Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2017 г. N Ф01-3797/17 настоящее постановление оставлено без изменения
21 июня 2017 г. |
А79-7493/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и прокуратуры города Новочебоксарска
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2017
по делу N А79-7493/2016,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Управление отходами" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 95, корп. 1)
о признании недействительным представления прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики от 24.08.2016 N 03-0316,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Управление отходами" - Благодатских И.Е. по доверенности от 03.04.2017 N 28, Романовой О.С. по доверенности от 03.04.2017 N 29, Пиляевой А.П. по доверенности от 18.04.2017 N 40;
от прокуратуры Чувашской Республики - Денисова А.А. на основании поручения от 21.04.2017 N 8-20-2017,
и установил:
закрытое акционерное общество "Управление отходами" (далее -Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - прокуратура г. Новочебоксарска) от 24.08.2016 N 03-0316.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены прокуратура Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по Чувашской Республике), Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии), Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики, Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики.
Решением от 10.02.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требование заявителя.
УФАС по Чувашской Республике и прокуратура г. Новочебоксарска не согласились с решением арбитражного суда первой инстанции и обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить по основаниям, изложенным в жалобах, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики поддержал позицию заявителей апелляционных жалоб.
Представители Общества в судебном заседании и в отзывах на апелляционные жалобы и дополнение Управления к жалобе просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.10.2013 N 583-р (далее - Распоряжение N 583-р) установлено, что в соответствии с Федеральным законом 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в целях привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики и реализации мероприятий по оптимизации системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Чувашской Республики заключить в установленном порядке концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - Концессионное соглашение).
01.07.2014 по результатам открытого конкурса между Минприроды Чувашии (Концедент) и Обществом (Концессионер) заключено Концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики.
Согласно пункту 4.1 Концессионного соглашения его объектом является подлежащая Созданию и последующей эксплуатации межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики для обеспечения услугами Концессионера потребителей Обязательной территории Обслуживания, состоящая из 2-ой карты складирования, Мусоросортировочного комплекса, Мусороперегрузочной станции.
Письмом от 20.10.2015 N 3/20-12983 Минприроды Чувашии обратилось в адрес Общества с просьбой организовать прием и накопление твердых коммунальных отходов на объектах Концессионного соглашения и иного имущества с последующим захоронением. Срок накопления ТКО - до получения разрешительной документации (лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).
Поводом для обращения Минприроды Чувашии в адрес Общества послужило прекращение эксплуатации Чебоксарской городской санкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, земельный участок с кадастровым номером 21:02:030307:0004, на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.09.2015 по делу N А79-5769/2015.
Иные объекты размещения отходов на территории г. Чебоксары, г. Новочебоксарска, Чебоксарского района Чувашской Республики, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствуют.
Общество имеет лицензию от 10.06.2016 N 64-00126 на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, размещение отходов 1-4 класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, в соответствии с которой Обществу разрешается осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1-4 класса опасности по адресам: г.Чебоксары, Марпосадское шоссе, д.24; г.Новочебоксарск, пр.Шоршельский, вл. 16А и 16.
На основании приказа генерального директора Общества от 22.10.2015 N 53/1-15 утверждена стоимость услуги по временному накоплению (хранению) твердых коммунальных отходов с последующим размещением, оказываемой на площадке, обустроенной в соответствии с требованиями Концессионного соглашения и проектной документации по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 107А (ныне г. Новочебоксарск, пр.Шоршельский, 16А), в размере 425 руб. с учетом НДС.
В ноябре 2015 года Общество стало осуществлять деятельность по приемке мусора и заключать договоры на услуги временного накопления твердых коммунальных отходов с последующим размещением.
Соответственно, с ноября 2015 года Общество заключало договоры на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением и иными заказчиками работ по цене 1 куб.м стоимостью 425 руб. с учетом НДС 18 %.
В рамках исполнения поручения прокуратуры Чувашской Республики в связи с рассмотрением опубликованной на информационном ресурсе "Правда ПФО" в сети Интернет статьи "На форуме ОНФ Путину напомнили о проблемах Чувашии" прокуратурой г. Новочебоксарска проведена проверка исполнения законодательства при формировании платы за накопление твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки прокуратура г. Новочебоксарска посчитала, что включение в состав платы по договору на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением финансовых обязательств Общества по выплате купона облигационного займа в размере 192 575 000 рублей (оплата 31.08.2016) привело к увеличению стоимости конечной услуги по накоплению ТКО для потребителя и может свидетельствовать о необоснованном увеличении платы за услугу. Доля расходов на выполнение финансовых обязательств Общества (выплата по 1-му купону 31.08.2016) в целях реализации Концессионного соглашения составляет 288 руб. 86 коп. в совокупных затратах Общества. Без учета указанных расходов плата за накопление составит 84 руб. 37 коп. Плата за накопление твердых коммунальных отходов к числу регулируемых тарифов не отнесена, в связи с чем оснований для включения Обществом понесенных расходов не имеется.
По результатам проверки вынесено представление от 24.08.2016 N 030316, которым прокуратура г. Новочебоксарска потребовала безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий и недопущению подобных фактов впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях закона; о дате и времени рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру г. Новочебоксарска; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в установленный законом месячный срок сообщить прокурору г. Новочебоксарска.
Общество не согласилось с указанным представлением прокуратуры г. Новочебоксарска и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.
Из пункта 5.3 Концессионного соглашения от 01.07.2014 следует, что Концессионер обязан осуществить инвестиции в создание объекта Концессионного соглашения, порядок определения размера которых указан в приложении N 3 к соглашению. Порядок возмещения инвестиционных расходов Концессионера на создание объекта Концессионного соглашения, а также расходов Концессионера на создание имущества определяется в соответствии с производственными и (или) инвестиционными программами Концессионера, утверждаемыми в соответствии с условиями настоящего соглашения.
В данном случае объем инвестиций Концессионера составляет сумму не менее 750 000 000 рублей. В счет инвестиций в полном объеме зачитываются произведенные расходы, соответствующие категориям расходов Концессионера, за исключением случаев, указанных в разделе 2 приложения N 6 к Концессионному соглашению (приложение N 3 Концессионного соглашения).
В силу пункта 10.3.4 Концессионного соглашения срок, в течение которого осуществляется создание объекта Концессионного соглашения, - 36 месяцев. Данный срок начинает течь с момента реализации всех условий, указанных в подпункте 10.3.1 Концессионного соглашения.
Срок действия Концессионного соглашения - 25 лет. Реализация Концессионного соглашения осуществляется в два этапа: первый этап - создание объекта Концессионного соглашения, второй этап - эксплуатация Объекта Концессионного соглашения (пункт 10.2 Концессионного соглашения).
Из пункта 10.4.1 Концессионного соглашения следует, что стороны приступают к эксплуатации объекта Концессионного соглашения лишь при условиях: объект Концессионного соглашения (единица имущества, входящие в состав объекта Концессионного соглашения) передан Концедентом Концессионеру в порядке, предусмотренным Концессионным соглашением; иное имущество и объект соответствуют требованиям, предъявляемым техническим регламентам, иным обязательным нормам и правилам, действующему законодательству Российской Федерации, а также положениям Концессионного соглашения, и пригодны к использованию для осуществления деятельности; Концедент предоставил Концессионеру все необходимые для осуществления эксплуатации документы в отношении Иного имущества; утверждены тарифы на услуги Концессионера и надбавки к тарифу на услуги Концессионера с учетом требований действующего законодательства и положения Приложения N 6; наличие утвержденных в соответствии с настоящим Концессионным соглашением инвестиционной и производственной программ Концессионера; наличие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IV-V классов опасности.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, мусоросортировочный комплекс, мусороперегрузочная станция и первая карта полигона складирования введены в эксплуатацию 26.09.2016. Государственная регистрация права собственности Чувашской Республики на объекты Концессионного соглашения произведена 22.11.2016.
09.12.2016 Обществом получена лицензия N 64-00126 на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 класса опасности в том числе и по адресам: г.Чебоксары, Марпосадское шоссе д.24; г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский вл. 16А и 16.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.12.2016 N 83-24/в установлены тарифы на услугу по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых потребителям Общества (филиал Общества в г.Новочебоксарск) на 2017-2020 годы. С 20.01.2017 по 30.06.2017 тариф утвержден в размере 1127 руб. 03 коп. (для населения) за 1 тонну.
Новочебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики инвестиционная программа филиала Общества утверждена 23.12.2016, установлена надбавка к тарифу для потребителей г. Новочебоксарска на 2017-2024 годы в размере 935 руб. 30 коп. за одну тонну с учетом НДС.
28.12.2016 Инвестиционная программа филиала Общества утверждена Чебоксарским городским собранием депутатов, установлена надбавка к тарифу для потребителей г. Чебоксары на 2017-2024 годы в размере 935 руб. 30 коп. за одну тонну с учетом НДС.
29.12.2016 Собранием депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики утверждена инвестиционная программа филиала Общества по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на строящемся полигоне ТБО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г.Чебоксары на 2017-2024 годы.
Подпунктом "б" пункта 9.1.5 Концессионного соглашения предусмотрено, что с согласия Концедента Концессионер имеет право помимо деятельности по переработке, сортировке, утилизации (захоронению) ТБО с использованием объекта Концессионного соглашения и иного имущества осуществлять иные виды деятельности.
В данном случае согласие Концедента на осуществление Обществом иного вида деятельности "услуги накопления" было получено, что подтверждается письмами Минприроды Чувашии от 01.06.2016 N 3/20-7489, от 20.10.2015 N 3/20-12983.
Таким образом, на момент заключения Обществом в ноябре 2015 года договоров на услуги по временному накоплению отходов с последующим размещением тариф на услугу по утилизации твердых бытовых отходов и надбавки к тарифу утверждены не были.
В этой связи суд признал, что заключение договоров и утверждение Обществом самостоятельно цены на оказываемые им услуги по временному накоплению с последующим размещением до утверждения тарифа на услугу по утилизации твердых бытовых отходов и надбавки к тарифу не противоречат условиям Концессионного соглашения.
Кроме того, после утверждения тарифов Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надбавки к тарифу представительными органами местного самоуправления, получения лицензии филиал Общества деятельность по временному накоплению отходов с последующим размещением осуществлять не будет.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
В частности, регулированию в соответствии с названным Федеральным законом подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса (пункты 1, 4, 5 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ).
Из письма Федеральной антимонопольной службы от 04.04.2016 N ВК/22042/16 следует, что отдельного регулируемого вида деятельности по временному накоплению твердых коммунальных отходов Федеральным законом N 210-ФЗ и Федеральным законом 89-ФЗ не предусмотрено. Нерегулируемые в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ и Федеральным законом N 89-ФЗ виды деятельности осуществляются по ценам, определенным соглашением сторон. Стоимость таких услуг устанавливается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К основным принципам гражданского законодательства Российской Федерации относится принцип свободы договора (статья 1 ГК РФ).
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ).
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.09.2016 (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017) по делу N А79-11760/2015, рассмотренному по иску общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" к Обществу о принятии редакции истца по протоколу разногласий к договору на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением, установлено, что плата за временное накопление, взимаемая филиалом Общества в г. Новочебоксарске, не является регулируемым тарифом и не подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и пстановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"; оплата нерегулируемой (рыночной) услуги осуществляется на договорной основе согласно порядку, закрепленному статьями 421, 424 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах арбитражный суд верно посчитал, что оказываемая филиалом Общества услуга временного накопления ТКО является рыночной услугой, не лицензируемой и любое юридическое лицо вправе ее оказывать, имея соответствующим образом оборудованную площадку.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2010 N 427 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов".
В частности, как установил суд, 1 карта полигона складирования ТКО имеет данное положительное заключение. Поскольку в проектную документацию "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов" (Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Промышленная) с выделением этапов строительства, разработанного ЗАО "Институт "Чувашгипроводхоз", изменения, оказывающие воздействие на окружающую среду, не вносились, проведение новой ГЭЭ не требуется (письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.12.2014 N ВС-08-00-32/19652).
07.06.2010 Федеральным государственным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" утверждено положительное заключение государственной экспертизы N 0225-10/КГЭ-0950/02 на объект капитального строительства - полигон твердых бытовых отходов.
Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы от 10.07.2015 N 21-1-4-0267-15 на объект - откорректированная проектная документация (без сметы) на строительство и результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства "Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск".
Экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.11.2015 N 01-360 подтверждено, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иное имущество, которое предполагает использовать филиал Общества в г. Новочебоксарске для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1 - 4 классов опасности соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", о чем выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 23.12.2015 N 21.01.04.000.М.000313.12.15.
Из экспертного заключения от 27.07.2015 N 01.05.Т.23843.07.15 следует, что проект обоснования размеров расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для мусороперегрузочной станции с элементами сортировки Общества соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов, СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", СанПин 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты", ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 "Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 ГЦ в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях".
При изучении документов дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Общества в ноябре 2015 года площадки, обустроенной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования отходов.
При этом суд установил, что деятельность филиала Общества регулярно контролировалась органами государственного контроля. Так, согласно справке Минприроды Чувашии от 05.05.2016 в связи с закрытием Пихтулинской свалки Общество с 01.11.2015 приступило к оказанию услуг по временному накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на полигоне ТБО в г.Новочебоксарк.
ТКО (исключая крупногабаритный мусор), образующиеся в городах Чебоксары и Новочебоксарск, а также в Чебоксарском районе Чувашской Республики, первоначально поступают на мусороперегрузочную станцию в г. Чебоксары и на полигон ТБО в г. Новочебоксарск. Крупногабаритный мусор из г. Чебоксары, Новочебоксарск, а также Чебоксарского района Чувашской Республики сразу вывозят на мусоросортировочный комплекс полигона ТБО в г. Новочебоксарск на специальную площадку, где их измельчают, пакуют в тюки и временно хранят на полигоне.
Полезные фракции отходов - бумага, картон, пластик, пленка и металл отбираются на мусоросортировочных линиях двух заводов филиала и реализуются для дальнейшей переработки (12 договоров), а оставшиеся не утилизируемые фракции с мусороперегрузочной станции в г.Чебоксары перевозятся на мусоросортировочный комплекс в г.Новочебоксарск. Указанные фракции подвергаются глубокому прессованию (тюкованию), а затем временно хранятся на 1 карте полигона ТБО г. Новочебоксарска.
77 работников филиала Общества прошли профессиональное обучение на право работы в области обращения ТКО на учебной базе Автономного учреждения Чувашской Республики "Научно-исследовательский институт экологии и природопользования" Минприроды Чувашии на основании договора от 09.11.2015 N 173 на оказание платных образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования.
По поручению прокурора г. Новочебоксарска Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике произведен осмотр полигона ТБО, где осуществляет деятельность Общество, в результате которого установлено, что прием отходов для накопления осуществляется Обществом в соответствии с договорами на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением, при этом нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не установлено (справка от 03.12.2015).
Из справки Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 05.05.2016 следует, что Общество имеет санитарно-эпидемиологическое заключение от 16.12.2015 N 21.01.04.000.М.Х.12.15 на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. В ходе проведения обследования нарушений санитарного законодательства также не выявлено.
По информации прокуратуры города Новочебоксарска от 21.10.2016 N 1171-ж-2015 согласно результатам проверки исполнения филиалом Общества г. Новочебоксарска требований законодательства при строительстве объектов Концессионного соглашения нарушений не выявлено.
Таким образом, как верно отметил суд, с 01.11.2015 временное складирование ТКО на первой карте полигона в г.Новочебоксарске осуществлялось в соответствии с технологией по проекту Минприроды Чувашии, имеющего положительное заключение от 07.06.2010 N 0225-10/КГЭ-0950/02.
