Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф05-14917/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А40-218480/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2017 по делу N А40-218480/16,
принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению ЗАО "Московский завод торгового оборудования"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании действий, распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Зебницкая О.В. по дов. от 15.12.2016, Лялина О.Н. по дов. от 15.11.2016, Падалец А.В. по приказу от 11.01.2010; |
от заинтересованного лица: |
Олейник Е.Ю. по дов. от 30.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Московский завод торгового оборудования" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выраженного в письме от 12.08.2016 г..N ДГИ- 1-59657/16-1, о признании недействительным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 25.01.2016 N 1132 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52", об обязании Департамента городского имущества г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 24.03.2017 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования в части признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 25.01.2016 N 1132 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52", об обязании Департамента городского имущества г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в сведениях кадастра недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52, расположенного по адресу: Москва, 2-й Лихачевский пер., вл.7, существовавший до принятия распоряжения от 25.01.2016 N 1132 и в соответствии с договором аренды от 29.10.2004 N М-09-027653, в остальной части требований - отказал.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Московский завод торгового оборудования" (ЗАО "МЗТО") является собственником 14 (четырнадцать) зданий, расположенных по адресу: Москва, 2-й Лихачевский переулок, вл. 7.
29.10.2004 г. ЗАО "МЗТО" и Московским земельным комитетом заключен договор долгосрочной аренды N М-09-027653 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52 сроком на 49 лет с целевым назначением "для эксплуатации зданий и сооружений завода" (п.1.1 указанного договора).
Поскольку ЗАО "МЗТО" является производством полного цикла, имеет в собственности автотранспорт, гараж с авторемонтными мастерскими для эксплуатационного ремонта и технического обслуживания автотранспорта, 13.12.2015 г. ЗАО "МЗТО" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой о дополнении указанного договора и изложении п.1.1. договора в следующей редакции: "1.1. Предметом договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем "Участок", площадью 25861 (двадцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один) кв.м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, 2-ой Лихачевский переулок, вл. 7, представленный в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий и сооружений завода, в том числе стоянки автотранспорта, эксплуатационного ремонта и технического обслуживания автотранспорта".
18.02.2016 г. в адрес заявителя поступило письмо от 25.12.2015 N ДГИ-1- 599377/15/1 о подготовке Департаментом городского имущества города Москвы проекта распоряжения "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52".
17.09.2016 г. Департаментом подготовлено письмо, сообщающее об издании распоряжения от 25.01.2016 г. N 1132 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52" с приложением указанного распоряжения.
13.07.2016 г. Заявитель направил в адрес Департамента письмо с просьбой об отмене указанного распоряжения N 1132 (вх. N ДГИ-1-59657/16), в рамках права на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалобы, предоставленного п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
12.08.2016 г. заявителем получен ответ Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ-1-59657/16-1, из которого следует, что согласно Акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекции по недвижимости) об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 22.09.2015 г. N 9092929 здания, расположенные на данном земельном участке используются под производственно-административные, производственные, производственно-складские цели, а так же под производственно-техническое обслуживание (мойка) и ремонтные мастерские.
Вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с указанным классификатором и в соответствии с Актом Госинспекции по недвижимости, Департаментом было издано распоряжение от 25.01.2016 г. N 1132 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52". Установлены виды разрешенного использования - легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Не согласившись с оспариваемым распоряжением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
Пунктом 3 ст.5 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) определяет участников земельных отношений, к которым, в том числе, относит арендаторов земельных участков, то есть лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка на указанном в договоре назначении, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
ЗАО "МЗТО" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52 площадью 25 861 кв.м., адресные ориентиры: г. Москва, 2-ой Лихачевский переулок, вл.7 на основании договора долгосрочной аренды N М-09-027653, заключенного с Московским земельным комитетом сроком на 49 лет "для эксплуатации зданий и сооружений завода".
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только с соблюдением предусмотренного действующим законодательством порядка изменения условий действующего договора аренды, установленного гражданским законодательством.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Указанная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении от 25.06.2013 г. N 1756/13.
В соответствии с положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что установленное п.1.1 целевое назначение участка может быть изменено или дополнено на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы.
В силу статьи 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Пункт 1.1. договора не содержит определения целевого назначения участка, а указывает на вид разрешенного использования данного участка, соответственно Арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды.
Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с одним из установленных видов разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 июля 2016 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 1 июля 2017 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний.
Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52 не проводились.
В соответствии с п.3.1. постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП (ред. от 15.06.2016 г., с изм. от 23.08.2016 г.) "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" до принятия Правил землепользования и застройки в городе Москве фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке, с учетом их фактического использования.
В силу положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Таким образом, Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 25 января 2016 года N 1132 так же противоречит статье 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N48 "О землепользовании в городе Москве", согласно пункту 2 которой при изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка.
Никаких попыток внести изменения в действующий договор аренды Департаментом предпринято не было.
