Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2017 г. N Ф03-3796/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
10 июля 2017 г. |
А73-78/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Шевц А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Рой Т.В., представителя по доверенности от 12.02.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 03.04.2017
по делу N А73-78/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Букиной Е.А.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "РН-Транс"
о взыскании 18157, 84 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -ОАО "РЖД", ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) о взыскании 72429, 58 рубля платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования (с учетом объединения дел N А73-78/2017, N А73-358/2017, N А73-1128/ 2017, N А73-2002/2017 в одно производство).
Решением суда от 03.04.2017 в удовлетворении иска отказано полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит решение от 03.04.2017 отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вывод суда об истечении срока исковой давности по объединенным в настоящем деле искам о взыскании платы за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, является неверным.
По мнению заявителя жалобы, течение срока исковой давности было приостановлено на время рассмотрения претензии (30 дней), что судом необоснованно не учтено.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу в отношении ее доводов представил возражения, оспоренное в апелляционном порядке решение суда от 03.04.2017 просил оставить в силе.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "РН-Транс" (владелец) заключен договор N ЮТС/591/2010 (с протоколом разногласий от 17.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к железнодорожной станции Дземги.
На путях общего пользования станции Дземги в периоды с 09.12.2015 по 12.12.2015, с 14.12.2015 по 17.12.2015, с 01.01.2016 по 02.01.2016, с 19.01.2016 по 20.01.2016 простаивали вагоны, прибывающие в адрес АО "РН-Транс", в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с занятостью путей владельца.
По факту простоя вагонов на путях общего пользования станции Дземги составлены акты общей формы на начало и окончание простоя. Указанные акты предъявлялись для подписи представителю АО "РН-Транс", который отказался от их подписания без указания причин. Указанные акты направлены в адрес ответчика.
В связи с простоем вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя перевозчиком составлены накопительные ведомости для внесения соответствующей платы, которые также предъявлены на подпись представителю ответчика. По факту отказа в подписании накопительных ведомостей составлены акты общей формы. Накопительные ведомости с указанными актами направлены ответчику сопроводительными письмами от 22.12.2105, 23.12.2015, 18.01.2016, 24.02.2016.
Размер платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по накопительным ведомостям по объединенным производствам составил 72429, 58 рубля.
В целях досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" в адрес ответчика направляло претензии от 18.11.2016, 28.11.2016 с просьбой рассмотреть вопрос добровольного удовлетворения требований перевозчика.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, суд апелляционной жалобы пришел к следующим выводам.
Согласно статье 195 ГК РФ сроком исковой давности признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пропуск ОАО "РЖД" срока исковой давности указал, что последний день срока приходится на 13.12.2016 (дело N А73-78/2017, истец обратился в суд 10.01.2017), на 18.12.2016 (дело N А73-358/2017, истец обратился в суд 16.01.2017), на 03.01.2017 (дело N А73-1128/ 2017, истец обратился в суд 01.02.2017), на 21.01.2017 (дело NА73-2002/2017, истец обратился в суд 20.02.2017).
Вместе с тем, частью 3 статьи 202 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) предусмотрено, что если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этом случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 АПК РФ с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Материалами дела подтвержден факт направления истцом ответчику претензий от 18.11.2016, 28.11.2016 с целью соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, что приостановило течение срока исковой давности на 30 дней. Учитывая, что иски предъявлены в суд 10.01.2016, 16.01.2017, 01.02.2017, 20.02.2017, что подтверждается входящими штампами Арбитражного суда Хабаровского края, то выводы суда о пропуске срока исковой давности являются не верными.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 УЖТ РФ плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в данной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
Согласно пунктам 5, 6 договора N ЮТС/591/2010 по прибытии поезда на станцию Дземги перевозчик передает информацию ответственному работнику владельца обо всех прибывших в его адрес вагонах путем передачи натурного листа поезда по факсу с записью в Книге уведомления о прибытии груза формы ГУ-6ВЦ. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, после раскредитования владельцем перевозочных документов в ЛАФТО станции Дземги на основании предъявленной накладной. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком ответственному лицу владельца по телефону с регистрацией в книге формы ГУ-2.
В соответствии с пунктом 7 указанного договора количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 70 четырехосных цистерн, максимальный вес не более 6000т.