Судом установлено, что 13.11.2015 УФАС по Чувашской Республике выдало филиалу Общества предупреждение N 04-06/9973, поскольку усмотрело в его действиях признаки нарушения пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании невыгодных условий договора путем установления необоснованной цены и нарушении порядка ценообразования за оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением, в связи с чем Обществу необходимо было в срок до 27.11.2015 прекратить указанные действия путем направления в адрес хозяйствующих субъектов, которым оно представило договоры на оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением для подписания, проекты договоров на оказание услуг по временному накоплению отходов с экономически обоснованной платой (ценой) в размере, не превышающем сумму необходимых для осуществления деятельности по временному накоплению отходов.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.06.2016 по делу N А79-10841/2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2016, предупреждение антимонопольного органа признано недействительным, поскольку УФАС по Чувашской Республике не доказало, что филиал Общества занимает доминирующее положение на рынке сбора и накопления отходов.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что Общество имело право самостоятельно установить цену на услугу по временному накоплению с последующим размещением с учетом требований налогового законодательства, баланса интересов заказчиков услуг и собственных интересов, отвечающих требованиям разумности, добросовестности и справедливости.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Минприроды Чувашии от 29.10.2014 N 850/03/1-03/481 создана межведомственная комиссия по реализации Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики от 01.07.2014.
Согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного приказом от 29.10.2014 N 850/03/1-03/481, межведомственная комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления Чувашской Республики по вопросам, возникающим в ходе реализации Концессионного соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики от 01.07.2014, заключенного между Обществом и Чувашской Республикой в лице Минприроды Чувашии, действующего на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.10.2013 N 583-р. Утвержден состав комиссии, в которую входят представители Министерства экономического развития, промышленности, торговли Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике, администрации г. Чебоксары.
Из протокола совещания межведомственной комиссии от 19.10.2015 N 9 следует, что филиалу Общества согласована цена на услуги по временному накоплению с последующим размещением в размере 430 руб. за куб.м с учетом НДС с 01.11.2015.
В соответствии с калькуляцией на услугу по временному складированию с последующим размещением при расчете цены на данную услугу Обществом включены расходы: заработная плата сотрудников, участвующих во временном складировании и последующем размещении, - 64,81 руб.; страховые взносы - 19,57 руб.; затраты на транспорт, включая налоги, ГСМ и обслуживание, - 20,75 руб.; затраты на страхование объектов - 8,54 руб.; страхование ответственности концессионера - 6,75 руб.; аренда объектов - 4,86 руб.; аренда земельных участков - 3,60 руб.; налог на имущество объектов - 1,23 руб.; затраты на тюкование - 20,97 руб.; коммунальные услуги - 2,87 руб.; общехозяйственные расходы -2,54 руб.; финансовые обязательства Общества (выплаты по 1 купону 31.08.2016) - 288,86 руб. Объем ТКО с 01.11.2015 по 01.09.2016 - 666 667 руб. Итого плата за услугу без НДС - 435 руб. Выручка от реализации ВМР без НДС- 75 руб. Рентабельность - 0,36 руб. Экономически обоснованная плата за услугу - 360,36 руб.; экономически обоснованная плата за услугу с НДС - 425,22 руб.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся в частности расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 настоящего Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со статьями 269 и 291 настоящего Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
Согласно пункту 1 статьи 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления. По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету 5/01 "Учет материально-производственных запасов", пунктов 15, 16 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28.12.2001, а также Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008 себестоимость товаров, работ, услуг формируется в том числе и из расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общая сумма капитальных вложений на 2017-2024 годы составит 2 391 947,434 тыс.руб. Для реализации инвестиционной программы по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики, привлечены заемные средства в размере 1 499 923,55 тыс.руб. Выплата денежных средств на его погашение и обслуживание 2 391 947,434 тыс. руб., в том числе проценты по привлеченному кредиту - 892 023,884 тыс. руб.
Стоимость реконструкции мусороперегрузочной станции с элементами сортировки по адресу: Чувашская Республика, Марпосадское шоссе, д. 24, составила 767 696,49 тыс. руб., в том числе строительно-монтажные работы - 224 497,79 тыс. руб., оборудование - 356877,56 тыс. руб., прочие затраты 186 321,14 тыс. руб., что подтверждается положительным заключением экспертизы сметной стоимости от 08.07.2016 N 44-ЭП.
Стоимость строительства мусоросортировочной станции по адресу: Чувашская Республика, Шоршельский пр., вл. 16.А, составила 499 030,05 тыс.руб., что составляет строительные работы 226 948,30 тыс. руб., монтажные работы - 11 681,06 тыс. руб., оборудование 236 609,27 тыс.руб., прочие затраты - 23 791,43 тыс.руб., что подтверждается положительным заключением экспертизы сметной стоимости N 2-ЭП.
