Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 октября 2017 г. N Ф02-4136/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
11 мая 2017 г. |
Дело N А19-19565/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Нижнеудинского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2017 года по делу N А19-19565/2014 (суд первой инстанции - Зарубина Т.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Нижнеудинского муниципального образования (ИНН 3813002056, ОГРН 1053813014595, далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности в размере 2 673 229 руб. - фактических потерь электроэнергии за период: январь, февраль, апрель - декабрь 2013 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ИНН 3800000252, ОГРН 1023801542412).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2017 года по делу N А19-19565/2014 заявленные требования удовлетворены.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, ответчик указывает на то, что по состоянию на 01.11.2013 спорные объекты в муниципальную собственность не передавались и муниципалитетом не принимались, являлись бесхозяйными.
Электрические сети, через которые конечным потребителям - абонентам ООО "Иркутскэнергосбыт" подавалась электроэнергия, не находились в собственности органа местного самоуправления, а использовались ООО "Иркутскэнергосбыт" и сетевой организацией для передачи электроэнергии конечным потребителям.
Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат судебным актам по делу N А19-9249/2014.
Отзыв на апелляционную жалобу истцом не представлен.
Определением суда от 11.04.2017 года судебное разбирательство отложено на 10 час. 10 мин. 2 мая 2017 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.03.2017, 12.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 N 46-П "О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика" с 1 января 2008 года ООО "Иркутскэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика, переданы права и обязанности ОАО "Иркутскэнерго" по всем договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным по состоянию на 24-00 часа 31 декабря 2007 года.
ООО "Иркутскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет энергоснабжение г. Нижнеудинска через трансформаторные подстанции "Энгельса", "Профилакторий", "Кирзавод", "ЦРП Слюдфабрика" и линии электропередач.
Нижнеудинское муниципальное образование в лице администрации Нижнеудинского муниципального образования является законным владельцем указанных подстанций и сетей, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества Нижнеудинского муниципального образования (инженерные сооружения) от 09.10.2013 (том 1, л.д. 20-27).
ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ответчиком и третьим лицом.
Истец, ссылаясь на то, что у него возникли убытки за период: январь, февраль, апрель - декабрь 2013 года в виде стоимости фактических потерь электрической энергии в сетях, владельцем которых в спорный период: являлся ответчик, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Этим Законом определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях (часть 3 пункта 4 статьи 26, пункт 3 статьи 32), а право установить методику определения и порядок компенсации потерь электроэнергии в электросетях предоставлено Правительству Российской Федерации, или уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти (пункт 2 статьи 21). Порядок определения потерь в электросетях и порядок их оплаты устанавливаются в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (пункт 3 статьи 26).
Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, поэтому в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (а также в пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442)), определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с абзацем третьим части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктом 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств и объектов и обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абзацу 1 пункта 6 указанных Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно абзацу пятому пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу пункта 129 Основных положений иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической мощности по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X Основных положений N 442 для сетевых организаций.
Пунктом 130 Основных положений предусмотрено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Как следует из материалов дела, договор о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии между ООО "Иркутскэнергосбыт" и Администрацией Нижнеудинского муниципального образования не заключался.
Вместе с тем, в силу требований действующего законодательства, отсутствие между сторонами заключенного договора не является основанием для снятия с ответчика обязанности по оплате потерь энергии, возникших в его сетях.
Таким образом, истец, осуществляющий электроснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданной в электросети сторонних организаций.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность действий причинителя вреда, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением и убытками, вину причинителя вреда.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату.
Следовательно, истец, осуществляющий электроснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданной в электросети сторонних организаций. При этом лишь владелец электросетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям электроэнергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях.
Кроме того, на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях.
Размер фактических потерь определяется в соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и соответствует разнице между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Потери электроэнергии в электросетях оплачиваются как по регулируемым ценам (тарифам), так и по свободным (нерегулируемым) ценам.
Расчет потерь произведен истцом с учетом заявленных ответчиком замечаний.
Истцом представлен расчет общего объема электрической энергии, поступившей в сети ответчика за период: январь, февраль, апрель - декабрь 2013 г. и соответствующий расчет потерь по юридическим и физическим лицам, расчет по ОДН.
Согласно пункту 108(1) Основных положений N 530 и пункту 5 Основных положений N 442 на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
При этом гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и приравненных в соответствии с данными документами, а энергосбытовые (энергоснабжающие) организации продают электрическую энергию (мощность) по свободным нерегулируемым ценам.
