Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2017 г. N Ф10-4028/17 настоящее постановление оставлено без изменения
25 июля 2017 г. |
Дело N А84-5320/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Ортостат" - Позняков С.А. по доверенности от 16.01.2017, от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Остапенко В.А. по доверенности от 10.01.2017 N 08,
в отсутствии Правительства Севастополя, Управления земельного контроля города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года по делу N А84-5320/2016 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ортостат" о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии заинтересованных лиц Правительства Севастополя, Управления земельного контроля города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ортостат" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент), оформленного уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги от 06.12.2016 N 05-Исх./16382/2016, об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 50000+-78 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г.Севастополь, Фиолентовское шоссе, 140, кадастровый номер 91:01:006002:52, с разрешенным использованием "Для строительства и обслуживания рекреационного комплекса". Просит обязать Департамент немедленно после принятия решения суда принять решение о заключении с обществом договора аренды названного земельного участка сроком на 9 (девять) лет и 11 (одиннадцать) месяцев; а также подготовить, подписать со своей стороны и представить на подписание обществу проект договора аренды названного земельного участка сроком на 9 (девять) лет и 11 (одиннадцать) месяцев, в трех экземплярах.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года суд признал незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 06.12.2016 N 05-Исх./16382/2016, оформленное уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению права аренды общества земельного участка площадью 50 000 +- 78 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 140, кадастровый номер 91:01:006002:52, с разрешенным видом использованием "Для строительства и обслуживания рекреационного комплекса", а также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и совершить действия, предусмотренные п. 9, 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическими и физическими лицами до 18.03.2014, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя 21.12.2015 N 1250-ПП и направленные на заключение с обществом договора аренды земельного участка площадью 50 000 +- 78 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 140, кадастровый номер 91:01:006002:52, с разрешенным видом использованием "Для строительства и обслуживания рекреационного комплекса". В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель нарушил условия договора аренды земли - в установленный срок не завершил застройку земельного участка, что является использованием земельного участка с нарушением разрешенного вида использования, то есть основанием для отказа в переоформлении права аренды.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 02.05.2017 апелляционный суд приостановил исполнение решения Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года по делу N А84-5320/2016 до рассмотрения апелляционной жалобы Департамента и принятия окончательного судебного акта по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.06.2017 был объявлен перерыв до 11.55 ч. 19.06.2017.
Определением председателя четвёртого судебного состава суда от 18.07.2017 произведена замена судьи Горошко Н.П., принимавшей участие в рассмотрении апелляционной жалобы Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года по делу N А84-5320/2016, на судью Градову О.Г.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества представил отзыв на апелляционную жалобу и пояснения к нему, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Правительства Севастополя, Управления земельного контроля города Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 16.03.2016 общество обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 05-вх/6572/2016), в котором изложена просьба о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды земельного участка площадью 50.000 кв.м, кадастровый N 91:01:006002:52, расположенного в г. Севастополе, Фиолентовское шоссе, 140, ранее предоставленного Севастопольским городским Советом в аренду по договору аренды от 12 мая 2009 года N 040965800027. К заявлению приложены (в том числе) оригиналы договора аренды земли и дополнительных соглашений к нему, кадастровый паспорт земельного участка, заверенная копия справки о нормативной цене земельного участка.
Уведомлением от 06.12.2016 N 05-исх./16382/2016 Департамент сообщил заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению права аренды земельного участка по договору аренды от 12 мая 2009 года N 040965800027 в связи с неосвоением, неиспользованием земельного участка для строительства в установленный пунктом 9.2.2 договора аренды срок.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет право на переоформление ранее возникшего права аренды земельного участка; установленные законодательством основания для отказа в таком переоформлении права отсутствуют; в решении об отказе в переоформлении права аренды земельного участка не указаны основания для его принятия; заявитель использует предоставленный в аренду земельный участок в соответствии с целью разрешенного использования.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 09.02.2009 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО "Ортостат" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее по тексту - договор аренды), по условиям которого арендодатель в соответствии с договором купли-продажи права аренды от 24.09.2008 N 24/09/03 предоставил, а арендатор принял в срочное платное пользование сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 5,0000 га для строительства и обслуживания рекреационного комплекса, с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, Фиолентовское шоссе, 140.
