город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2017 г. |
дело N А32-778/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Р.Р. Илюшин,О.Ю. Ефимова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю., в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском районе Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2017 по делу N А32-778/2017, принятое судьей Руденко Ф.Г.
по заявлению закрытого акционерного общества "Мичурина-Трудобеликовский" (ИНН 2336014844 ОГРН 1022304035335)
к заинтересованному лицу Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском районе Краснодарского края
о признании недействительными требования и решения
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мичурина-Трудобеликовский" (далее - ЗАО "Мичурина-Трудобеликовский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края (далее - управление, пенсионный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными требования N 10696 от 26.09.2016 и решения N 033038405856924 от 13.10.2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2017 требование и решение пенсионного органа признаны недействительными. С заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 6 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что указание пенсионным органом в требовании об уплате пени только общей суммы без данных о размере недоимки, даты, с которой начисляются пени, ставки, по которой начислены пени, не отвечает положениям статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) о содержании требования и является достаточным основанием для признания такого требования недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что задолженность заявителя по уплате страховых взносов подтверждается материалами дела, в требовании об уплате пени заполняется только общая сумма пени, такой обязанности, как направление должнику пояснительных таблиц о расшифровке пени законом не предусмотрено. Также пенсионный орган считает указанные судом первой инстанции нарушения формальными и не влекущими признание недействительным требования и решения.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, просило решение суда оставить без изменения, указав, что нарушение требований к содержанию оспариваемого ненормативного правового акта повлекло существенное нарушение прав налогоплательщика, выразившееся в отсутствии возможности проверить правомерность выставленного требования и последующего решения о взыскании пени в бесспорном порядке.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее Закон N 212-ФЗ), обществу направлено требование об уплате недоимки о страховым взносам, пеней и штрафов N 10696 от 26.09.2016 в добровольном порядке.
Указанное требование обществом в добровольном порядке (до 10.10.2016) в полном объеме исполнено не было, что послужило основанием для принятия Пенсионным фондом решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 033038405856924 от 13.10.2016. Кроме того, направлены в банк для исполнения инкассовые поручения N 03303823569821 от 13.10.2016 на сумму 813,13 рублей и N 03303874523698 от 13.10.2016 на сумму 9909,15 рублей.
В связи с тем, что инкассовое поручение N 03303874523698 от 13.10.2016 на сумму 9909,15 рублей было составлено с ошибками, Банк вернул указанное инкассовое поручение без исполнения (отметка банка о возврате на инкассовом поручении имеется).
Управлением было принято другое решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 033038405856925 от 01.12.2016 на сумму 9909,15 рублей и направлено в банк для исполнения инкассовое поручение N 03303874523699 от 01.12.2016 на сумму 9909,15 рублей.
Не согласившись с требованием N 10696 от 26.09.2016 и решением N 033038405856924 от 13.10.2016 Пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, установлен статьей 19 Закона N 212-ФЗ.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Как указано в части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока органом контроля за уплатой страховых взносов принимается решение о взыскании.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Статьей 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам. При этом указание пенсионным фондом в требовании об уплате пеней лишь общей суммы пеней, без данных о размере недоимки, даты, с которой начисляются пени, ставки пеней, не отвечает положениям статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о содержании требования и является достаточным основанием для признания такого требования недействительным.
Оспариваемое требование не соответствует положениям статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о содержании требования. В соответствии с пунктом 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 требование об уплате пеней может быть признано недействительным и в том случае, если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое требование не содержит подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании указана лишь общая сумма пени, начисленной на задолженность по уплате страховых взносов на накопительную и страховую части трудовой пенсии.
Указанное нарушение требований, предъявляемых к содержанию оспариваемого ненормативного правового акта, является существенным и влечет признание такого требования недействительным.
Доводы пенсионного органа о том, что обязанности по направлению должнику пояснительных таблиц о расшифровке пени законом не предусмотрено, основан на неверном толковании вышеуказанных правовых норм, предусматривающих, что требование должно содержать, в том числе подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Пенсионный орган в апелляционной жалобе также сослался на то, что указанные судом первой инстанции нарушения являются формальными и не влекут признание недействительным требования. Указанный довод пенсионного органа также отклоняется апелляционной коллегией.
В силу п. 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" налогоплательщик в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, поэтому требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Указанные разъяснения даны в период, когда к отношениям в сфере обязательного пенсионного страхования применялись нормы налогового законодательства, однако они являются актуальными и на сегодняшний день. В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, в частности, имеют право: представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов получать копии акта проверки и решений органов контроля за уплатой страховых взносов, а также требования об уплате страховых взносов требовать от должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Федеральному закону или иным федеральным законам.
При этом в силу части 2 указанной статьи плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
На основании части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов, в частности, обязаны: соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля за уплатой страховых взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Формы предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, а также порядок их заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 5 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
Должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 30 Закона N 212-ФЗ).
Как было указано выше, обязательные сведения, подлежащие включению в требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, перечислены в части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
Из совокупности вышеизложенных правовых норм следует, что плательщик страховых взносов вправе получать подробную информацию обо всех начисленных и подлежащих уплате страховых взносах и пени в целях проверки правильности исчисления задолженности органом по контроля за уплатой страховых взносов, а также возможности добровольного исполнения требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени.
Указанному праву корреспондирует обязанность пенсионного органа доводить до сведения плательщика страховых взносах всю необходимую, подробную и достоверную информацию об образовавшейся задолженности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
С учетом изложенного, отсутствие в оспариваемом требовании подробных данных об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов свидетельствует о существенном нарушении требований, предъявляемых к его содержанию, влекущем признание такого требования недействительным.
Соответственно, правомерно признано незаконным и решение фонда от 13.10.2016 N 033038405856924.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению определения, апелляционной инстанцией не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2017 по делу N А32-778/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-778/2017
Истец: ЗАО "Мичурина-Трудобеликовский", ЗАО МИЧУРИНА-ТРУДОБЕЛИКОВСКИЙ
Ответчик: Государственная учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснодарском районе Краснодарского края, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края