Согласно пункту 8 вместимость мест погрузки, выгрузки и количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, устанавливается (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 25.03.2013):
-эстакада для погрузки и выгрузки темных нефтепродуктов - 48 цистерн, пути N N 1, 2 по 24 вагона каждый;
-эстакада для погрузки светлых нефтепродуктов - 44 цистерны, пути N N 3,4, по 22 вагона каждый;
-крытая эстакада для выгрузки темных нефтепродуктов - 18 цистерн, погрузка светлых нефтепродуктов - 18 цистерн, пути N N 12,13 по 9 вагонов каждый;
-путь N 8 - 6 вагонов выгрузка и погрузка оборудования, прочих грузов и продуктов нефтехимии, 4-е вагона-цистерны для слива токсичных и едких жидкостей, 3-й вагона -продукция нефтехимии (сера и т.д.);
-путь N 11 - 7 вагонов металлолом, 6 вагонов - крупногабаритный груз;
-путь N 15-8 вагонов для погрузки кокса;
-путь N 16 - 8 вагонов для подготовки вагонов под погрузки сжиженных углеводородных газов
-пути N N 17, 18 по 4 вагона каждый - погрузка сжиженных углеводородных газов.
На железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливаются следующие технологические нормы на выгрузку: нефть - 2,0 часа; тяжеловесные грузы и оборудование - 1,15 часа; каустика жидкого (соды каустической) - 2,0 часа; остальные грузы в соответствии с нормами, установленными Приказом МПС N 70 от 10.11.03. При предоставлении владельцем документов, подтверждающих вязкость и температуру застывания нефти в холодный период года с 15 октября по 15 апреля технологические нормы на выгрузку нефти устанавливаются 3,0 часа (пункт 14 договора N ЮТС/591/2010).
Технологические нормы на выполнение сдвоенных операций, выгрузка нефти и погрузка нефтепродуктов - 4,0 часа, (в холодный период - 5,0 часов).
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.6 Правил N 26 предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4, 3.5 Правил N 45).
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Для взыскания платы истец должен доказать уведомление владельца пути необщего пользования о готовности вагонов к подаче, факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования, а также вину грузополучателя в этом простое.
В данном случае, представленные в материалы дела акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на станции назначения, соответствуют вышеизложенным требованиям Правил N 45.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписи акта общей формы. В случае несогласия с содержанием акта установлена необходимость напротив подписи указать: "с разногласиями" или "с возражением". Имеющиеся возражения должны быть направлены перевозчику не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Как следует из материалов дела, акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на путях станции в связи с занятостью фронта выгрузки, со стороны ответчика не подписаны, в них имеется отметка об отказе последнего от подписи, которая заверена представителями перевозчика в порядке, установленном Правилами N 45.
Доказательств направления разногласий к данным актам общей формы ответчиком не представлено.
Факт уведомления грузополучателя о прибытии вагонов на станцию подтвержден уведомлениями по форме ГУ-6ВЦ, факт уведомления владельца о предстоящей подаче вагонов - уведомлениями по форме ГУ-2, что соответствует условиям статьи 39 УЖТ и договора N ЮТС/591/2010.
Факт занятости фронтов выгрузки для конкретного вида груза на время простоя вагонов подтвержден памятками приемосдатчика, на которые имеется ссылка в актах общей формы.
При таких обстоятельствах, является подтвержденным факт и период простоя спорных вагонов на путях общего пользования станции Дземги в ожидании их приема грузополучателем по вине последнего.
Время простоя вагонов, за которое начислена плата, подтверждено актами общей формы, по которым от грузополучателя не поступило возражений.
При этом, доказательств наличия реальной возможности у АО "РН-Транс" принять спорные вагоны под выгрузку в более раннее время, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Расчет платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования произведен истцом в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования", судом проверен.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судебные расходы в части государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.04.2017 по делу N А73-78/2017 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 72429, 58 рубля платы за пользование путями.
Взыскать с акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 5897 рублей государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) из федерального бюджета 5103 рубля государственной пошлины, уплаченные платежными поручениями от 30.0.2017 N 1842382 (2000 рублей), от 23.01.2017 N 1840601 (2000 рублей), от 16.02.2017 N 1847139 (1103 рубля).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-78/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2017 г. N Ф03-3796/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"