Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2018 г. N Ф05-16329/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А40-2333/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2017
по делу N А40-2333/17, принятое судьей Масловым С.В. (шифр судьи 150-25)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Апгрейд" (ОГРН 1035605524415, 460000, Оренбургская г. Оренбург, ул. Советская, д. 48)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119019, г.Москва, ул. Знаменка, д. 19)
третье лицо: Федеральное государственное учреждение культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Губачева Л.Б. по доверенности от 01.01.2017;
от ответчика: Бурыгина И.Л. по доверенности от 23.03.2017;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Апгрейд" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик) о субсидиарном взыскании 535 633 руб. 47 коп. убытков, наличие которых установлено решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-1899/2015.
Решением от 20.04.2017 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик утверждает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, в силу ч. 3 ст. 156, ст. 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, представитель истца против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-1899/2015 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Апгрейд" к Федеральному государственному учреждению культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России о взыскании убытков в сумме 1 022 416, 95 рублей исковые требования были удовлетворены частично в размере 511208,47 рублей.
24 декабря 2015 г был выдан исполнительный лист.
Вместе с тем, судом были приняты дополнительное решение о взыскании судебных расходов в размере 4425,00 рублей и определение о взыскании судебных расходов в размере 20000,00 рублей.
Исполнительные листы по названным актам выданы 26.01.2016 г. и 28.06.2016 г.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию составила 535633,47 рублей.
25.12.2015 истец обратился с заявлением и исполнительным листом в УФК по Оренбургской области.
30.12.2015 УФК по Оренбургской области возвратило исполнительный лист, указав, что согласно п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника. По данным Сводного реестра участников бюджетного процесса лицевой счет (код УБП N 63131) Федерального государственного учреждения культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны РФ закрыт 11.04.2012 в Отделе N 8 УФК по Оренбургской области. Данное обстоятельство является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, на основании п. 3 ст. 242.1 БК РФ. По данным Сводного реестра участников бюджетного процесса лицевой счет (код УБП N А5760) организации Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" открыт (обслуживается) в УФК по Оренбургской области, по адресу: 460014, г. Оренбург, ул. Левашова, д. 20.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Главным распорядителем средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета. (ст. 158 БК РФ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ" и постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного владения или оперативного управления имуществом подведомственных ему учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий.
Из положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, следует, что Министерство обороны РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Таким образом, ввиду отсутствия возможности для взыскания денежных средств по выданному арбитражным судом исполнительному листу непосредственно с ФГУ культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России, истец обратился с иском непосредственно к получателю и главному распорядителю бюджетных средств, а именно Минобороны России.
Исходя из того, что факт невозможности уплаты долга и обращения к основному должнику истцом документально подтвержден, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании убытков за счет субсидиарного должника - Минобороны РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Оценив доводы заявителя жалобы, судебная коллегия отмечает, что установление недостаточности денежных средств у учреждения для исполнения обязательства определяется при рассмотрении требования кредитора, предъявленного к основному должнику и лицу, несущему субсидиарную ответственность, и является основанием для удовлетворения требования в отношении субсидиарного должника.
Следовательно, обязательным условием для привлечения лица к субсидиарной ответственности является установление судом невозможности взыскания суммы исковых требований с основного должника.
Указанное требование соблюдено истцом, иск к собственнику имущества - заявлен после вынесения судом решения о взыскании задолженности с основного должника и принятия мер по ее получению в порядке исполнения судебного решения.
Иск в порядке субсидиарной ответственности был предъявлен истцом в связи с неисполнением решения суда, вступившего в законную силу.
В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Согласно п. 5 ч. 20 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения- должника, направляется в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
С учетом изложенного, истцом надлежащим образом доказано, что осуществление взыскания денежных средств с ФГУ культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России не представляется возможным.
Стоит отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.04.2017 по делу N А40-2333/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2333/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2018 г. N Ф05-16329/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО АПГРЕЙД
Ответчик: Министерство обороны РФ, Минобороны России
Третье лицо: ФГУ "Дом офицеров Оренбургского горнизона", ФГУ Дом офицеров Оренбургского гарнизона Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16329/17
09.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29429/18
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16329/17
26.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27931/17