город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2017 г. |
дело N А32-32940/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель Артеменко Б.В. по доверенности от 25.05.2017 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вершина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.04.2017 по делу N А32-32940/2016,
принято судьей Р.Ю. Савиным,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вершина"
к заинтересованному лицу - Министерству природных ресурсов Краснодарского края
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Соленовское"
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вершина" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 08.07.2016 N 743 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов министерства природных ресурсов Краснодарского края".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Соленовское".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, что мотивированно нарушением действовавшего законодательства на момент принятия приказа от 16.03.2015 N 400 о предоставлении в аренду спорного лесного участка заявителю.
Общество с ограниченной ответственностью "Вершина" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что общество испрашивало лесные участки в целях строительства объектов инфраструктуры для ранее взятых в аренду лесных участков для обеспечения транспортной доступности к арендованным лесным участкам в Мостовском лесничестве Солёновского участкового лесничества по договорам аренды N N 363/16-08 от 30.12.2008, 365/16-08 от 30.12.2008, 366/16-08 от 30.12.2008. Строительство дорожного сооружения обосновано необходимостью осуществления подъезда и инфраструктурной связи между 4-я земельными участками, арендуемыми обществом. Испрашиваемый земельный участок соединяет вышеуказанные участки. Отсутствие дорожной связи между указанными земельными участками делает невозможным их использование в соответствии с действующими договорами аренды. ООО "Соленовское" не представило доказательств того, что переданный в аренду обществу лесной участок площадью 0,6615 га. на основании приказа от 16.03.2015 N 400 препятствует одновременному использованию этого участка для осуществления охотничьего хозяйства ООО "Соленовское". Суд не принял во внимание то обстоятельство, что министерство имело право издать приказ от 16.03.2015 N 400 о предоставлении лесных участков без проведения торгов в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ в случае заключения договора аренды лесных участков, предусмотренных, в том числе ст. 45 Лесного кодекса РФ при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Краснодарского края просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО "Вершина" и Министерства природных ресурсов Краснодарского края, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "Соленовское" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка общей площадью 0,6615 га в Мостовском лесничестве, в Солёновском участковом лесничестве, сроком на 49 лет с целью строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - сооружения искусственного дорожного.
Министерством был принят приказ от 16.03.2015 N 400 "О предоставлении в аренду ООО "Вершина" лесного участка в составе земель лесного фонда, общей площадью 0,6615 га в Мостовском лесничестве, в Солёновском участковом лесничестве, сроком на 49 лет с целью строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта".
В приложении к приказу указано, что министерство должно передать заявителю в аренду лесной участок общей площадью 0,6615 га, расположенный в Мостовском лесничестве, в Солёновском участковом лесничестве, квартал 18Б, части выделов 2,4,8,9.
Исходя из пп. 2.1 п. 2 приказа заявителю было предложено в четырехмесячный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить проектирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного (лесного) участка.
В соответствии с пп. 2.2 п. 2 приказа по результатам подготовки всех необходимых документов, указанных в пп. 2.1 приказа, заявитель должен представить в управление лесного хозяйства министерства природных ресурсов Краснодарского края документы проектирования лесного участка, сведения о постановке на государственный кадастровый учет лесного участка.
Заявитель указывает, что в ходе проведения подготовительных кадастровых работ выяснилось, что для постановки лесного участка на кадастровый учет необходимо существенно больше времени, чем предусмотрено приказом, в связи с чем, заявитель обратился в министерство с просьбой внести изменения в приказ о продлении срока постановки лесного участка на кадастровый учет.
Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.02.2016 N 85 "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2015 N 400" срок для подготовки необходимых документов был продлен до 01.05.2016.
Лесной участок поставлен 16.03.2016 на кадастровый учет под кадастровым номером 23:20:0303001:44, что подтверждено кадастровым паспортом от 22.03.2016.
16.06.2016 на электронную почту заявителя поступило письмо о предоставлении информации, а также приказ от 08.06.2016 N 743 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов министерства природных ресурсов Краснодарского края":
- приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2015 N 400 "О предоставлении ООО "Вершина" в аренду лесного участка в составе земель лесного фонда, общей площадью 0,6615 га в Мостовском лесничестве, в Солёновском участковом лесничестве сроком на 49 лет с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта";
- приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.02.2016 N 85 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 16.03.2015 N 400".
Полагая приказ от 08.06.2016 N 743 не соответствующим закону, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) закреплено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом.
Часть 8 статьи 83 Лесного кодекса устанавливает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти издавать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий.
Пунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса предусмотрены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий. Такие регламенты не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Они разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Во исполнение п. 3.1 ч.10 ст. 83 Лесного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" губернатор Краснодарского края вынес постановление от 24.07.2013 N 777 "Об утверждении административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению лесных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование" (утратил силу в связи с вынесением постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018).
Согласно п. 1 части 2.10 Административного регламента основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка (за исключением предоставления в аренду лесного участка на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ) является наличие в отношении лесного участка, на который претендует Заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в п. 5 части 2.10 Административного регламента к такому основанию также относится несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка Лесному плану Краснодарского края или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Из материалов дела видно, что при рассмотрении заявления ООО "Вершина" о предоставлении в аренду лесного участка не был учтен факт его обременения правами третьего лица - ООО "Соленовское".
Согласно проекту освоения лесов, представленного ООО "Соленовское", одним из видов его деятельности на спорном лесном участке является охотничье хозяйство, тогда как заявитель по делу испрашивал данный участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - сооружения искусственного дорожного в целях обеспечения транспортной доступности.
Также из материалов дела (акты осмотра Соленовского участкового лесничества от 07.03.2017, 12.12.2016.) следует, что на спорном лесном участке на момент принятия приказа от 16.03.2015 N 400 расположен незаконно возведенный бугельный подъемник.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2017 по делу N А32-8764/2017 суд обязал ООО "Соленовское" демонтировать бугельный подъемник в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
На территории Солёновского лесничества, квартал 18Б, запрещены факторы беспокойства (рубка леса, строительство, проезд туристов, въезд автотранспорта) по причине реинтропродукции переднеазиатского леопарда, что следует из представленного письма от 09.06.2017 к ООО "Соленовское".
Таким образом, многоцелевое использование лесного участка несколькими лесопользователями в данном случае невозможно в силу указанных выше обстоятельств.
Поскольку приказ от 16.03.2015 N 400 о предоставлении в аренду спорного лесного участка заявителю принят с нарушением действовавшего на момент его принятия законодательства, постольку оспариваемый приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.07.2016 N 743 "О признании утратившими силу отдельных правовых актов министерства природных ресурсов Краснодарского края" соответствует закону.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 по делу N А32-32940/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32940/2016
Истец: ООО "Вершина"
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "Соленовское"
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8456/17