Расчеты фактических величин предельных уровней нерегулируемых цен публикуются на официальном сайте ООО "Иркутская энергосбытовая компания" (http://www.sbyt.irkutskenergo.ru) в разделе: "потребителям/юридическим лицам/расчет значения предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию".
Согласно расчету истца, основанном для юридических лиц на актах расхода энергии, товарных накладных, для физических лиц на актах сверки, которые содержат в себе сверку по суммам оплат и по объеме ежемесячного потребления, стоимость фактических потерь электрической энергии за период: январь, февраль, апрель - декабрь 2013 г. в общей сумме составляет 2 673 229 руб. согласно следующему расчету:
- за январь 2013 года в размере 566 966 руб. = 503 869 кВт.ч. (объем потерь) х (0,95358 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за февраль 2013 года в размере 524 203 руб. = 422 703 кВт.ч. (объем потерь) х (1,05095 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за апрель 2013 года в размере - 54 079 руб. = 44 908 кВт.ч. (объем потерь) х (1,02052 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за май 2013 в размере 166 261 руб. = 146 058 кВт.ч. (объем потерь) х (0,96468 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за июнь 2013 года в размере 68 049 руб. = 59 292 кВт.ч. (объем потерь) х (0,97262 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за июль 2013 года в размере - 119 504 руб. = 95 671 кВт.ч. (объем потерь) х (1,05857 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за август 2013 года в размере 7 093 руб. = 7 619 кВт.ч. (объем потерь) х (0,78894 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за сентябрь 2013 года в размере 100 879 руб. = 100 065 кВт.ч. (объем потерь) х (0,85435 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за октябрь 2013 года в размере 277 528 руб. = 240 526 кВт.ч. (объем потерь) х (0,97783 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за ноябрь 2013 года в размере 298 840 руб. = 255 784 кВт.ч. (объем потерь) х (0,99011 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%);
- за декабрь 2013 года в размере 489 828 руб. = 403 731 кВт.ч. (объем потерь) х (1,02818 руб./кВт.ч (предельный уровень нерегулируемых цен) + НДС 18%).
Проверив расчет истца, составленный с учетом контррасчета и возражений ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет истца произведен верно. Соответствующего контррасчета апеллянтом в жалобе не приведено.
Довод ответчика о том, что исковые требования по спорным электрическим подстанциям за 2013 год заявлены необоснованно, так как право собственности на электрические подстанции зарегистрированы ответчиком только в конце 2013 - 2014 гг. судом первой инстанции правильно отклонены.
Как следует из материалов дела, в указанный период ответчик являлся законным владельцем спорных электрических сетей на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В пунктах 1, 2 данного постановления, а также в приложении N 3 к нему, указано, что объекты государственной собственности, в том числе объекты электросетевого хозяйства, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Каких-либо ограничений (обременений) в отношении права на указанные объекты не зарегистрировано, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что в спорный период распределительные сети и трансформаторные подстанции являлись бесхозяйными, подлежит отклонению как не подтвержденный материалами дела.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Доказательств принятия каких-либо решений по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства в спорный период времени ответчиком не представлено, обслуживающая организация названного имущества ответчиком также не определена.
С учетом изложенного ссылка ответчика на судебные акты по делу N А19-9249/2014 не может быть принята во внимание. Суд апелляционной инстанции в данном случае принимает во внимание правовой подход, изложенный в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2017 года по делу N А19-1658/2015.
Также не принимается и ссылка апеллянта на решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/2013, как не относящееся к настоящему спору, поскольку в названном судебном акте речь идет о бесхозяйных сетях, тогда как спорные сети находятся в собственности ответчика в силу закона.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, факт причинения бездействием ответчика истцу убытков, в виде стоимости потерь электроэнергии, возникших в трансформаторных подстанциях и электросетях, принадлежащих ответчику доказан. Размер убытков истцом также доказан. Доказательств, подтверждающих факт оплаты потерь электроэнергии в сетях, а также доказательств, опровергающих произведенный истцом расчет размера потерь электрической энергии в сетях ответчика, ответчик не представил, что свидетельствует о наличии оснований для возложения на ответчика в силу положений статей 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по компенсации причиненных истцу убытков.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 февраля 2017 года по делу N А19-19565/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19565/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 октября 2017 г. N Ф02-4136/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Иркутская Энергосбытовая компания"
Ответчик: Администрация Нижнеудинского Муниципального образования Иркутской области
Третье лицо: ГУП Областное "Электросетевая компания по эксплуатации сетей "Облкоммунэнерго", Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"