Договор аренды зарегистрирован Севастопольским городским филиалом Государственного предприятия "Центр Государственного земельного кадастра", о чем в государственном реестре земель совершена запись от 12.05.2009 N 040965800027.
10.06.2011 Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе в книге регистрации земель за N 853630004000030 учинена запись о государственной регистрации дополнительного соглашения от 21 апреля 2011 года к договору аренды, которым изменены преамбула договора, размер, условия и порядок оплаты арендной платы, а также подпункт "г" пункта 9.2.2 договора, согласно которому арендатор обязан завершить застройку с целевым назначением по пункту 5.2 договора в срок до 09 февраля 2013 года.
30.07.2013 между Севастопольским городским Советом и обществом заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли, в частности подпункт "г" пункта 9.2.2 договора изложен в следующей редакции "завершить застройку земельного участка, согласно предусмотренному в пункте 5.2. договора целевому назначению и в срок с 09.02.2013 до 09.09.2016 в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 16.04.2013 N 5511".
Указанное соглашение внесено в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, о чем свидетельствует выписка от 17.01.2014 N 16302790.
Из представленных суду первой инстанции письменных доказательств следует, что названный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации (кадастровый N 91:01:006002:52) с выдачей кадастрового паспорта, утвержден план границ этого земельного участка с окончательным установлением категории земли "земли населенных пунктов", право собственности на этот участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополь, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания рекреационного комплекса (т. 1 л.д. 82-84, 123, 125).
Актом от 09.06.2016, составленного инспектором отдела проверок по Гагаринскому району Управления земельного контроля города Севастополя Воробьевым Е.В., установлено, что земельный участок кадастровый N 91:01:006002:52 не огражден, свободен от капитальных и некапитальных объектов, объектов благоустройства, признаки осуществления на земельном участке хозяйственной деятельности отсутствуют (т. 1 л.д. 116-117).
Из пояснений представителя заявителя следует, что ООО "Ортостат" принимает все возможные меры по освоению земельного участка, поэтапное строительство на котором запланировано в рамках совместного участия заявителя и иных юридических лиц в строительстве рекреационного комплекса на мысе Фиолент в г. Севастополе. В рамках этой договорной деятельности на земельном участке возведены коммуникации. Однако чинимые со стороны Департамента препятствия в переоформлении права аренды земельного участка не дают заявителю возможности реализовать запланированное строительство.
В подтверждение этих обстоятельств заявитель представил:
- договор от 05 февраля 2014 года с ООО "Порфир", ООО "Дрим-Ленд" и ООО "Ортостат" о совместном участии в строительстве, по которому стороны договорились о строительстве рекреационного комплекса на принадлежащих им смежных земельных участках по Фиолентовскому шоссе, 134, 136, 138, 140;
- утвержденный 23 июля 2015 года распоряжением N 22-ГПЗУ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка, по которому только на земельном участке по Фиолентовскому шоссе, 134, расположены корпуса рекреационного комплекса, на остальных земельных участках объектов недвижимого имущества не расположено;
- зарегистрированную 03 сентября 2013 года декларацию о начале выполнения строительных работ по Фиолентовскому шоссе, 134, согласно которой планировалось строительство здания общей площадью застройки 3.943,18 кв.м, общей - 16.385,49 кв.м, этажность 3-7 этажей;
- договор от 06 июля 2015 года о разработке проектной документации;
- выданное 30 июня 2016 года разрешение N 10 на строительство, которым разрешено строительство II очереди - 4-хэтажного здания, общей площадью 1848,28 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 23 июня 2016 года, далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22 июля 2014 года, ред. от 29 декабря 2016 года, действовавшая на дату отказа в предоставлении земельного участка в аренду, далее - Закон Севастополя N 46-ЗС) право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 8); положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (часть 11); стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 12); в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды; лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в срок до 1 января 2017 года; при этом, с даты государственной регистрации права аренды заключенный до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ договор аренды считается расторгнутым; порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с настоящей частью, правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя; в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав, о недостижении соглашения сторонами, о приведении в соответствие договорных обязательств, любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке (часть 13).
Статьей 5 Закона Севастополя N 46-ЗС установлено:
часть 1 - категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу:
1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов;
2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;
5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
часть 2 - особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, что установлено частью 3 статьи 5 Закона Севастополя N 46-ЗС.
В соответствии со статьей 6 Закона Севастополя N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
До 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования, что предусмотрено статьей 13 Закона Севастополя N 46-ЗС
В соответствии с пунктами 5, 13 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС Постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N 1250-ПП (ред. от 11 апреля 2016 года, действовавшая на дату отказа в переоформлении права аренды) утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года (далее - Порядок N 1250-ПП).
Согласно пункту 1 Порядка N 1250-ПП этот Порядок устанавливает условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Переоформление права аренды в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), что следует из пункта 2 Порядка N 1250-ПП.
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка. Это наличие в распоряжении уполномоченного органа документов, подтверждающих следующие обстоятельства:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не обладает соответствующим правом на земельный участок на момент обращения, в том числе в случае, если уполномоченным органом Украины до 18 марта 2014 года принято решение о прекращении права постоянного пользования испрашиваемым земельным участком, либо решение о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование, на праве сервитута признано недействительным в судебном порядке, и судебное решение вступило в законную силу;
2) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, когда данными лицами в адрес уполномоченного органа направлено заявление о намерении использовать земельный участок под данными объектами на основании договора субаренды, либо если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута, или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
3) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;
4) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
5) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
6) фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка;
7) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
8) испрашиваемый земельный участок предоставлен в собственность, в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование иному лицу до момента принятия уполномоченным органом Украины решения о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду заявителю;
9) в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
Также пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган направляет запрос в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, который обязан провести обследование указанного земельного участка на протяжении 20 дней с момента поступления запроса и направить информацию по результатам обследования в адрес уполномоченного органа; заявитель вправе самостоятельно обратиться в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, с заявлением о проведении его обследования; соответствующее решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом на протяжении 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктами 8-10 Порядка N 1250-ПП предусмотрено:
- при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение 60 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка совершает необходимые юридические действия с целью государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок;
- в течение 30 дней с момента государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган принимает решение о передаче земельного участка в аренду (в собственность, о заключении договора об установлении сервитута) и подготавливает проект договора аренды (купли-продажи, договора об установлении сервитута) земельного участка с соблюдением особенностей, установленных статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации;
- после принятия решения о заключении договора уполномоченным органом и подписания проекта договора проект договора аренды (купли-продажи, договора об установлении сервитута) направляется на подписание заявителю.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" был утвержден Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года N 526-РДЗ, то есть после отказа Департаментом заявителю в предоставлении государственной услуги.
Положения этого Административного регламента в части оснований отказа в предоставлении государственной услуги совпадают с перечисленными в пункте 7 Порядка N 1250-ПП.
Так, согласно подпункту 6 раздела 2.9 названного Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является (в том числе) фактическое использование земельного участка, которое не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Результатом предоставления государственной услуги, согласно разделу 2.3 этого регламента, является:
- договор аренды (купли-продажи, договор об установлении сервитута), подписанный директором Департамента по имущественным и земельным отношениям и переданный заявителю для подписания и регистрации;
- письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 01 июля 2017 года) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статья 42 названного Кодекса предписывает лицам, не являющимся собственниками земельных участков, обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (ред. от 18 июня 2017 года) предусматривает, что видами разрешенного использования земельных участков являются основные, условно разрешенные и вспомогательные (дополнительные по отношению к основным и условно разрешенным, осуществляемым совместно с ними); виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Из установленных обстоятельств и приведенных норм материального права следует, что разрешенным видом использования земельного участка заявителя является строительство и обслуживание рекреационного комплекса; доказательств использования заявителем арендованного земельного участка по иному виду использования не представлено; нарушение обязанности по освоению арендованного земельного участка может быть только основанием для расторжения договора аренды земли и не является основанием для отказа в переоформлении права аренды земельного участка.
Департамент не выполнил установленную частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения. А именно не доказал использование земельного участка не для строительства рекреационного комплекса. Позиция Департамента о равнозначности неиспользования (неосвоения) земельного участка и использования с нарушением разрешенного вида использования является ошибочной.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, при правильном применении норм материального права и полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года по делу N А84-5320/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5320/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2017 г. N Ф10-4028/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " Ортостат"
Третье лицо: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя( Севприроднадзор ), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство города Севастополя, Правительство Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4028/17
03.10.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-928/17
25.07.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-928/17
17.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-5320/16