город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2017 г. |
дело N А32-43784/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2017 по делу N А32-43784/2016,
принятое судьей Корейво Е.В.,
по заявлению Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
к заинтересованным лицам: филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) об оспаривании решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета от 26 сентября 2016 года N 2343/5/16-331886, об обязании осуществить государственный учет изменения сооружения (автодорога), с кадастровым номером 23:25:0000000:1260, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-хтарский район, пос. Приморский, ул. Школьная, в соответствии с техническим планом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что учреждение правомерно отказало администрации в осуществлении кадастрового учета спорного объекта на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, поскольку не представлены доказательства того, что спорный объект относится к объектам недвижимости.
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Автомобильная дорога принадлежит Приморско-Ахтарскому городскому поселению на основании Закона Краснодарского края от 13.11.2006 г. N 1113-КЗ; в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 30.06.2014 г. N Д23и-2270 в случае, когда документы отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, то технический план здания представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в силу прямого указания Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 N 1113-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Приморско-Ахтарский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в состав которого они входят" грунтовая автодорога, расположенная по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Школьная передана Приморско-Ахтарскому городскому поселению Приморско-Ахтарского района.
Согласно представленной кадастровой выписке от 19 февраля 2015 года N 2343/12/15-187711 государственный кадастровый учет сооружения - автодороги протяженностью 370 м произведен 11 августа 2014 года под кадастровым номером 23:25:0000000:1260. При этом год ввода в эксплуатацию, назначение и иные характеристики объекта не определялись.
Из представленной декларации об объекте недвижимости от 27 февраля 2015 года следует, что автодорога, расположенная по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Школьная, с кадастровым номером 23:25:0000000:1260, находится в кадастровых кварталах 23:25:0101195, 23:25:0101194, 23:25:0101191, имеет назначение - иное сооружение (автодорога), протяженность - 343 м.
По заданию заявителя в целях государственного кадастрового учета изменений объекта кадастровым инженером муниципального унитарного предприятия "Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр" изготовлен технический план сооружения от 3 марта 2015 года. Источниками исходных данных при его подготовке послужили: декларация об объекте недвижимости от 27 февраля 2015 года, акт приема-передачи от 8 декабря 2006 года, кадастровая выписка сооружения от 19 февраля 2015 года N 2343/12/15-187711, кадастровые планы территорий от 18 февраля 2015 года N 2343/12/15-179984, N 2343/12/15-177641, N 2343/12/15-177568.
В заключении кадастрового инженера также отмечено, что сведения о сооружении были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта приема-передачи от 8 декабря 2006 года и учтены как ранее учтенные, при этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и изготовленный до 1 января 2013 года технический паспорт объекта отсутствуют. Дорога фактически сложившаяся, обеспечивающая доступ к объектам недвижимости, что подтверждает ее назначение - автодорога. В результате произведенных геодезических измерений и расчетов протяженность автодороги определена равной 343 м, ее назначение - иное сооружение (автодорога).
Согласно письмам отдела по архитектуре и градостроительству администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от 26 августа 2015 N 282-сл и архивного отдела муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 28 августа 2015 года N 840 информация о наличии разрешительной документации на строительство и ввод в эксплуатацию спорной автодороги отсутствует.
В письме от 28 августа 2015 года N 902 государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" в лице филиала по Приморско-Ахтарскому району подтвердило отсутствие сведений о грунтовой автодороге как об объекте недвижимости.
В соответствии с заключением отдела по архитектуре и градостроительству администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от 14 июня 2016 года N 08/135 улица Школьная в г. Приморско-Ахтарске существует в грунтовом исполнении с 1990 года. Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию дороги отсутствуют. В соответствии с генеральным планом г. Приморско-Ахтарска и генеральным планом Приморско-Ахтарского городского поселения дорога имеет протяженность 343 м. В акте приема-передачи от 8 декабря 2006 года ошибочно указана длина грунтовой автодороги в г. Приморско-Ахтарске по ул. Школьная - 343 м, что не соответствует фактическому размеру и документам территориального планирования Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
Заявитель 16 сентября 2016 года обратился в территориальный отдел филиала ФГБУ ФКП по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений автодороги, расположенной по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Школьная. К заявлению были приложены: технический план сооружения в электронном виде (оптический диск), акт приема-передачи имущества от 8 декабря 2006 года, доверенность N 261 от 28 июня 2016 года.
Уполномоченный орган на основании п.5 ч.2 ст.26 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) 26 сентября 2016 года вынес решение N 2343/5/16-331886 о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку представленная доверенность N 261 не подтверждает полномочия представителя заявителя на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - сооружения; представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным Приказом 4 Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 года N 693, а именно: отсутствие в составе приложения документов, на основании которых мог быть изготовлен технический план; в технический план включены элементы, содержащие уже существующие в ГНК значения характеристик сооружения; технический план в нарушение требований Закона о кадастре подготовлен не на основании разрешительной и проектной документации, а на основании декларации.
Полагая названный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых решений кадастровой палаты) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объектов недвижимости).
В силу ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч.2 ст.7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статьи 3, 4, часть 2 статьи 16, часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции на дату принятия оспариваемого решения).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Закона N 221-ФЗ, согласно которой документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет сооружения, является его технический план.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям приведенного Закона. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 5 ч. 2 ст. 26, п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
В силу пункта 1 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости (пункт 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса).
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В силу положений п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Эксплуатация построенного, реконструированного сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 2 и 3 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если объекты, в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Исходя из комплексного анализа норм действующего законодательства, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, может быть осуществлено исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями федеральных законов постановка на кадастровый учет возможна лишь в отношении объектов, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорное сооружение - автодорога представляет собой грунтовое замощение земельного участка, обеспечивает ровную и твердую поверхность, единственным назначением которого является обеспечение движения транспортных средств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, в том числе описание технических характеристик спорной автодороги, содержащееся в декларации об объекте недвижимости от 27.02.2015, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у объекта признаков недвижимой вещи.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что грунтовая автодорога протяженностью 343.0 м, проходящая по улице Школьная в п. Приморском Приморско-Ахтарского района, возводилась как сооружение на основании проектной документации и разрешения на строительство, а также вводилась в эксплуатацию. Администрация не представила в проектную документацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или изготовленный до 01.01.2013 года технический паспорт грунтовой автодороги, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2014 года N Д23и-2270 в случае, когда иные предусмотренные частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" документы отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, то технический план здания (сооружения) представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости.
Вместе с тем, в случае, если разработка проектной документации или выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена законодательством, то технический план должен быть подготовлен на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
Из представленной декларации от 27.02.2015, на основании которой произведено изготовление технического плана от 03.03.2015, невозможно установить, что автодорога является объектом недвижимого имущества поскольку представленные заявителем документы содержат идентифицирующих признаков объекта недвижимости, а документы технического учета содержат лишь общее описание спорного объекта.
Выводы суда соответствуют позиции Арбитражного суда Северо-Кавсказского округа, изложенные в постановлении от 11.04.2017 по делу N А32-29650/2016.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Таким образом, решение суда от 05.04.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2017 по делу N А32-43784/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43784/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО РАЙОНА, Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастравая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филила по Краснодарскому краю, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю