г. Красноярск |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А74-1977/2017 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" мая 2017 года по делу N А74-1977/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Зайцевой Н.М.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - антимонопольный орган, управление) от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу N 45-Т-16-АП об административном правонарушении.
Настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам, без вызова сторон.
Определением от 20.03.2017 к участию в деле в качестве е третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, некоммерческое садоводческое товарищество "Сибиряк".
Решением от 16.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление, по следующим основаниям.
- Из материалов дела следует, что НСТ "Сибиряк" не выполнено требование подпункта "б" пункта 62 Правил, что выразилось в не направлении с заявление доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.
- В заявлении о восстановлении технических условий отсутствует наименование и место нахождения энергопринимающих устройств согласно подпункту "а" пункта 61 Правил.
- В приложенных документах к заявке отсутствуют правоустанавливающие документы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 62 Правил. Имеющееся в материалах дела постановление главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 N 1152 не является документом, подтверждающим право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.
- В абзаце 3 страницы 7 постановления указывается на нарушение сетевой организацией срока восстановления и выдачи НСТ "Сибиряк" новых технических условий, однако какая-либо норма права в нарушение не вменяется.
- После получения сетевой организацией письма НСТ "Сибиряк", которым предоставлены устав садового общества, выписка из решения собрания уполномоченных представителей НСТ "Сибиряк" и листа записи Единого государственного реестра юридических лиц, сетевой организацией письмом от 29.09.2016 N 1.7/20/2436 направлены в адрес НСТ "Сибиряк" технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения. При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих дату направления документов садовым товариществом, довод о нарушении сетевой организацией каких-либо сроков, полагаем, является не состоятельным.
- Административным органом и судом первой инстанции не установлена вина сетевой организации в совершении административного правонарушения и не дана объективная оценка нарушениям, допущенным со стороны НСТ "Сибиряк". Нарушение заявителем подпункта "а" пункта 61, подпунктов "а", "б" пункта 62 Правил свидетельствует об отсутствии оснований для восстановления технических условий. Таким образом, вина в нарушении порядка и срока восстановления технических условий сетевой организацией не установлена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его проведения судебного заседания извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
14.06.2016 от НСТ "Сибиряк" в адрес общества поступило заявление, подписанное и.о заместителя директора НСТ "Сибиряк" по реализации и развитию услуг, в котором товарищество просило восстановить в связи с утратой документы о технологическом присоединении к электрическим сетям, а именно: технические условия энергопринимающих устройств. В заявлении товарищество указало наименование и место нахождения энергопринимающих устройств: трансформаторная подстанция (ТП) - 400 кВА, ЗРУ-10 кВ, ЗРУ-0,4 кВ электрооборудование дачного района; центр питания: ПСN 31 110/10/6кВ "Сибирь", ЗРУ-10 кВ, яч. N 54.
К заявлению товарищество приложило копию постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 N 1152, копию акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011.
28.06.2016 общество письмом N 17/203/6001-исх. сообщило товариществу о том, что в заявке отсутствует наименование и место нахождения энергопринимающих устройств согласно пункту 61 "а" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, также в приложенных документах к заявке отсутствуют правоустанавливающие документы, предусмотренные пунктом 62 "а". В связи с этим общество просило представить необходимый пакет документов.
27.07.2016 товарищество повторно обратилось с заявлением о восстановлении документов о технологическом присоединении, в котором указало, что в ранее поданном заявлении были обозначены отдельным абзацем наименование и место нахождения энергопринимающих устройств в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011. К заявлению была приложена копия постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 N 1152, в соответствии с которым НСТ "Сибиряк" предоставлен в пользование земельный участок на котором расположены энергопринимающие устройства товарищества.
На основании изложенного товарищество считало, что в выдаче технических условий отказано необоснованно и повторно просило выдать указанные документы.
05.08.2016 общество письмом N 17/203/7550-исх. сообщило товариществу, что по причине отсутствия дополнительной информации повторно направляет в адрес товарищества письмо от 28.06.2016 и просит представить план расположения (ситуационный план) электроустановок заявителя, а также устав и протокол общего собрания садоводов о назначении главы товарищества.
17.08.2016 товарищество обратилось в управление с жалобой (вх. N 4455) в которой указало на неясность причин отказа в выдаче технических условий и отсутствие нормативного обоснования запроса обществом дополнительных документов в письме от 05.08.2016.
В ходе рассмотрения поступившего обращения письмом от 06.09.2016 N 05-6090/ЛС антимонопольный орган запросил у общества сведения и документы. В ответ на запрос общество письмом от 15.09.2016 N 17/297/9468-исх. представило в административный орган запрашиваемые документы и пояснения.
Письмом от 16.09.2016 N 05-6360ЛС антимонопольный орган сообщил товариществу о продлении срока рассмотрения заявления на два месяца.
Письмом от 10.10.2016 управление сообщило НСТ "Сибиряк" о возбуждении по результатам рассмотрения заявления административного производства в отношении ПАО "МРСК Сибири" по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
19.10.2016 НСТ "Сибиряк" представило в антимонопольный орган дополнительные документы.
24.10.2016 антимонопольный орган направил в адрес ПАО "МРСК Сибири" уведомление, о том, что 14.12.2016 в 09 час. 00 мин. состоится составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.21 КоАП РФ. Указанное уведомление получено обществом 31.10.2016.
27.10.2016 общество письмом от 26.10.2016 N 1-7/297/11365-исх. представило в антимонопольный орган дополнительные документы и пояснения.
14.12.2016 вр.и.о. руководителя управления в присутствии уполномоченного представителя общества составлен протокол N 45-Т-16-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением управления от 14.12.2016 рассмотрение дела N 45-Т-16-АП об административном правонарушении назначено на 09 час. 00 мин. 08.02.2017.
Копии протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела вручены уполномоченному представителю общества.
Постановлением антимонопольного органа от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу N 45-Т-16-АП об административном правонарушении, вынесенным в присутствии уполномоченного представителя общества, действующего на основании доверенности, ПАО "МРСК Сибири" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В постановлении отражено, что ПАО "МРСК Сибири" в нарушение пунктов 65 и 71 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), нарушило порядок и срок восстановления и выдачи новых технических условий.
Не согласившись с указанным постановлением, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд соглашается с данным выводом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона заключается в несоблюдении виновным лицом, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 N 179-э (под регистрационным N24.1.58) заявитель включён в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Обществу вменено нарушение правил технологического присоединения в части нарушения порядка и срока восстановления и выдачи новых технических условий НСТ "Сибиряк".
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Статьёй 3 названного Закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Данные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединённой мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Разделом VIII Правил 861 установлен порядок и процедура восстановления и переоформления документов о технологическим присоединении.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
Пунктами 60, 61 Правил N 861 предусмотрено, что в заявлении о переоформлении документов указываются следующие сведения:
а) реквизиты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов;
в) место нахождения лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.
Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии).
Согласно пункту 62 Правил N 861, к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
Пунктом 71 Правил N 861 предусмотрено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах "г" или "е" пункта 62 Правил N 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.
Сетевая организация подготавливает технические условия в соответствии с положениями, предусмотренными пункта 73 Правил N 861. Срок восстановления и выдачи заявителю новых технических условий исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 10 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 25 дней).
Пунктом 65 Правил N 861 установлено, что сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
В пункте 72 Правил N 861 предусмотрены варианты действий сетевой организации при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий) при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г", и "е" пункта 62 Правил N 861.
На основании пункта 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 Правил N 861, сетевая организация подготавливает и выдаёт лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях, если технические условия в соответствии с названными Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 Правил N 861, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Из содержания пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Как усматривается из материалов дела, товарищество, относящееся к категории заявителей, указанных в пункте 59 Правил N 861, обратилось 14.06.2016 в общество с заявкой на восстановление технических условий в связи с утратой.
В заявлении была обозначена следующая информация: полное наименование юридического лица и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), дата внесения записи в ЕГРЮЛ, место нахождения юридического лица, почтовый адрес, ИНН, КПП, данные счетов, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств.
Одновременно товарищество представило копию постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 N 1152, копию акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011.
Заявление подписано председателем правления НСТ "Сибиряк" А.Г. Шамблером.
Кроме этого 27.07.2016 товарищество повторно представило в общество заявление о восстановлении технических условий с приложением документов.
Письмом от 05.08.2016 общество попросило представить ситуационный план электроустановок заявителя и устав и протокол собрания о назначении главы СНТ.
Письмом от 31.08.2016 товарищество представило копию устава, решения и выписки из ЕГРЮЛ.
Антимонопольный орган и суд первой инстанции исходили из того, что заявление 14.06.2016 соответствовало требованиям пунктов 60 и 61 Правил N 861.
Апелляционный суд не согласен с этим выводом.
Как было указано органом, законодательство допускает ситуации, когда у заявителя нет документов, предусмотренных подпунктами "в" (копия технических условий), "г" (копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения) и "е" (копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта) пункта 62 Правил N 861.
Поэтому предоставление только копии акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.09.2011 (пункт "г") и отсутствие документов, указанных в пункте "в" основанием для отказа а в рассмотрении заявления быть не может.
Орган и суд первой инстанции так же верно не согласились с доводом общества об отсутствии документа, указанного в подпункте "а" пункта 62 - подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.
Однако, как следует из материалов дела, с заявлением была представлена копия постановления главы Администрации г. Черногорска от 18.09.1995 N 1152 "О перерегистрации и закреплении земель садоводческого товарищества "Сибиряк", где указано на предоставление СНТ "Сибиряк" на праве пользования земельного участка.
В данном случае обществу следовало руководствоваться актами, действовавшими в период закрепления земельного участка за товариществом.
В соответствии частью 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Закон РФ от 23.12.1992 N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" устанавливал, что передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
В связи с Указом Президента РФ от 23.04.1993 г. N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" была проведена перерегистрация ранее предоставленных в их пользование участков и впоследствии участки были закреплены в их собственность.
В 1992 году была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (утв. Роскомземом 09.03.1992).
Согласно пункту 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 29.06.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пункт 2 статьи 3 указанного Закон не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены, в частности, организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.
Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и сроком не ограничивается.
Из данной норм следует, что в отношении земельных участков, предоставленных на правах постоянного (бессрочного) пользования организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками, правом на переоформление (предоставление) земельного участка обладают соответствующие некоммерческие объединения граждан.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (пункт 2 названной статьи).
Таким образом, из совокупного толкования положений пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" следует, что правом на приобретение земельного участка, предоставленного организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было создано (организовано) садоводческое некоммерческое объединение граждан, обладают граждане - члены данного объединения (в отношении предоставленных им земельных участков) и само некоммерческое объединение - в отношении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования.
Таким образом, оснований полагать, что у товарищества не прав на земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, у общества не было.
Апелляционный суд учитывает, что установление прав товарищества на земельный участок не входит в предмет настоящего спора и принимает во внимание, что со стороны общества не указано, каким нормам противоречило предоставленное товариществом постановление и какими документами, по мнению общества, должно было подтверждаться право товарищества на участок.
Довод общества о том, что товарищество не указало местоположение энергопринимающих устройств не верен. Их местоположение указано в акте разграничения балансовой принадлежности.
Довод общества о том, что при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих дату направления документов садовым товариществом, довод о нарушении сетевой организацией каких-либо сроков, является не состоятельным - не верен и прямо опровергается материалами дела.
Заявление на восстановление документов подано 14.06.2016; повторное заявление подано 27.07.2016; дополнение к заявлению с приложением выписки из устава, решения собрания уполномоченных представителей и из ЕГРЮЛ товарищество передало 31.08.2016, - что прямо подтверждается штампами вх. общества. При этом все необходимые сведения были указаны в заявлении от 14.06.2016.
Но вместе с тем заслуживает внимания довод общества о том, что товарищество не предоставило документы, указанные в пункте "б" -не представлена доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.
В данном случае обращение было подписано председателем правления СНТ.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе вправе подписывает другие документы от имени такого объединения и протоколы заседания правления (пункт 3 части 2); осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях (пункт 7 части 2).
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.
Таким образом, от имени товарищества действовал его законный представитель, лицо, действующее без доверенности - но вместе с тем буквальное прочтение пункта "б" указывает, что должен предоставляться любой документ, подтверждающий полномочия, из чего бы они не вытекали.
Значит, требование общества о предоставлении выписки из протокола правомерно.
Полномочия председателя СНТ подтверждаются выпиской из решения от 20.08.2015 выпиской из ЕГРЮЛ, представленными 31.08.2016.
Однако не верная оценка данного обстоятельства к принятию неправильного решения не привела.
СНТ "Сибиряк" при подаче в общество заявления от 14.06.2016 и дополнений с приложениями документов от 27.07.2016 и от 31.08.2016 были выполнены положения пунктов 60, 61, 62 Правил N 861.
Общество направило акты только 26.09.2016, то есть с нарушением 10 дневного срока, установленного пунктом 71 Правил N 861.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности управлением нарушения обществом порядка и срока восстановления и выдачи НСТ "Сибиряк" новых технических условий.
Таким образом, в действиях общества установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) ПАО МРСК "Сибири" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено, об их наличии обществом не заявлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены. Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённый на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы, общество не включено.
Размер административного штрафа определён управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела.
Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения обществу наказания в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ в размере менее минимального, управлением и судом не установлено.
Доказательства в обоснование ограничения финансовых возможностей общества в результате назначения административного штрафа в размере 100 000 рублей, заявителем не представлены.
С учётом изложенного, арбитражный суд первой инстанции верно счел оспариваемое постановление законным и обоснованным, в силу части 3 статьи 211 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности согласно части 4 статьи 208 АПК РФ государственной пошлиной не облагается, распределение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "16" мая 2017 года по делу N А74-1977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1977/2017
Истец: МРСК Сибири-Хакасэнерго, ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
Третье лицо: Некоммерческое садоводческое товарищество "Сибиряк", ПАО Филиал "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", Шамблер Александр Григорьевич