Суд посчитал, что стоимость услуги находится в прямой зависимости от технологий, заложенных в проект, объема инвестиций, мощности и объема создаваемых объектов, объемов, отработанных ТКО, затрат на эксплуатацию объектов. Стоимость услуги включает в себя также стоимость захоронения, которое Концессионер обязан осуществить в будущем, после получения в установленном порядке лицензии на захоронение ТКО и утверждения тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
В настоящее время Общество имеет вышеуказанную лицензию, тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов утвержден Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надбавки к тарифам утверждены представительными органами местного самоуправления г.Чебоксары, г.Новочебоксарск, Чебоксарского района Чувашской Республики.
Согласно разделу 5 Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000, утвержденной постановлением Коллегии Госстроя Российской Федерации от 22.12.1999 N 17 (далее - Концепция), сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку населенных мест за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Для потенциальных инвесторов совершенствование системы регулирования коммунальных тарифов - один из важнейших и привлекательных факторов гарантирования их вложений. Однако изменение тарифов в сторону увеличения не может не вызвать увеличения социального напряжения в обществе. В связи с этим становится актуальным внедрение при расчетах за сбор и захоронение ТБО общепринятого в мировой практике принципа - загрязнитель платит (раздел 5.1 Концепции).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив приведенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что заключение между Обществом и Минприроды Чувашии Концессионного соглашения способствует реализации основных принципов государственной политики в области обращения с отходами: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов Общества в целях обеспечения его устойчивого развития; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 89-ФЗ).
Кроме того, суд принял во внимание информацию Общества о том, что в соответствии с утвержденными Инвестиционными программами все денежные средства, вырученные от реализации услуги по временному накоплению с последующим размещением, Общество направило на выплату финансовых обязательств 1 купона.
Суд также посчитал, что прокуратурой г. Новочебоксарска не доказано нарушение прав иных лиц, оспариваемое представление не содержит расчета обоснованной, по ее мнению, цены, соответствующие расчеты отсутствуют.
Доводы УФАС по Чувашской Республике о затягивании Обществом реализации условий концессионного соглашения и навязывании потребителям услуг, в которых они не нуждались, отклонены судом как противоречащие обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела N А79-7491/2016, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление строительства объектов капитального строительства, расположенных по адресам: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул. Шоршельский проезд, владение 16,16А, и ул. Промышленная, 107Б, без разрешения на строительство с 30.03.2015 до 14.06.2016 (дата выдачи разрешения на строительство).
Данное обстоятельство подтверждает лишь факт начала оказания услуг по временному накоплению с последующим размещением ранее, чем предусмотрено условиями Концессионного соглашения, которое вызвано фактом отсутствия иного объекта размещения отходов на территории городов Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский район.
В суде апелляционной инстанции Общество также указало, что с 01.02.2017 оно не оказывает услугу по временному накоплению отходов с последующим размещением ввиду начала лицензируемого вида деятельности по размещению отходов (лицензия от 09.12.2016 N 64-00126), установления тарифов на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Общества и утверждения надбавки к тарифу на данную услугу, а потому требования представления прокуратуры г. Новочебоксарска не выполнимы.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемое представление прокуратуры г. Новочебоксарска не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное прокуратурой г. Новочебоксарска не доказано.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционные жалобы УФАС по Чувашской Республике и прокуратуры г. Новочебоксарска по приведенным в них доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.02.2017 по делу N А79-7493/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7493/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2017 г. N Ф01-3797/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Управление отходами"
Ответчик: Прокуратура города Новочебоксарска Чувашской Республики, Прокуратура ЧР
Третье лицо: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерство природных ресурсов и Экологии Чувашской Республики, Новочебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики, Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики, УФАС по Чувашской Республике, Чебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, Ассоциация организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна", Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация по поддержке деятельности предприятий в области переработки отходов целлюлозно-бумажной промышленности "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ", ООО "Вертикаль"
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3797/17
21.06.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-386/17
02.03.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-386/17
10.02.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7493/16