г. Киров |
|
09 июня 2017 г. |
Дело N А29-12489/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Плетюхиной О.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2017 по делу N А29-12489/2016, принятое судом в составе судьи Тугарева С.В.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751),
об обязании произвести очистку лесного участка от порубочных остатков,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Коми к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ответчик, Общество) об обязании произвести очистку лесного участка порубочных остатков на площади 0,53 га в квартале 910 выделе 26, полученных при рубке леса под объект для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма", находящегося в кварталах 697, 764-767, 833-835, 910, 915 Зеленоборского участкового лесничества ГУ "Каджеромское участковое лесничество", в срок до 29.05.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2017 исковые требования удовлетворены; произведена замена истца на его правопреемника - Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2017 по делу N А29-12489/2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что работы по разрубке просеки под ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма" осуществлялись ООО "Механизированная колонна 24" по договору подряда и были завершены в конце августа 2016 года. Осмотр лесного участка проведен ранее сроков выполнения работ по разрубке трассы по договору. Документов, подтверждающих наличие на спорном лесном участке порубочных остатков, истцом не представлено. Ответчик указывает, что им произведена очистка лесного участка способом их укладки в валы. По мнению заявителя, действующее законодательство не содержит требований об уборке порубочных остатков в период, не относящийся к пожароопасному, а наоборот, допускается оставление порубочных остатков для перегнивания. При вынесении решения суд не учел тот факт, что после схода снежного покрова к началу пожароопасного сезона порубочных остатков на территории лесного участка может и не быть, в связи с их перегниванием или наступлением иных обстоятельств. Установленный судом срок для исполнения решения не является разумным в силу необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", кроме того, выполнение данных работ возможно только в бесснежный период, который в Печорском районе наступает ориентировочно в середине мая. Заявитель полагает, что решение суда является заведомо неисполнимым.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что осмотр мест рубок был проведен в рамках действующего законодательства, а также после завершения работ по разрубке трассы по договору. Наличие договора подряда на разрубку древесно-кустарниковой растительности под трассами линий электропередач не освобождает ответчика от ответственности за выявленные нарушения. Также истец указывает, что начало пожароопасного периода в Республике Коми приходится на конец апреля.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал заявленные доводы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.12.2015 N С0990507/24/15-АЗ (далее - договор, договор аренды) (л.д.8-24), в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель на основании Приказа Комитета лесов Республики Коми от 08.12.2015 N 01-06/999-АР обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок).
Согласно пункту 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 66,77 га, местоположение: Республика Коми, МР "Печора", ГУ "Каджеромское лесничество", Зеленоборское участковое лесничество, кварталы N 697 (выделы 27, 28), N 764 (выдел 5), N 765 (выделы 3, 7, 8, 11, 12, 21, 23), N 766 (выделы 17, 20, 22, 24, 36, 38, 40, 44), N 767 (выделы 33, 34, 42, 43, 51-53), N 833 (выделы 5, 6, 8, 27), N 834 (выделы 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19, 35, 36), N 835 (выделы 31, 39, 51, 54, 58, 59, 64-66, 70-72, 74), N 910 (выделы 26, 27, 31-33, 41, 43, 44, 48, 50, 56-59, 61, 62), N 915 (выделы 6, 7, 13-16, 23-25, 32, 34). Номер в государственном лесном реестре 367-2015-12.
Пунктом 4 договора определено, что участок передается в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
Пунктом 22 договора определен его срок - с 25 декабря 2015 года по 31 августа 2016 года и составляет восемь месяцев.
В силу пункта 8 договора арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий договора в части использования в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов.
Пунктом 11 договора предусмотрены обязанности арендатора, в том числе осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке, в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов; по истечении срока действия договора или в случае досрочного прекращения срока действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
Подпунктом "в" пункта 13 установлена ответственность арендатора в виде уплаты неустойки за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, захламление по вине арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров - 5-кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.
