Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф01-4214/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А11-6162/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.06.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Смирновой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы зарытого акционерного общества "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" (ИНН 3321005528, ОГРН 1023301104518) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.04.2017 по делу N А11-6162/2016, принятое судьей Давыдовой Н.Ю. по заявлению зарытого акционерного общества "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" (ИНН 3321005528, ОГРН 1023301104518) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области от 27.01.2016 N 1.
В судебном заседании приняли участие представители:
от зарытого акционерного общества "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" - Журавлева А.Б. по доверенности от 25.05.2017 N 84 сроком действия 1 год, Архангельская М.А. по доверенности от 31.08.2016 N 90 сроком действия до 31.12.2017;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области - Мартынов Н.В. по доверенности от 20.02.2017 сроком действия до 31.12.2017, Осипов С.А. по доверенности от 10.01.2017 сроком действия до 31.12.2017, Вахромеева Г.В. по доверенности от 14.06.2017 сроком действия до 31.12.2017.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка зарытого акционерного общества "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт от 17.11.2015 N 15 и принято решение от 27.01.2016 N 1 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7 167 644 рублей. Данным решением Обществу доначислены налог на прибыль организаций в размере 34 004 539 рублей, соответствующие пени в размере 3 719 673 рублей, налог на добавленную стоимость в размере 5 534 976 рублей, соответствующие пени в размере 2 135 973 рублей; предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в размере 2 881 717 рублей, уменьшить убыток, исчисленный налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций в сумме 23 942 887 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 11.04.2016 N 13-15-05/3556@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 34 004 539 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 5 060 096 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа, а также в части уменьшения возмещенного налога на добавленную стоимость в размере 2 881 717 рублей, внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, уменьшения убытков, исчисленных за 2012 год в размере 23 942 887 рублей.
Решением от 11.04.2017 заявленное требование удовлетворено в части налога на добавленную стоимость в размере 3 178 894 рублей, налога на прибыль организаций в размере 3 178 894 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. Предложения уменьшить излишне возмещенный из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 1 921 817 рублей, уменьшить убытки в размере 23 942 887 рублей. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования и ссылается на неправильное применение норм материального права.
Считает, что отсутствие в Федеральном законе от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" положений о выдаче регистрационных удостоверений в отношении фармацевтических субстанций не свидетельствует о необоснованности применения Обществом в период 2012-2013 годов вычета по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 %.
Указывает, что уплатив продавцам фармацевтических субстанций, не имеющих действующие регистрационные удостоверения, налог на добавленную стоимость по ставке 18%, Общество правомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость по данной ставке.
Инспекция в апелляционной жалобе не согласна с решением суда в части удовлетворения заявленного требования и ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Считает, что представление документов, формально соответствующих установленным Налоговым кодексом Российской Федерации критериям, без подтверждения достоверности содержащихся в них сведений, не может являться основанием для принятия таких документов в качестве основания для учета расходов при определении налога на прибыль и вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием для уменьшения заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 959 900 рублей послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов по данному налогу по ставке 18% при закупке сырья, используемого для производства лекарственных средств у открытого акционерного общества "Фармстандарт" и общества с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" в 2012 - 2-13 годах в сумме 1 881 202 рубля.
Как следует из материалов дела, по ряду фармацевтических субстанций, поставленных открытым акционерным обществом "Фармстандарт" и обществом с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" в 2012, в 2013 годах, налоговая ставка применена в размере 18 процентов.
При этом сроки действия ранее выданных регистрационных удостоверений на указанные фармацевтические субстанции истекли в период с 18.11.2010 по 17.11.2011.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2007 N 372-О-П указал, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменять ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов.
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 15.09.2008 N 688, которым утвердило Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации (Перечень 1), и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (Перечень 2).
Приобретенные Обществом у открытого акционерного общества "Фармстандарт" и общества с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" фармацевтические субстанции включены в Перечень кодов медицинских товаров, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%.
Согласно пункту 1 примечания к Перечню коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем Перечне, применяются в отношении лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения, а также лекарственных средств внутриаптечного изготовления.
Данная норма права введена в действие с октября 2008 года и корреспондировала положениям действовавшего тогда Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1); фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность (пункт 2); лекарственные препараты -лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4); регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата (пункт 26).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях (статья 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
При принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в государственный реестр лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата, форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, согласованные нормативную документацию, нормативный документ, инструкцию по применению лекарственного препарата и макеты первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с указанием на них номера регистрационного удостоверения лекарственного препарата и даты его государственной регистрации или в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации лекарственного препарата уведомляет в письменной форме заявителя об этом с указанием причин такого отказа (пункт 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
С учетом изложенного, понятие лекарственные средства охватывает понятия фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (является по отношению к ним общим); регистрационное удостоверение фармацевтической субстанции не предусмотрено Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Цели государственного контроля за оборотом лекарственных средств в настоящее время достигаются посредством ведения государственного реестра и выдачи регистрационного удостоверения (только в отношении лекарственных препаратов).
К медицинским товарам, упомянутым в подпункте 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся лекарственные средства (лекарственные препараты и фармацевтические субстанции), внесенные в государственный реестр лекарственных средств. Данные обстоятельства подтверждаются (подтверждались) регистрационными удостоверениями в случаях, установленных Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и ранее действовавшим Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Изменения, внесенные в 2010 году в законодательство в сфере обращения лекарственных средств, означают, что положения постановления Правительства Российской Федерации N 688 подлежат применению с учетом нового правового регулирования в указанной сфере деятельности.
При изложенных обстоятельствах, вывод налогового органа и суда первой инстанции о том, что в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Общество необоснованно применило вычет по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 процентов по товарам, используемым при производстве лекарственных средств, является обоснованным и соответствует материалам дела.
Таким образом, жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием для доначисления налога на прибыль организаций в размере 34 004 539 рублей, уменьшения убытков на сумму 23 942 887 рублей и уменьшения заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 1 921 817 рублей, послужил вывод налогового органа о необоснованном учете при исчислении указанных налогов агентского вознаграждения и финансовых скидок по договору с открытым акционерным обществом "Фармстандарт".
Из материалов дела усматривается, что основным видом деятельности Общества является производство лекарственных препаратов.
Между Обществом (принципал) и открытым акционерным обществом "Фармстандарт" (агент) заключен агентский договор от 31.07.2012 N 25/07, в соответствии с пунктом 1 которого принципал поручает агенту от своего имени и за счет принципала, а в необходимых случаях от имени и за счет принципала, совершить следующие юридические и иные действия: продать (поставить) на территории Российской Федерации и на экспорт лекарственные средства, БАДы (далее - товар) и обеспечить их продвижение на соответствующих рынках согласно условиям договора и дополнительных соглашений (приложений) к нему. Агент обязуется исполнить поручение за обусловленное договором вознаграждение (агентское вознаграждение) (пункт 1.2 договора).
В силу пункта 2.1 агентского договора продвижение товара осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и заключается в информировании о клинико-фармакологических свойствах товара для целей расширения географии реализации и увеличения спроса на товар и включает в себя осуществление агентом следующих действий: проведение мероприятий (круглых столов, лекций, проведение фармацевтических кружков, бесед с врачами и фармацевтами), направленных на разъяснение фармакологического действия товара, особенностей применения, ответы на вопросы практикующих врачей и фармацевтов; общение с врачами больниц, поликлиник и любых других лечебно-профилактических учреждений, с фармацевтами и провизорами аптек; организация для специалистов семинаров, брифингов, лекций и т.п. с привлечением ведущих специалистов в сфере медицины и фармацевтики; текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с реализацией товара; рекламирование товара, реализуемого в рамках настоящего договора с учетом его специфики и законодательных ограничений; безвозмездное распространение в рекламных целях образцов товара.
Расходы агента по продвижению товара отдельного подтверждения не требуют и покрываются суммой агентского вознаграждения за соответствующий период (пункт 2.7 агентского договора).
Принципал имеет право предоставить финансовые скидки (бонусы, премии), которые агент распределяет между покупателями товара. Условия предоставления финансовых скидок (бонусов, премий) устанавливаются дополнительными соглашениями к договору, которые должны быть подписаны заблаговременно до начала периода, в котором предоставляются финансовые скидки (бонусы, премии). Сумма финансовых скидок, предоставленных покупателям за каждый отчетный период, не должна превышать общую сумму финансовой скидки, рассчитанной исходя из условий, предусмотренных указанным дополнительным соглашением к договору для такого отчетного периода (пункт 3.6 агентского договора).
Исходя из пункта 4.1 агентского договора вознаграждение агента за исполнение поручений по договору (агентское вознаграждение) устанавливается сторонами в размере 20 % от стоимости реализованного товара без налога на добавленную стоимость. На начисленное агентское вознаграждение начисляется налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом необоснованно включены в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций суммы финансовых скидок (бонусов, премий), а также необоснованно учтены для целей налогообложения суммы выплат агентского вознаграждения открытого акционерного общества "Фармстандарт" с суммы неполученного Обществом дохода в размере предоставленных покупателям скидок.
Вместе с тем, до 31.07.2012 Общество реализовывало произведенную им продукцию покупателям по договорам купли-продажи самостоятельно. В проверяемом периоде с января 2011 года по 31 июля 2012 года Общество предоставляло покупателям финансовые скидки за достижение целей по объему закупок товара. Не располагая достаточными возможностями продвижения товара на рынке, 31.07.2012 Общество заключило агентский договор с открытым акционерным обществом "Фармстандарт". С момента заключения указанного договора все функции, связанные с реализацией и продвижением продукции, были переданы агенту. Финансовые скидки, как в период с января 2011 года по 31 июля 2012 года, так и после 31 июля 2012 года предоставлялись с целью стимулирования покупателей к приобретению наибольшего объема продукции Общества.
Как установлено судом первой инстанции, целью заключения агентского договора как и сделок по поставке лекарственных препаратов с покупателями являлось получение выручки от продажи произведенной Обществом продукции (лекарственных препаратов). При этом включение продукции Общества в общий портфель реализуемого агентом товара имело своей целью увеличение продаж продукции Общества, так как приобретение разнономенклатурной продукции единым портфелем у одного поставщика более привлекательно для покупателя, чем закупка различных товаров у различных поставщиков.
Предоставляя финансовые скидки покупателям, агент тем самым стимулировал последних к приобретению наибольшего объема реализуемого им товара, в том числе к приобретению наибольшего объема продукции Общества, что и было фактически достигнуто. Финансовые скидки предоставлялись покупателям с целью получения экономического эффекта для Общества. Финансовые результаты деятельности Общества после заключения договора значительно улучшились. Данное обстоятельство подтверждается тем, что в последнем отчетном периоде (4-й квартал 2013 года) объем продаж Общество превысил объем продаж в первом отчетном периоде (3-й квартал 2012 года) более чем в 8 раз. При этом рост объема продаж был характерен для подавляющего большинства производимых Обществом лекарственных препаратов. Кроме того, с переходом на реализацию продукции через агента у Общества увеличился не только объем продаж, но и количество покупателей продукции.
Исходя из пункта 4.1 договора агентское вознаграждение рассчитывается от стоимости реализованного товара, следовательно, Общество как агент заинтересован в увеличении объема продаж товара, поскольку при увеличения объема продаж пропорционально увеличивается и его вознаграждение.
Предоставляемые покупателям товара финансовые скидки по своей сути являются премиями, то есть денежным поощрением покупателей за определенные достижения (прежде всего, за объем закупки товаров у агента). Указанные скидки не уменьшают базисную цену товара. Это указано в самом договоре, в дополнительных соглашениях (приложениях) к договору, а также в соглашениях с покупателями, согласно которым предоставляемые финансовые скидки (премии) не являются элементом ценообразования и не приводят к изменению цены товара.
Расчет финансовых скидок покупателям производился агентом с учетом поручений принципала, содержащихся в приложениях к договору. Общество осуществляло контроль за размером предоставляемых агентом скидок. Осуществление такого контроля входило в должностные обязанности финансового директора и исполнительного директора Общества. Допрос указанных лиц в ходе проведения проверки произведен не был.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 25 названного Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что Общество допустило при определении размера налоговых обязательств, связанных с агентским договором, нарушения положений законодательства о налогах и сборах.
Реализуя свою продукцию через агента, Общество осуществляло реальную предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Предоставление покупателям финансовых скидок осуществлялось с намерением получить экономический эффект в виде реализации наибольшего объема продукции, а значит получения (увеличения) прибыли посредством увеличения выручки. Расходы Общества на предоставление финансовых скидок покупателям его продукции были обусловлены разумными экономическими причинами. В рассматриваемом случае цель предоставления финансовых скидок является экономически обоснованной.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что в результате привлечения агента Обществом получен положительный экономический эффект в виде увеличения объема продаж производимой им продукции. При отсутствии затрат на привлечение агента в виде выплаты ему агентского вознаграждения и затрат на выплату финансовых скидок покупателям товара указанный положительный экономический эффект мог быть не достигнут.
Агент во взаимоотношениях с покупателями товара действовал в качестве посредника между этими покупателями и фактическим продавцом товара - принципалом. При этом фактически финансовые скидки предоставлялись покупателям самим Обществом, как продавцом товара, и являлись в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации затратами Общества.
