстановление сетей инженерно-технического обеспечения относится к капитальному ремонту фонд пришел к выводам, поддержанным судом первой инстанции, о нарушении учреждением условий тарифных соглашений по ОМС на территории Свердловской области на 2015, 2016 г.г. (п. 6.1).
В п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относится замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В разделе "Б" приложении N 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 предусмотрено, что к капитальному ремонту трубопроводов относится: 1) частичная или полная замена антикоррозионной изоляции трубопровода; 2) смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб; 3) смена изношенных фасонных частей, задвижек, пожарных гидрантов, вантузов, клапанов, водоразборных колонок или ремонт их с заменой изношенных деталей; 4) смена отдельных труб дюкеров.
Не усматривая оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что в силу положений п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", подробно проанализированных судом, частичную смену отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб), смену задвижек, компенсаторов или ремонт их с заменой изношенных деталей (раздел "Б" Приложения N 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279), в условиях длительной эксплуатации, следует рассматривать как капитальный ремонт.
Соответствующие возражения заявителя жалобы против требования фонда по названному эпизоду со ссылками на выполнение работ по ремонту систем ХВС, ГВС, пожарного водопровода хирургического корпуса, носящих текущий характер, ввиду частичной замены системы (8% от общей длины) трубопроводов ХВС, ГВС и пожарного водопровода, в силу изложенного отклонены апелляционным судом.
Ссылки представителя учреждения в обоснование своих доводов о проведении работ по текущем ремонту на Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденные Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, позицию МАУ "ГКБ N 14" не подтверждают, поскольку с учетом периода эксплуатации инженерных систем и работ, направленных на устранение неисправностей изношенных элементов (п. 5.1 ВСН 58-88 (р)) произведенные работы, в силу положений ВСН 58-88 (р), также относятся к работам по капитальному ремонту. Как указано выше, в акте технического обследования инженерных сетей от 14.06.2015 зафиксировано проведение последнего ремонта труб в 70-80 г.г., а также невозможность проведения ремонтов из-за высокой коррозии металла и отсутствия пространства для ремонтных работ.
При указанных обстоятельствах, требование фонда, содержащееся в акте от 01.12.2016 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению в размере 1 987 117,43 руб., и уплате штрафа в размере 198 711,74 руб. правомерно признано судом законным и обоснованным.
Все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства исследованы полно и всесторонне, им дана надлежащая оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2017 года по делу N А60-63207/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63207/2016
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 14"
Ответчик: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования СО (ТФОМС)