Уплата неустоек не освобождает арендатора от выполнения обязательств, предусмотренных договором (пункт 14 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 25.12.2015 (л.д. 14). Доказательств возврата лесного участка из аренды в материалы дела не представлено.
19.02.2016 Обществом подана лесная декларация, согласно которой Общество с 21.03.2016 по 31.08.2016 использует леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (л.д. 15-24).
Приказом главного лесничего ГУ "Каджеромское лесничество" от 29.06.2016 N 24-П инженеру по охране и защите леса ГУ "Каджеромское лесничество" выдано плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков (л.д. 28).
Согласно отчету о выполнении планового (рейдового) задания, проведенного 20.07.2016 с 9 до 17 часов в квартале N 910 (выд. 26) был осмотрен участок лесного фонда, на котором произведена разрубка трассы и ведется монтаж опор для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма". При осмотре обнаружено нарушение лесного законодательства в виде неудовлетворительной очистки мест рубок и нарушений правил пожарной безопасности в условиях особо опасного пожарного периода.
Также 21.07.2016 в период с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут был осуществлен осмотр переданного в аренду ответчику лесного участка в квартале N 910 (выд. 26) и составлен соответствующий акт от 21.07.2016 (л.д. 22-23), в котором зафиксировано нарушение лесного законодательства в виде неудовлетворительной очистки мест рубок (оставление порубочных остатков и древесины на месте строительства трассы ВЛ-110 кВ), что является нарушением Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Акт подписан лесничим - руководителем Зеленоборского участкового лесничества и его заместителем. К акту прилагается фототаблица с географической привязкой (л.д. 34-36).
04.08.2016 истец направил в адрес ответчика претензионное письмо, в котором указало на допущенные ответчиком нарушения пунктов 16, 19 34, 35, Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении порубочных остатков на линейных объектов и в их охранных зонах в условиях особого противопожарного режима, и предложило устранить указанные нарушения (л.д. 48-49). Письмо получено ответчиком согласно почтовому уведомлению 11.08.2016 (л.д. 51).
Письмом от 15.08.2016 N МР2/5-54/112-18-2/3392 (л.д. 25) Общество направило в адрес истца отчет об использовании лесов за январь-июль 2016 года.
Письмами от 15.07.2016 N МР2/5-54/102-27-2/2932, от 16.08.2016 16.08.2016 N МР2/5-54/112-18-2/3440 (л.д. 130-131) Общество просило ГУ "Каджеромское лесничество" и администрацию сельского поселения "Каджером" предоставить информацию о местах складирования порубочных остатков.
Администрация сельского поселения "Каджером" в ответе на запрос Общества от 05.08.2016 N 415 сообщила, что на землях поселения отсутствуют места, отведенные для складирования порубочных остатков (л.д. 119).
В ответе на письмо ответчика от 26.08.2016 N 538/1 ГУ "Каджеромское лесничество" сообщило, что действующим лесным законодательством не предусмотрено выделение мест (полигонов) для складирования порубочных остатков, полученных при расчистке охранных зон трасс ЛЭП.
Приказом и.о. руководителя ГУ "Каджеромское лесничество" от 31.08.2016 N 30-П и.о. инженера по охране и защите леса ГУ "Каджеромское лесничество" выдано плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков (л.д. 52, 54).
Согласно отчету о выполнении планового (рейдового) задания, в ходе осмотра, проведенного 14.09.2016 с 09 до 17 часов, в квартале N 910 (выд. 26), выявлено проведение частичной очистки от порубочных остатков на расстоянии 10 м от стен леса с обоих сторон трассы, качество удовлетворительное. Валы с порубочными остатками не убраны и не утилизированы (л.д. 55).
Истец направил в адрес ответчика письмо от 30.09.2016 N 605 (л.д. 114) с просьбой направить представителя 17.10.2016 для проведения осмотра мест рубок на лесном участке, переданном ответчику по договору аренды. Письмо получено ответчиком согласно полученному уведомлению 10.10.2016 (л.д. 117).
Документы, составленные по результатам осмотра, в материалы дела не представлены, вместе с тем, истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что осмотр был произведен 18.10.2016, его результаты аналогичны осмотру 14.09.2016.
Постановлением о назначении административного наказания от 07.11.2016 N 380 (л.д. 42-45) по факту оставления порубочных остатков Общество признано виновным в нарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском об обязании произвести очистку лесного участка порубочных остатков на площади 0,53 га в квартале 910 выделе 26, полученных при рубке леса под объект для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма", находящегося в кварталах 697, 764-767, 833-835, 910, 915 Зеленоборского участкового лесничества ГУ "Каджеромское участковое лесничество", в срок до 29.05.2017.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов. При этом в этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, исходя из положений пункта 4 договора, лесной участок передавался Обществу для строительства ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма".
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 16 Правил N 223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Таким образом, на Общество как лесопользователя в силу действующего лесного законодательства возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производится одновременно с рубкой лесных насаждений.
Соответствующая обязанность, в том числе по соблюдению правил санитарной, пожарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, возложена на арендатора в рамках договора аренды (пункты 11, 14, подпункт "в" пункта 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 34 которых просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что порубочные остатки являются горючими материалами, а в силу пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Из изложенного следует, что такой способ очистки мест рубок, как сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, в рассматриваемом случае, вопреки доводам заявителя, не является допустимым, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по договору аренды лесного участка.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 предусмотрены иные способы очистки мест рубок, в том числе, разбрасывание измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, вывоз порубочных остатков в места их дальнейшей переработки и т.д.
Факт того, что Общество, осуществляя вырубку лесных насаждений на арендуемом участке при строительстве объекта ВЛ-110 кВ "Зеленоборск-Ижма" на участке от ПС 110/10 кВ "Лемью" до ПС 110/10 кВ "Ижма", не произвело надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, отчетом инженера по охране и защите леса о выполнении планового (рейдового) задания от 15.09.2016 (л.д. 55). Указанный факт не опровергнут ответчиком, в связи с чем его доводы о том, что осмотр лесного участка проведен ранее сроков выполнения работ по разрубке трассы по договору, а также об отсутствии документов, подтверждающих наличие на спорном лесном участке порубочных остатков, подлежат отклонению.
Из пояснений представителя Министерства, данных суду апелляционной инстанции, также следует, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы уборка порубочных остатков не произведена.
Признание ответчиком факта необходимости вывоза порубочных остатков следует из его писем от 15.07.2016 N МР2/5-54/102-27-2/2932, от 16.08.2016 16.08.2016 N МР2/5-54/112-18-2/3440 с просьбой предоставить информацию о местах складирования порубочных остатков. Следует отметить, что отсутствие таких мест на территории муниципального района "Печора" не освобождает ответчика от необходимости исполнить данную обязанность.
Также отклоняются доводы заявителя о том, что до пожароопасного сезона порубочные остатки, уложенные в валы, могут перегнить, поскольку они носят предположительный характер. Судебная коллегия отмечает, что в материалах дела имеется фототаблица (л.д. 34-36), иллюстрирующая состояние просеки после разрубки, из которой наглядно видно, что в рассматриваемом случае порубочные остатки представляют собой не только сучья и ветки, но и фрагменты стволов деревьев, с учетом чего указание заявителя на возможность их перегнивания за незначительный промежуток времени не могут быть приняты.
Отклоняя доводы ответчика о неразумности установленного судом срока для исполнения решения суда апелляционный суд отмечает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик не заявлял о недостаточности данного срока. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации на случай обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предусмотрен механизм отсрочки исполнения судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения вынесенного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.03.2017 по делу N А29-12489/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12489/2016
Истец: ГУ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Каджеромское лесничество, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
Ответчик: ПАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада, ПАО Филиал МРСК Северо-Запада Комиэнерго
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 7 по Ленинградской области