Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2017 г. N Ф07-10338/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А05-940/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Чапаева И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу N А05-940/2017 (судья Быстров И.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление, Росреестр) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, изложенного в сообщении от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу N А05-940/2017 заявленные требования удовлетворены.
Росреестр с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Полагает также правомерным требование регистрирующего органа о предоставлении заявителем документов, подтверждающих наличие у последнего прав на земельные участки, на которых построены спорные объекты.
Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при застройке квартала 009 г. Северодвинска многоквартирными домами в рамках муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск" на 2013 - 2015 годы" администрация с привлечением подрядчика на основании соответствующего муниципального контракта построила в 2013 - 2014 годах сооружение электроэнергетики - наружное электроосвещение протяженностью 364 м, которое, как следует из кадастрового паспорта, поставлено 09.11.2015 на государственный кадастровый учет (том 1, листы 23-24).
Согласно указанному паспорту сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:236 расположено в пределах пяти земельных участков, имеющих кадастровые номера 29:28:102009:10, 29:28:102009:20, 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2.
Администрация 16.09.2016 обратилась в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Северодвинск" на указанное сооружение (том 1, листы 31-32), к которому приложила кадастровый паспорт сооружения, декларацию об объекте недвижимого имущества, а также муниципальный контракт.
Управление на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) 26.09.2016 приостановило государственную регистрацию права собственности на сооружения с кадастровыми номерами 29:28:102009:135 и 29:28:102009:108, а 29.05.2015 приостановило государственную регистрацию права собственности на указанное сооружение.
Основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на спорное сооружение послужил вывод ответчика о том, что в нарушение требований пункта 1 статьи 25.3 названного Закона администрация не представила на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, на которых расположена наземная часть объекта.
Поскольку такие документы администрацией не предъявлены, управление сообщением от 27.10.2016 N 29/006/052/2016-038 отказало администрации в государственной регистрации права собственности на названное сооружение.
Не согласившись с таким решением, администрация оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Право заинтересованного лица на обжалование в судебном порядке отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прав предусмотрено пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
В статьях 17, 18 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу десятому статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:236 (наружное электроосвещение) расположено в пределах пяти земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:10, 29:28:102009:20, 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, при этом наземная часть сооружения располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, а подземная часть - на земельных участках с кадастровыми номерами 29:28:102009:10, 29:28:102009:20
Действительно, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) данные о правообладателях этих земельных участков отсутствуют.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в материалах дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:10 на основании договора безвозмездного срочного пользования от 28.04.2014 N 12 468 003 и дополнительного соглашения к нему от 30.07.2014 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование закрытому акционерному обществу "Строительное управление "СМК" для строительства 4-5-этажного многоквартирного жилого дома (том 1, листы 65-66); земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:8 на основании договора безвозмездного срочного пользования от 20.01.2014 N 12 574 001 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Строй Центр" для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома (том 1, лист 67); земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:2 на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.03.2013 N 12 574 000 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Строй Центр" для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома (том 1, лист 68); земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:9 на основании договора безвозмездного срочного пользования от 05.04.2013 N 12 578 000 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания" для строительства 3-4-этажного многоквартирного жилого дома (том 1, лист 62), а затем на основании договора безвозмездного срочного пользования от 27.08.2014 N 12 646 000 предоставлен в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Стеллит С" для строительства 3-4- этажного многоквартирного жилого дома (том 1, лист 63); земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:20 на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 22.07.2013 N 12 601 000 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Архинвестпроект" для строительства трансформаторной подстанции.
Распоряжение указанными земельными участками администрация осуществляет в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Данные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.01.2016 по делу N А05-11316/2015, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле.
Из пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ следует, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Следовательно, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимость.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Следовательно, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества;
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем, как обоснованно отметил суд, положения пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ не учитывают специфику регистрации линейных сооружений.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В данном случае в материалах дела усматривается и подателем жалобы под сомнение не ставится то, что спорное сооружение предназначено для обеспечения функционирования строящихся в квартале 009 многоквартирных жилых домов, будучи внутриквартальным линейным сооружением функционально является сооружением вспомогательного использования по отношению к построенным многоквартирным жилым домам.
Таким образом, разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества.
Земельные участки, в пределах которых расположено спорное сооружение, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 39.36 ЗК РФ определено, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 данной статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием).
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с названным Перечнем спорное сооружение является объектом, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, изучив доводы сторон, а также приняв во внимание совокупность установленных по делу юридических фактов, суд верно отметил, что спорное сооружение создано администрацией как новая вещь с соблюдением норм гражданского, градостроительного и земельного законодательства. Оснований для применения положений о самовольной постройке (статья 222 ГК РФ) вопреки доводам жалобы не усматривается.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что у управления отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности по указанному им основанию.
Помимо того, администрацией совместно с отзывом на апелляционную жалобу приложена выписка из ЕГРП, согласно которой право муниципальной собственности на спорное сооружение 24.05.2017 зарегистрировано Росреестром.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. Несогласие управления с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 мая 2017 года по делу N А05-940/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-940/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2017 г. N Ф07-10338/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРОДВИНСК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу