Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф06-24575/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А12-51/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2017 года по делу N А12-51/2017 (судья И.И. Аниськова),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Петрунину Виктору Николаевичу (ОГРН ИП 312345415800050, ИНН 340200135016)
о взыскании гранта и единовременной помощи в размере 600 000 рублей,
без участия лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещённых надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Петрунину Виктору Николаевичу (далее - Глава КФХ Петрунин В.Н., ответчик) о взыскании гранта и единовременной помощи в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2017 года в удовлетворении иска.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном обьеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Как следует из материалов дела, 15.11.2013 ИП Главой КФХ Петруниным В.Н. в Министерство сельского хозяйства Волгоградской области ( в настоящее время Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) подана заявка о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
9 декабря 2013 года между Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (Министерство) и ИП Главой КФХ Петруниным В.Н. (начинающий фермер) заключено соглашение N 35 (далее -Соглашение N35).
По условиям указанного соглашения Министерство предоставляет начинающему фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ( далее -грант) в размере 500 000 рублей и (или) денежные средства в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам ( далее - единовременная помощь) в размере 100 000 рублей, а начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим Соглашением.
Во исполнение условий Соглашения N 35 Министерство предоставило ИП Главе КФХ Петрунину В.Н. денежные средства в виде гранта в сумме 500 000 руб. и единовременной помощи в размере 100 000 руб.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается платежным поручением N 7220080 от 12.12.2013 на сумму 600 000 руб.
Основаниям для заключения спорного Соглашения N 35 послужило постановление Правительства Волгоградской области от 09.10.2012 N 415-п "О порядке предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам" (далее -Порядок N415-п).
Порядок N 415-п (в редакции от 12.08.2013 N 377-п) разработан в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 680-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы".
Согласно п. 2 Порядка N 415-п грант и единовременная помощь предоставляются гражданину Российской Федерации, подавшему документы на получение гранта и единовременной помощи (далее именуется - заявитель), не осуществляющему предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являющемуся учредителем (участником) коммерческой организации.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является министерство сельского хозяйства Волгоградской области.
Согласно ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктами 8.7 -8.9 Порядка N 415-п в случае выявления нарушений условий предоставления гранта и единовременной помощи, установленных настоящим
Порядком, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, министерством сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня выявления нарушений принимается решение о возврате необоснованно полученного гранта и единовременной помощи в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.
О принятом решении министерство сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет получателя.
Получатель в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 8.7 настоящего Порядка, перечисляет необоснованно полученные средства в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.
При отказе возврата гранта и единовременной помощи в срок, установленный пунктом 8.8 настоящего Порядка, в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.2.2 Соглашения N 35. Как следует из материалов дела, 15.11.2013 ИП Глава КФХ Петрунин В.Н. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении гранта и единовременной помощи на развитие, бытовое обустройство крестьянского (фермерского) хозяйства.
По результатам рассмотрения данного заявления между Министерством и ИП Главой КФХ Петруниным В.Н. заключено Соглашение N 35 от 09.12.2013.
Как указал истец, проверкой Контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе законности и эффективности использования субсидий в сфере развития сельского хозяйства, проводимой в первом полугодии 2016 года, а также ответом на запрос Комитета из инспекции федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда установлено, что Петрунин В.Н. в период с 04.12.2012 по 19.05.2014 являлся учредителем ЗАО "Эстейт Сервис" (ОГРН 1127747213241, ИНН 7715945420).
Ссылаясь на то, что Петруниным В.Н. нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные п.2.1 Порядка N 415-п, Комитет 04.08.2016 направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить в 20-ти дневный срок со дня получения уведомления необоснованно полученные денежные средства гранта и единовременной помощи в размере 600 000 руб.
В связи с тем, что ответчиком денежные средства возвращены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Порядком N 415-п установлено, что в случае выявления нарушений условий предоставления гранта и единовременной помощи, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, министерством сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня выявления нарушений принимается решение о возврате необоснованно полученного гранта и единовременной помощи в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц 04.12.2014 внесена запись о создании закрытого акционерного общества "Эстейт Сервис" (ОГРН 1127747213241, ИНН 7715945420), расположенного по адресу: 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 16, корпус 4.
В качестве учредителей ООО "Эстейт Сервис" указаны: 1.(SELGUIN HOLDINGS LTD) Селгуин Холдингс ЛТД, Кипр, 2. Петрунин Виктор Николаевич.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее -Закон об акционерных обществах) акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об акционерных обществах создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
В силу части 1 статьи 10 Закона учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей (ст. 25 Закона об акционерных обществах).
Согласно статье 31 Закона об акционерных общества каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры -владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества (ч. 2 ст. 31 закона).
Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ст. 32 Закона).
В соответствии с п. 2 Порядка N 415-п грант и единовременная помощь не могут быть предоставлены лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являющемуся учредителем (участником) коммерческой организации.
При этом, по смыслу данной нормы, заявитель должен быть действующим учредителем коммерческой организации.
Как правильно установлено судом первой инстанции вместе с тем, истцом-заявителем апелляционной жалобы в материалы дела не были представлены доказательства осуществления ответчиком предпринимательской деятельности в качестве учредителя в ЗАО "Эстейт Сервис".
Материалы дела указывают, что в судебном заседании Петрунин В.Н. отрицал как факт создания закрытого акционерного общества "Эстейт Сервис", так и факт своего участия в нем в качестве учредителя и акционера.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сведения об осуществлении данным обществом производственной деятельности, о выплате акционерам дивидендов, о проведении годовых общих собраний акционеров, в том числе с участием Петрунина В.Н., в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия, соглашается с судом первой инстанции, о том, что таким образом, данное юридическое лицо относится к "фирмам-однодневкам", то есть к фиктивным организациям, которые не осуществляют реальной хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее -недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 08.02.2017, ЗАО "Эстейт Сервис" не предоставило в налоговый орган отчетность за последние 12 месяцев, в связи с чем регистрирующим органом 24.01.2014 было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а в последующем, 19.05.2014 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011
N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 ст. 71 АПК РФ указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы доказательств в их совокупности и взаимной связи в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал недоказанным факт осуществления ответчиком предпринимательской деятельности в качестве учредителя ЗАО "Эстейт Сервис".
Само по себе наличие записи в ЕГРЮЛ в отношении Петрунина В.Н. в качестве учредителя ЗАО "Эстейт Сервис" (ОГРН 1127747213241, ИНН 7715945420) в отсутствие доказательств реальной хозяйственной деятельности Общества как правильно указано судом первой инстанции, не может однозначно свидетельствовать о нарушении ответчиком обязательных условий представления гранта и единовременной помощи, предусмотренных Порядком 415 -п.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
По мнению судебной коллегии, материалы дела подтверждают факт, что ответчиком представлены первичные документы и отчеты, свидетельствующие о расходовании гранта и единовременной помощи на цели, связанные с деятельностью ИП Главой КФХ Петруниным В.Н., в связи с чем отсутствуют основания для вывода о нецелевом использовании полученных денежных средств.
Допустимых доказательств недостоверности указанных в отчетах сведений заявителем апелляционной жалобы суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия с учетом того, что согласно материалов дела не нашел подтверждения ни факт получения ответчиком бюджетных средств с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования гранта и единовременной помощи, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика 600 000 рублей.
При указанных обстоятельствах иные доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены судебной коллегией как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 апреля 2017 года по делу N А12-51/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-51/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф06-24575/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Петрунин Виктор Николаевич