В соответствии с договором аренды от 29.10.2004 земельный участок предоставлен арендатору - ЗАО "МЗТО" для эксплуатации зданий и сооружений завода. ЗАО "МЗТО" фактически осуществляет производственную деятельность и использует земельный участок строго в соответствии с разрешенным использованием, что неоднократно являлось предметом проверок Госинспекции (Акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, использующего объект недвижимости города Москвы от 16.03.2015 N 9090705, Акт обследования N 9091902 по состоянию на 18.06.2015 г., Акт обследования N 9092425 по состоянию на 31.07.2015 г., Акт обследования N 9092428 по состоянию на 31.07.2015 г.).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что Распоряжение от 25.01.2015 N 1132 издано в целях соответствия разрешенного использования фактическому, поскольку, согласно Акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 22.09.15 N 9092929 здания, расположенные на данном земельном участке используются под производственно -административные, производственные, производственно-складские цели, а так же под производственно-техническое обслуживание (мойка) и ремонтные мастерские.
Между тем, акт Госинспекции по недвижимости от 22.09.15 N 9092929 не может быть положен в основу изданного распоряжения, исходя из следующего.
Акт Госинспекции по недвижимости от 22.09.15 N 9092929 устанавливает: "на основании обследования, проведенного на указанном земельном участке, было установлено: отсутствие факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Указанный акт Госинспекции по недвижимости от 22.09.15 N 9092929 не содержит никаких данных, позволяющих изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка на подпункт 1.2.5 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), поскольку указанным актом установлено:
здания, расположенные на данном земельном участке, используются под производственно-административные, производственные, производственно-складские цели, а так же под производственно-техническое обслуживание (мойка) и ремонтные мастерские.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом заявителя, что применение вида разрешенного использования, предусмотренного п. 1.2.5, в классификации приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", является необоснованным.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП код 1.2.5 относится к виду разрешенного использования - "Участки размещения торгово-бытовых объектов" и "Участки размещения жилищно-коммунальных объектов" (например, код 1.2.5 соответствует: Объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, Объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, Объекты размещения предприятий по ремонту бытовой аппаратуры и приборов, а также различного оборудования непроизводственного и бытового назначения и т.п.).
Госинспекцией по недвижимости от 22.09.15 N 9092929 на момент обследования установлено, что в границах указанного земельного участка расположены здания, используемые под производственные, производственно-административные, производственно-складские цели, а также одноэтажное нежилое кирпичное здание 1970 года постройки, стр.6, используемое под гараж; одноэтажное нежилое металлическое строение 1967 года постройки, стр. 13 используемое под производственно-техническое обслуживание (мойка).
Также на земельном участке расположены одиннадцать одноэтажных металлических строений (ангары) площадью используемые под производственно-складские цели и ремонтные мастерские. Данные строения отражены па плане вышеуказанного земельного участка от 26 ноября 2001 года Савеловским ТБТИ.
Таким образом, данный Акт свидетельствует о том, что ни одно из зданий, расположенных на земельном участке, не используется для оказания бытовых услуг и\или услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств физическим и\или сторонним юридическим лицам, и не является жилищно-коммунальным объектом. Использование гаража и мойки в собственных целях, при наличии собственного автотранспорта, погрузчиков и т.п. не свидетельствует об оказании услуг третьим лицам и использовании земельного участка в целях, противоречащих виду разрешенного использования, установленного в договоре аренды.
Кроме того, законодатель исключает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств из состава бытовых услуг:
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов) (в редакции на дату издания распоряжения).
Согласно материалам дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Управлением Росреестра по Москве проводились неоднократные проверки использования ЗАО "МЗТО" арендуемого земельного участка и расположенных на нем зданий. Ни одна из указанных проверок не выявила осуществления ЗАО "МЗТО" услуг, связанных с размещением объектов торговли, общественным питанием и бытовым обслуживанием. Каждой из проведенных проверок установлено, что земельный участок используется в соответствии с назначением, указанным в договоре аренды, то есть "для эксплуатации зданий и сооружений завода".
Распоряжение Департамента от 25.01.2016 г. N 1132 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001028:52" явилось основанием для изменения сведений, внесенных в кадастр недвижимости, что повлияло на размер кадастровой стоимости земельного участка, которая увеличилась с 231 117 688,12 руб. до 768 713 311,41 руб., как следствие - произошло увеличение арендной платы (с 3 466 765,32 руб. до 11 530 699,67 руб.).
Кроме того, изменение вида разрешенного использования влечет изменение в определении налоговой базы, что также влечет дополнительную необоснованную финансовую нагрузку на заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно применив нормы права, правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем был пропущен срок подачи заявления в суд первой инстанции, поскольку 17.03.2016 ему стало известно об оспариваемом распоряжении, а заявление в суд было подано 28.10.2016, отклоняется судебной коллегией, поскольку 13.07.2016 заявителем в адрес Департамента было направлено письмо с просьбой об отмене оспариваемого распоряжения, 12.08.2016 заявителем был получен ответ из которого следовало, что Департаментом издано распоряжение согласно Акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 22.09.15 N 9092929 здания, расположенные на данном земельном участке используются под производственно -административные, производственные, производственно-складские цели, а так же под производственно-техническое обслуживание (мойка) и ремонтные мастерские.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что трехмесячный срок подачи заявления следует считать именно с 12.08.2016.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявителем срок подачи заявления пропущен не был.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2017 по делу N А40-218480/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218480/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф05-14917/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Московский завод торгового оборудования"
Ответчик: Департамент городского имущества г.Москвы
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости