г. Самара |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А72-1800/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 170 - не явился, извещено,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 мая 2017 года по делу N А72-1800/2017 (судья Страдымова М.В.),
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 170 (ОГРН 1027301567700, ИНН 7328044918), г. Ульяновск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), г.Ульяновск
о признании недействительным решения N 1733 от 06.02.2017,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 170 обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании недействительным решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 1733 от 06.02.2017.
Решением суда 1 инстанции от 17 мая 2017 года оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда о привлечении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 170 к ответственности по ч. 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" признано недействительным в части размера начисленного штрафа в сумме, превышающей 680 руб.
Суд обязал Управления Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов образовательного учреждения.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом указывает на то, что судом необоснованно снижен размер штрафа с 17 000 рублей до 680 рублей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 170 в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 11.11.2016 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 170 представило (по ЭЦП) в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах в количестве 34 человек, предусмотренные п.2.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
21.12.2016 по результатам проверки правильности заполнения и своевременности представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета Управлением был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18160004238.
В ходе проверки было установлено, что обществом сведения в отношении 34 застрахованных лиц за октябрь 2016 года были представлены 11 ноября 2016 г., т.е. с нарушением установленного срока (следовало представить не позднее 10.11.2016 г.).
06.02.2017 основании указанного акта Управлением было принято решение N N 1733 о привлечении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 170 к ответственности по ч.4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 17 000 руб. (34 х 500 р.) за непредставление в установленные сроки указанных сведений за октябрь 2016 года (л.д. 36).
Не согласившись с решением Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявление и признавая оспариваемое решение недействительным в указанной части, суд 1 инстанции сослался на наличие смягчающих обстоятельств: отсутствие умысла на совершение правонарушения, социально значимый характер деятельности Учреждения, отсутствие в бюджете детского сада средств на уплату штрафных санкций, совершение нарушения впервые, отсутствие тяжких последствий, незначительный срок просрочки предоставления расчета (18 часов). С учетом этого и руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, суд пришел к выводу о необходимости снижения размера взыскиваемых штрафных санкций до 680 рублей.
Данные выводы суда 1 инстанции являются правильными.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 170 является страхователем.
В соответствии со ст.15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 2-2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Представление Сведений, заполненных в соответствии с Постановлением, не имеющих противоречий между сведениями, содержащимися в документах плательщика, а также несоответствие представленных сведений сведениям о плательщике, имеющимся в распоряжении органов контроля за уплатой страховых взносов, и пригодных к дальнейшей обработке Пенсионным фондом Российской Федерации, фиксируется в день их поступления в территориальный орган ПФР. В случае представления Сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи плательщику направляется уведомление о принятии Сведений.
Страхователи при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера) представляют Сведения в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливается Пенсионным фондом РФ. Сведения, представляемые на бумаге, сопровождаются файлом на магнитном носителе. В форме электронного документа Сведения заполняются в соответствии с распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 N 370-р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах".
В силу статьи 16 Закона органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 17 Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Из материалов дела видно, что сведения в отношении 34 застрахованных лиц за октябрь 2016 года должны были быть представлены Учреждением не позднее 10 ноября 2016 года, тогда как были представлены 11 ноября 2016 года, то есть с нарушением установленного срока на 1 день.
Страхователем данное обстоятельство не оспаривается.
В связи с этим Управление правомерно привлекло общество к ответственности за совершение указанного правонарушения по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем суд 1 инстанции с учетом принципа справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения размера назначенного Учреждению штрафа до 680 руб.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
С учетом этого и принимая во внимание характер совершенного правонарушения, суд 1 инстанции обоснованно уменьшил размер назначенного детскому саду штрафа до 680 руб.
В данном случае штраф в размере 680 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения, связанного с несвоевременным представлением органу Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 170, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 мая 2017 года по делу N А72-1800/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1800/2017
Истец: МБДОУ Детский сад N 170, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N170
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска