г. Киров |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А29-10494/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2017 по делу N А29-10494/2015, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.
по заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания" об уменьшении исполнительского сбора
по делу по иску Агентства Республики Коми по управлению имуществом (ИНН 1101481535 ОГРН 1021100533607)
к акционерному обществу "Коми тепловая компания" (ИИН 1101205461 ОГРН 1041100412682)
о взыскании задолженности и неустойки,
заинтересованное лицо: УФССП России по Республике Коми (межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми),
установил:
Агентство Республики Коми по управлению имуществом (в настоящее время Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Коми тепловая компания" (в настоящее время акционерное общество "Коми тепловая компания", далее - Компания, ответчик) 9 651 руб. 11 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.03.2016 иск удовлетворен.
Арбитражным судом Республики Коми 28.04.2016 выданы исполнительный лист серии ФС 006352895.
На основании исполнительного листа серии ФС 006352895 от 28.04.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП возбуждено исполнительное производство N 15301/16/11022-ИП от 27.10.2016.
16.02.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП с Компании взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб.
01.03.2017 в Арбитражный суд Республики Коми поступило заявление Компании об уменьшении размера исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2017 заявление должника об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено, размер исполнительского сбора уменьшен до 7 500 руб.
УФССП России по Республике Коми (межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, далее - заявитель, Отдел), не согласившись с принятым определением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, Компания не доказала факт принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Отсутствие необходимых денежных средств для выполнения требований исполнительного документа при отсутствии доказательств принятия мер, направленных на исполнение решения суда, само по себе не может являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора. Суд уменьшил штрафную санкцию в виде исполнительского сбора, которая погашена должником в полном объеме.
Компания в отзыве просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. УФССП заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Из части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ следует, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявления об уменьшении размера исполнительского сбора должник ссылается на убыточность отрасли ЖКХ, необходимость поддержания на должном уровне работоспособности котельного оборудования, посредством которого обществом осуществляются функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, как населению, так и юридическим лицам, а также на низкую платежеспособность потребителей их услуг.
Из представленных Компанией сведений следует, что задолженность организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, по оплате оказанных обществом коммунальных услуг, по состоянию на 03.04.2017 составляет 192 967 875, 71 руб. (за период с 01.01.2016 по 03.04.2017), задолженность населения по оплате коммунальных услуг - 351 858 275, 61 руб.
На исполнении в службе судебных приставов-исполнителей в 2016-2017 годах находятся на исполнении исполнительные документы, выданные Компании на взыскание задолженности с контрагентов, на общую сумму 21 783 508, 27 руб., из которой в принудительном порядке в пользу общества взыскано лишь 1 547 476, 85 руб.
Согласно последнему отчету о финансовых результатах за 2015 год, который был представлен в налоговый орган, Компания имела убытки в сумме 899 496 тыс.руб.
Уменьшая размер исполнительского сбора по заявлению должника, суд руководствовался частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, согласно которой суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законом, - 7 процентов от подлежащей взысканию суммы.
Кроме того, суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, и учитывает, что финансовое состояние должника и возможность своевременного исполнения исполнительного документа зависела в том числе и от своевременного исполнения обязательств контрагентами Компании (потребителями коммунальных услуг юридическими лицами, и в большей мере - физическими лицами) по оплате предоставленных коммунальных услуг.
В данном случае исполнительский сбор (10 000 руб.) в пять раз превышает сумму присужденной государственной пошлины (2 000 руб.).
Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств и представленных должником доказательств в обоснование неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом- исполнителем срок для добровольного исполнения суд первой инстанции правомерно снизил размер исполнительского сбора на одну четверть.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое определение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого определения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 17 мая 2017 года по делу N А29-10494/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10494/2015
Истец: Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений
Ответчик: ОАО Коми Тепловая компания
Третье лицо: ИФНС России по городу Сыктывкару, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств