Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2017 г. N Ф05-14762/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А40-198702/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Крыловой А.Н., Верстовой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2017 года по делу N А40- 198702/2016, принятое судьей Мищенко А.В. по иску Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (ОГРН 1117746538084, 127994,город Москва, улица Садовая-Самотечная, дом 1) к ООО "КОМСТРИН" (ОГРН 1027700386262, город Москва, проспект Мичуринский, дом 51) о взыскании 524 790 рублей
при участии в судебном заседании:
от истца - Колесников Л.А. (паспорт, доверенность N 17-17-100/7 от 16.02.2017 г.);
от ответчика - Новичкова Я.Г. (паспорт, доверенность от 24.08.2016 г. N 085-16/ДК);
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обратился с иском к ООО "КОМСТРИН" о взыскании 524 790 руб. штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N 3-ДТиРДТИ от 15.05.2014 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в частности ссылается на то, что судом не учтены фактические обстоятельства дела, органами прокуратуры установлены нарушения при исполнении контракта.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы истца, представил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2017 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что между Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее также Департамент, заказчик или истец) и обществом с ограниченной ответственностью "КомСтрин" (далее также Общество, ООО "КомСтрин", исполнитель или ответчик) был заключен государственный контракт от 15.05.2014 N 3-ДТиРДТИ на оказание услуг специализированной организацией по организационно-техническому сопровождению, организации и проведению торгов на 2014 год, в рамках которого ООО "КомСтрин" обязалось оказать услуги с соблюдением требований законодательства в сфере закупок.
В соответствии с условиями Контракта, ООО "КомСтрин" оказаны услуги по разработке конкурсной документации по контрактам с реестровыми номерами 0173200005314000019, 0173200005314000020, 2770478603015000001.
В соответствии с п. 5.1.6. Контракта Заказчик вправе ссылаться на недостатки услуг по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования средств бюджета города Москвы.
Как пояснил истец, 25.04.2016 Прокуратурой города Москвы выявлены нарушения требований ч. 4, 5, 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее также Правила), поскольку п. 7.3, 7.6 проектов вышеуказанных контрактов не содержат фиксированной суммы штрафа, что свидетельствует об оказании услуг ненадлежащего качества ООО "КомСтрин".
Так, при разработке конкурсной документации по контрактам с реестровыми номерами 0173200005314000019, 0173200005314000020 и 2770478603015000001 Прокуратурой города Москвы выявлены нарушения требований ч. 4, 5, 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 3 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, что выразилось в отсутствии фиксированной суммы штрафа в п. 7.3, 7.6. вышеперечисленных государственных контрактов.
На основании п.7.6. Контракта, а также в соответствии с п.п. "а" п. 4 Правил, за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 % цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
В рамках устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной Прокуратурой города Москвы (представление от 25.04.2016 N 7/33-7-2016/87146) Департаментом в адрес Общества была направлена претензия от 01.06.2016 N 17-35-5237/6-1 о выплате штрафа за ненадлежащее исполнение Контракта в размере 524 790 рублей.
Однако, ответчик штраф не выплатил
Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки закупочной документации, размещения в единой информационной системе извещения о закупке, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.
Согласно ст. 432 ГК РФ существенными условиям договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Необходимые условия, подлежащие включению в государственный контракт, определены ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 34 в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
15.05.2014, по результатам открытого конкурса, между Истцом и Ответчиком был заключен государственный контракт N 3-ДТиРДТИ на оказание услуг специализированной организации по организационно-техническому сопровождению, организации и проведению торгов на 2014 год
Вместе с тем, пункт 7.3. и 7.6 Контракта N 3-ДТиРДТИ не содержат фиксированной суммы штрафа, что подтверждает применение Истцом утвержденных им типовых условий во всех заключаемых государственных контрактах.
Соглашением сторон от 30.12.2014 указанный контракт расторгнут в порядке п. 8.1., при отсутствии претензий сторон друг к другу (соглашение прилагается).
В рамках исполнения обязательств по Контракту Истцом были оказаны следующие услуги специализированной организации:
* по разработке конкурсной документации, организации и проведению открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по созданию Автоматизированной информационной системы по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (АИС "ТАКСОМОТОР") (закупка N 0173200005314000039);
* по разработке конкурсной документации, организации и проведению открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по организации единого транспортного портала "Московский транспорт" и киоска мобильных приложений (закупка N 0173200005314000038);
* по разработке конкурсной документации открытого конкурса на выполнение опытно-конструкторских работ по теме: "Создание информационной системы автоматизации деятельности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, его подведомственных учреждений и субсидентов в части планирования, исполнения бюджета и обеспечения внутреннего финансового контроля" (закупка N 0173200001414001478).
По итогам проведения вышеперечисленных закупок Истцом были заключены государственные контракты с реестровыми номерами 0173200005314000019, 0173200005314000020, 2770478603015000001 соответственно.
Разработку проектов государственных контрактов, подлежащих включению в состав закупочной документации, осуществлял Истец. За разработку проекта государственного контракта ответственно "подразделение - исполнитель проекта", что предусмотрено п. 19 приложения "Распределение обязанностей при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы" к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 30.11.2012 N 61-02-249/2 "О совершенствовании размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы.
Таким образом, к конкурсной документации Ответчик прилагал проект государственного контракта, подготовленный и утвержденный Истцом, что соответствует ст. 1 ст. 40 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод Истца о ненадлежащем исполнении ответчиком условий Контракта является необоснованным, поскольку факт надлежащего исполнения Ответчиком обязательств подтверждается подписанными Истцом без замечаний актами сдачи-приемки услуг N 15 и 16 от 23.10.2014, N 19 от 08.12.2014.
В соответствии с п. 4.4. Контракта Истцом была проведена экспертиза результатов оказанных Ответчиком услуг, после чего подписаны указанные акты сдачи-приемки услуг.
Оказанные Ответчиком услуги полностью оплачены Истцом, что также подтверждает факт принятия услуг Истцом без замечаний.
Кроме того, по условиям Контракта Заказчик обязан в течение 10 рабочих дней с момента поступления от Исполнителя документов, рассмотреть результаты и осуществить приемку оказанных услуг на предмет соответствия их объема, качества требованиям Контракта и Технического задания (п. 4.3 Контракта).
В случае отказа от принятия результатов оказанных услуг, Заказчик направляет Исполнителю письменный мотивированный отказ от принятия оказанных услуг, в котором указывается перечень подлежащих устранению исполнителем нарушений контракта и приложений к нему. Между тем, Заказчик не направил Исполнителю такого отказа от принятия услуг.
При таких обстоятельствах у Истца не имеется оснований для взыскания с Ответчика штрафной неустойки.
При указанных обстоятельствах суд первый инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца фактически повторяют доводы, заявлявшиеся в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2017 года по делу N А40- 198702/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
А.Н. Крылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198702/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2017 г. N Ф05-14762/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент транспорта и развития дорожно - транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортная инфраструктура г. Москвы
Ответчик: ООО "КОМСТРИН"