город Воронеж |
|
23 мая 2017 г. |
Дело N А36-9598/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации": Усачевой Е.В., по доверенности от 27.12.2016;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области: Игуменовой С.А., по доверенности от 09.01.2017; Прасолова Д.А., по доверенности от 09.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.03.2017 по делу N А36-9598/2016 (судья Малышев Я.С.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области, о признании предписания N 283-о от 07.09.2016 несоответствующим закону,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Липецкая станция аэрации" (далее - МУП "ЛиСА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании несоответствующим закону предписания N 283-о от 07.09.2016 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (далее - Управление Росприроднадзора по Липецкой области, заинтересованное лицо).
Решением суда от 15.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Муниципальное унитарное предприятие "Липецкая станция аэрации" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что паспорта на опасные отходы не имеют срока действия. У МУП "ЛиСА" на момент проведения проверки был действующий ПНОООЛР, а паспорт отхода - "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" от 2011 года содержится в составе данного ПНООЛР, то переоформление паспорта на "мусор с решеткой" до окончания действия ПНООЛР повлекло бы полное переоформление всего ПНООЛР, что является излишним. Управлением не доказано, что состав "мусор с решеткой", отличается по свойствам и составу, указанному в старом паспорте. Переоформление бланка паспорта со сменой кода является формальным. ПНООЛР МУП "ЛиСА" не содержит такого отхода, как "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный". Управлением не доказано, что песок с песколовок получил статус отхода, не доказан момент, когда песок становится отходом. В акте отбора проб отсутствуют необходимые сведения.
В отзыве на жалобу Управление указывает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
В судебном заседании 12.05.2017 объявлялся перерыв до 19.05.2017 (13.05.2017 и 14.05.2017 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, во исполнение ежегодного сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2016 г., размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет (http://genproc.gov.ru) и на официальном сайте прокуратуры Липецкой области (www.lipprok.ru), на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области Рощупкиной Г.П. N 283 от 02.08.2016 в период с 08.08.2016 по 02.09.2016 с привлечением специалистов ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды МУП "ЛиСА" (т.1, л.д. 52-54; т. 2, л.д. 92-94).
Уведомление о проведении указанной проверки 03.08.2016 было получено заявителем (т. 2, л.д. 90,91). Указанное распоряжение 08.08.2016 было получено полномочным представителем Предприятия.
По результатам указанной проверки был оставлен акт N 283 от 07.09.2016, которым зафиксированы факты нарушений требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 и пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, выразившихся в неосуществлении паспортизации следующих отходов:
1) "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" (код по ФККО - 72210101714);
2) "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" (код по ФККО - 72210201394);
3) "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО - 72220001394) (т. 1, л.д. 55-60).
Копия указанного документа была получена представителем Предприятия в день его составления.
На основании указанного акта проверки, части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и с целью устранения выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Липецкой области Зайцевым О.Ю. 07.09.2016 МУП "ЛиСА" было выдано предписание N283-о. Срок исполнения до 07.11.2016 (т. 1, л.д. 14,15).
Считая предписание N 283-о от 07.09.2016 незаконным, МУП "ЛиСА" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что выданное предписание является законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Предписание N 283-о от 07.09.2016 выдано лицом, проводившим проверку - государственным инспектором Зайцевым О.Б., с учетом полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 2 статьи 25 ФЗ "Об отходах"), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 N 454, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 N 497.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, в том числе на заявителя.
Из изложенного следует, что составление паспорта опасных отходов имеет конечной целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (далее - постановление N 712).
Таким образом, с 01.08.2014 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением N 712.
Согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Согласно нормативу образования отходов и лимитов на их размещение, выданному МУП "ЛиСА" и утвержденному Управлением Росприроднадзора по Липецкой области 06.03.2012 сроком на пять лет, в процессе деятельности предприятия образуется 33 вида отходов (т. 1, л.д. 62-66).
Как было выявлено в ходе рассмотрения дела, среди данных отходов указан ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
В последующем ежегодно Предприятием представлялись технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (т. 1, л.д. 67-72).
В целях подтверждения классификационных признаков и классов опасности отходов, образующихся в процессе деятельности МУП "ЛиСА", в ходе проверки с привлечением специалистов ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО" в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области 16.08.2016 был произведен отбор проб отходов в пяти точках: 1) приемная камера (проба N 547); 2) здание решеток (проба N 548); 3) песчаная площадка (проба N 549); 4) иловая площадка (проба N 550); 5) здание пресс-фильтров (проба N 551), о чем составлен акт обора проб N 385 (т. 2, л.д. 2).
Согласно протоколу N 392-04 от 24.08.2016 образец пробы N 548 имеет следующий количественно-химический состав: анионные поверхностно-активные вещества - 803,0160,0 мг/кг; бумага - 1,60,5%; влажность - 81,06,0%; нефтепродукты - 0,130,06%; палки - 2,5%0,8%; полиэтилен - 0,670,2%; растительные осадки - 10,23,1%; ткань - 3,821,1%, что согласно информации филиала ФБУ "ЦЛАТИ" по Липецкой области соответствует отходу "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" (код по ФККО - 72210101714) (т. 1, л.д. 132, 134).
Согласно протоколу N 393-04 от 24.08.2016 образец пробы N 549 имеет следующий количественно-химический состав: влажность - 70,05,0%; диоксид кремния - 26,815,4%; железо - 900,0270,0 мг/кг; марганец - 1300,0260,0 мг/кг; медь - 2800,0560,0 мг/кг; нефтепродукты - 205006150,0 мг/кг; никель - 1500,0300,0 мг/кг; цинк - 4400,0880,0 мг/кг; хром - 500,0100,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ "ЦЛАТИ" по Липецкой области соответствует отходу "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" (код по ФККО - 72210201394) (т. 1, л.д. 132, 136).
Согласно протоколу N 394-04 от 24.08.2016 образец пробы N 550 имеет следующий количественно-химический состав: азот аммонийный - 505,051,0 мг/кг; азот нитратный - <0,23 млн-1; азот нитратный - <0,037 мг/кг; анионные поверхностно-активные вещества - 113,018,0 мг/кг; влажность - 60,64,0%; диоксид кремния - 37,29,0%; железо - 20016,06005,0 мг/кг; марганец - 270,068,0 мг/кг; медь - 169,042,0 мг/кг; нефтепродукты - 804,0241,0 мг/кг; никель - 50,015,0 мг/кг; свинец - 27,08,0 мг/кг; хром - 50,015,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ "ЦЛАТИ" по Липецкой области соответствует отходу "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код по ФККО - 72220001394) (т. 1, л.д. 132,138).
В заключении от 24.08.2016 специалистами ФБУ "ЦЛАТИ" по Липецкой области были сделаны выводы о том, что исследованные образцы, содержавшиеся в пробах N 548, N 549 и N 550 обладают острой токсичностью и соответствуют IV классу опасности (т. 1, л.д. 133).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Согласно блоку 7 ФККО "Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)" отходу "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" соответствует код по ФККО - 72210101714; отходу "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" код по ФККО - 72210201394; отходу "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" код по ФККО - 72220001394.
Все вышеперечисленные виды отходов отнесены к отходам IV класса опасности (малоопасные отходы).
Следовательно, с учетом положений статьи 14 ФЗ "Об отходах", пункта 3 Порядка N 541 и пункта 7 Правил N 712 на указанные виды отходов, образующихся в процессе деятельности МУП "ЛиСА", относящихся к IV классу опасности и включенных в ФККО, данным предприятием должны были быть разработаны и утверждены паспорта по соответствующей форме.
Паспорта на вышеперечисленные отходы, позволяющие установить их вид и класс опасности, Управлению Росприроднадзора по Липецкой области заявителем представлены не были.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, в суд апелляционной инстанции представлены не были.
Факт образования указанных отходов в отсутствие оформленных в соответствии с требованиями постановления N 712 паспортов отходов IV класса опасности подтверждается актом проверки N 283 от 07.09.2016, протоколами лабораторных испытаний, заключением специалистов и другими доказательствами дела.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с положениями статей 65 - 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при осуществлении обществом своей деятельности образуются отходы, относящиеся к IV класса опасности, на которые должны быть составлены паспорта.
Отсутствие паспортов на отходы IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности общества, нарушает положения пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, пунктов 7 и 10 постановления N 712, в связи с этим суд обоснованно признал законным оспариваемое предписание.
В качестве доводов жалобы указывается, что паспорта на опасные отходы не имеют срока действия. У МУП "ЛиСА" на момент проведения проверки был действующий ПНОООЛР, а паспорт отхода - "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" от 2011 года содержится в составе данного ПНООЛР, то переоформление паспорта на "мусор с решеткой" до окончания действия ПНООЛР повлекло бы полное переоформление всего ПНООЛР, что является излишним. Управлением не доказано, что состав "мусор с решеткой", отличается по свойствам и составу, указанному в старом паспорте. Переоформление бланка паспорта со сменой кода является формальным. ПНООЛР МУП "ЛиСА" не содержит такого отхода, как "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный". Управлением не доказано, что песок с песколовок получил статус отхода, не доказан момент, когда песок становится отходом.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные доводы жалобы несостоятельными и соглашается с выводами суда области, что паспорт опасного отхода "твердые коммунальные отходы (мусор с решеток)" код 9100000001004 составлен и утвержден не в соответствии с порядком, утвержденным постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, в связи с чем не свидетельствует соблюдении требований статьи 14 ФЗ "Об отходах" применительно к отходу (код по ФККО - 722101017140).
Указанный паспорт составлен в соответствии с утратившим силу нормативным правовым актом.
По действующему до 01.08.2014 ФККО 2003, отход "твердые коммунальные отходы" (мусор с решеток) соответствует коду группы 9100000000000 - твердые коммунальные отходы.
По действующему с 01.08.2014 ФККО 2014 для отходов, образующихся при сборе и обработке сточных вод, вод оборотного водоснабжения предусмотрен БЛОК 7, в котором находится группа 7 20 000 00 00 0 "отходы при сборе и обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения", включающие в себя отходы, образующиеся в процессе очистки сточных вод, в том числе "мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" код по ФККО - 72210101714.
Представленный заявителем паспорт на отход "твердые коммунальные отходы (мусор с решеток)" и установленный в ходе проверки отход "мусор-с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный" имеют разные ФККО и химический компонентный состав.
ФГБУ "ФЦАО" было подтверждено отнесение исследуемого образца пробы N 549 к отходу по ФККО-2014 "осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный" код по ФККО 72210201394, включенный в раздел ФККО 72000000000. Все исследуемые образцы, в том числе отхода "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" обладают острой токсичностью и соответствуют IV классу опасности.
Довод о нарушении процедуры отбора проб и несоответствия отобранных проб действительности, не нашли своего документального подтверждения в материалах дела.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности предписания N 283-о от 07.09.2016.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с заявлением в суд апелляционной инстанции, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная по платежному поручению N 692 от 11.04.2017 госпошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.03.2017 по делу N А36-9598/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9598/2016
Истец: МУП "Липецкая станция аэрации"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