г. Хабаровск |
|
18 мая 2017 г. |
А73-515/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ФГБУ "АМУРРЫБВОД": Белобородовой Н.С.;
от Хабаровской таможни: Катуниной Т.В., Кедя О.Ю. ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 02.03.2017 по делу N А73-515/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Суминым Д.Ю.
по заявлению Федерального государственного учреждения "Амурское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Амурское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства" (ОГРН: 1022701133344, ИНН: 2722009609; далее - декларант, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) во внесении изменений в декларацию на товары N 10703050/121114/0003155 (далее - ДТ N 3155).
Решением суда от 02.03.2017 оспариваемый отказ признан незаконным, и суд обязал таможню внести изменения в графы 31/1, 36, 37, 44, 47 ДТ N 3155.
Не согласившись с данным судебным актом, таможня подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять новое решение об отказе в заявленном требовании в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения. По мнению заявителя, при обращении в таможню управлением должен был представлен оригинал удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), который находился в распоряжении последнего.
В суде апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель общества данную позицию не признала, считая выводы суда правильными.
Изучив материалы настоящего дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что во исполнение контракта от 05.02.2014 N APB-EMF01-14, заключенного фирмой "Аквакультур Фиштехник ГмбХ" (Германия) и ФГБУ "Амуррыбвод", последним ввезен на условиях поставки CIP-Хабаровск товар (оборудование и машины, предназначенные для рыбоводства), в отношении которого подана ДТ 3155 и уплачены таможенные платежи.
30.11.2016 учреждением в таможню подано заявление о внесении изменений в указанную ДТ в связи с признанием ввезенных товаров технической помощью, но письмом от 29.12.2016 N 15-21/20818 декларанту отказано в связи с невыполнением им пункта 14 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, и непредставлением оригинала удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи.
Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 191 ТК ТС предусмотрена возможность изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе и после выпуска товара.
В соответствии с частью 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
В силу пункта 13 Порядка обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14).
Пунктом 17 Порядка установлено, что таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.
В пункте 18 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа таможенным органом во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
В соответствии с данным пунктом Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Из анализа указанных пунктов Порядка следует, что декларант при подаче обращения должен документально подтвердить сведения, предлагаемые для внесения в ДТ.
По материалам дела установлено, что учреждением в таможню подано заявление о внесении изменений в ДТ N 3155 в связи с признанием ввезенных товаров технической помощью, но решением от 29.12.2016 декларанту отказано в связи с невыполнением им пункта 14 Порядка и непредставлением оригинала удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот но платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", техническая помощь (содействие) является одним из видов безвозмездной помощи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 131 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию).
Пунктом 8 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия), освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган документа, выданного по форме и в порядке, определенными законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого принята декларация на товары, удостоверяющего, что ввозимые товары относятся к безвозмездной помощи (содействию) или ввозятся в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия).
В соответствии с пунктом 11 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046, на основании решений Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации получателям помощи выдаются удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, по форме согласно приложению к указанному Порядку.
Удостоверения подписываются председателем (заместителем председателя) или ответственным секретарем Комиссии и заверяются печатью Комиссии с надписью "Техническая помощь (содействие)", и их копии в течение 3 дней со дня их оформления направляются, в том числе в Федеральную таможенную службу.
Таким образом, вывод арбитражного суда, что у таможенных органов имеется возможность проверки достоверности представленных документов, подтверждающих отнесение товаров к технической помощи (содействию) посредством собственных информационных ресурсов, признается правильным. Данное обстоятельство не отрицает и таможенный орган в заявленной апелляционной жалобе (пункт 3).
В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Кодекса.
Хабаровской таможней проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, что предусмотренный пунктом 1 статьи 110 и статьи 111 Кодекса, по итогам которого составлен акт от 27.12.2016.
При этом в силу пункта 3 статьи 111 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Однако данное полномочие таможенным органом не реализовано и декларанту не предлагалось представить оригиналы документов, представленных в копиях.
Кроме того, согласно пункту 5 Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утвержденной Приказом ГТК России от 08.10.2000 N 911, для производства таможенного оформления товаров получатель товаров или декларант предъявляет таможенному органу оригинал удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), выданного на основании решения Комиссии, подписанного председателем Комиссии или в случае отсутствия председателя Комиссии - его заместителем и заверенного в
установленном порядке. Каждый лист прилагаемых к удостоверению товаросопроводительных документов либо спецификаций должен быть заверен оттиском штампа с надписью "техническая помощь".
На основании пункта 4 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
Таким образом, после завершения таможенного контроля в таможенном органе остаются для хранения с декларацией на товары именно копии соответствующего удостоверения и спецификации, а оригинал этого документа подлежит возврату декларанту.
Учитывая выше установленное, судебная коллегия соглашается с тем, что оспариваемое решение свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к реализации права декларанта на внесение изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров и обязанности органа провести соответствующий таможенный контроль в форме, предусмотренной законом.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.03.2017 по делу N А73-515/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-515/2017
Истец: ФГУ "Амурское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства"
Ответчик: Хабаровская таможня