В пункте 3.1 договора стороны определили перечень документов, которые агент обязан предоставлять принципалу. Документальным подтверждением затрат Общества на предоставленные покупателям товара финансовые скидки являются отчеты агента, акты на оказанные агентом услуги, а также платежные документы.
Условия предоставления финансовых скидок заранее согласовывались принципалом и агентом при подписании соответствующих приложений к агентскому договору в соответствии с пунктом 3.6 договора. Предоставленные покупателям товара финансовые скидки агент отражал в соответствующих отчетах, содержащих перечень покупателей, которым агент реализовал товар принципала, объем приобретенного каждым покупателем товара и размер предоставленной финансовой скидки. Таким образом, размер предоставляемых открытым акционерным обществом "Фармстандарт" финансовых скидок контролировался Обществом при подписании приложений к агентскому договору, а также при согласовании отчетов, определяющих условия и фиксирующих факт выполнения условий предоставления финансовых скидок.
Предоставление покупателям финансовых скидок с учетом объемов закупки продукции различных производителей (принципалов агента) и распределение между этими производителями финансовой скидки также не является основанием для вывода о том, что агент действовал не в интересах принципала, либо об отсутствии контроля принципала за расчетом финансовых скидок.
Таким образом, вывод налогового органа о необоснованном включении Обществом предоставленных покупателям товара финансовых скидок в состав внереализационных расходов обоснованно признан судом первой инстанции состоятельным.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии со статьей 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Исходя из положений пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, в том числе условие о размере и порядке расчета агентского вознаграждения, определяются по усмотрению сторон.
Не может быть признан обоснованным довод Инспекции о необходимости уменьшения размера агентского вознаграждения в связи с предоставлением покупателям финансовых скидок (бонусов, премий). Предоставление финансовой скидки не связано с объемом оказанных агентом принципалу услуг и имеет своей целью заинтересовать покупателя в приобретении большего объема товара либо в совершении иных выгодных для принципала действий. Исходя из условий агентского договора, агентское вознаграждение выплачивается агенту за совершение определенных действий по продвижению и продаже товара третьим лицам.
Кроме того, в силу пунктов 3.3, 3.4 и 3.6 агентского договора, оплата стоимости товара покупателем и перечисление этой суммы агентом на счет принципала осуществляется отдельно от оплаты агентского вознаграждения и предоставления финансовых скидок, то есть ни агентское вознаграждение, ни финансовые скидки не уменьшают стоимость товара, полученную агентом и перечисляемую агентом принципалу. Финансовые скидки (премии, бонусы) не связаны с ценой товара и с освобождением покупателя от уплаты части этой цены. Они выплачиваются продавцом покупателю за выполнение определенных действий в интересах продавца.
В актах на оказанные услуги по договору указан объем продаж товара в денежном выражении, то есть указан объем услуг по выполнению поручения принципала по продаже товара.
Также, в ходе исполнения договора агентом представлялись принципалу соответствующие отчеты. Данные отчеты содержат, в частности, информацию о продажах товара, в том числе наименование покупателей, даты товарных накладных, ассортимент, цены и объем продаж.
Имеющиеся в материалах дела документы (договор, акты, отчеты) подтверждают фактическое оказание услуг по агентскому договору.
Выявленные налоговым органом нарушения при оформлении некоторых документов в процессе исполнения агентского договора являются несущественными и не влекут каких-либо негативных последствий для заявителя в сфере налогообложения.
На основании изложенного, вывод налогового органа о том, что расходы по выплате агентского вознаграждения не могут быть учтены для целей налогообложения, также является необоснованным.
Открытое акционерное общество "Фармстандарт" является единственным акционером Общества. Вместе с тем, участие в агентском договоре и сделках купли-продажи товара взаимозависимого лица само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53). Доказательства влияния взаимозависимости указанных лиц на возможность получения заявителем необоснованной налоговой выгоды в рассматриваемом случае налоговым органом не представлены.
Налоговый орган не вправе оценивать предоставление покупателям финансовых скидок при реализации продукции заявителя через агента, а также порядок расчета агентского вознаграждения с точки зрения их экономической целесообразности и эффективности.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.04.2017 по делу N А11-6162/2016 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы зарытого акционерного общества "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Возвратить зарытому акционерному обществу "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.04.2017 N 5069.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6162/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф01-4214/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Фармацевтическая фирма "ЛЕККО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Владимирской области