г. Челябинск |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А34-9736/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Топорищева Виктора Анатольевича на решение Арбитражного суда Курганской области от 20 марта 2017 г. по делу N А34-9736/2016 (судья Леонова Ю.А.).
Индивидуальный предприниматель Топорищев Виктор Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Топорищев В.А.) обратился в Арбитражный суд Курганской области к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ УПФ РФ в г. Шадринске и Шадринском районе, Управление) с заявлением о признании недействительными, вынесенных в отношении Топорищева В.А. следующих исполнительных документов: постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.07.2014 N 1751, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 11.12.2014 N1818, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.11.2012 N 1589, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 27.05.2010 N 475, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 17.08.2015 N 1836, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 13.06.2012 N 05512090007572, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 27.04.2015 N 05512090006024, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.05.2014 N 05512090006301, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 17.04.2013 N 05512090005182, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.07.2011 N 05512090007516, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 27.01.2016 N 055S04150000655.
Кроме того, просил признать незаконными действия заинтересованного лица по предъявлению ко взысканию постановлений: постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 27.05.2010 N 475, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 13.06.2012 N 05512090007572, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.11.2012 N 1589, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 17.04.2013 N 05512090005182, постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.07.2011 N 05512090007516.
Заявил о применил в отношении предъявленных ко взысканию постановлений трехгодичный срока давности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено: Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Шадринский МРО СП УФССП России по Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 13.03.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Топорищев В.А. не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что хозяйственную деятельность не осуществлял, предпринимательскую деятельность не вел. Кроме того, 13.08.2010 у заявителя родился ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о заключении брака, в связи, с чем Топорищев В.А. находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный факт также подтверждается справкой от 06.09.2016 о получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также копией трудовой книжки, справкой ООО "Слакон" согласно заявитель трудоустроился 21.10.2011 и уволился 16.04.2012. Полагает, что у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов за период 01.01.2010 по 27.01.2016 в связи с тем, что в данный период он не занимался предпринимательской деятельностью. Доказательством того, что Топорищев В.А. хозяйственную деятельность не осуществлял, предпринимательскую деятельность не вел, послужат нулевые декларации, которые сданы в налоговый орган за следующие периоды: 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 182-О и учитывая конкретные обстоятельства по данному спору, заявитель считает обоснованными свои требования как предпринимателя в части предоставления льготы по освобождению от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа за указанный период. Кроме того, являются незаконными действия Пенсионного фонда по предъявлению ко взысканию постановлений за периоды с 2010 по 2013 годы в связи с истечением трехгодичного срока для предъявления их к исполнению, так как о нарушенных правах Топорищеву В.А. стало известно в июне 2016 года при получении заработной платы за май 2016 года с удержанием сумм по исполнительным листам.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Топорищев В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области 20.07.2007, а также в органах Пенсионного фонда 20.07.2007 за регистрационным номером 055120082640.
Управление, выявив на стороне ИП Топорищева В.А. недоимку по страховым взносам, вынесло в отношении него требования об уплате страховых взносов.
На основании требований Управлением вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 29.07.2014 N 1751, от 11.12.2014 N1818, от 26.11.2012 N 1589, от 27.05.2010 N 475, от 17.08.2015 N 1836, от 13.06.2012 N 05512090007572, от 27.04.2015 N 05512090006024, от 26.05.2014 N 05512090006301, от 17.04.2013 N 05512090005182, от 29.07.2011 N 05512090007516, от 27.01.2016 N 055S04150000655.
Кроме того, Управление предъявило ко взысканию постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 27.05.2010 N 475, от 13.06.2012 N 05512090007572, от 26.11.2012 N 1589, от 17.04.2013 N 05512090005182, от 29.07.2011 N 05512090007516.
Не согласившись с указанными постановлениями, ИП Топорищев В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта действующему законодательству и отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и определяющий в качестве плательщиков страховых взносов индивидуальных предпринимателей (плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в спорный период регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели определены в качестве плательщиков страховых взносов.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N212-ФЗ.
Как установлено судом, ИП Топорищев В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области 20.07.2007, а также в органах Пенсионного фонда 20.07.2007 за регистрационным номером 055120082640.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствие с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В случае неуплаты в установленный срок задолженности по страховым взносам выносится требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки но страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представшею) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направлении указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправлении заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании доводится до сведения, плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Как установлено заинтересованным лицом у индивидуального предпринимателя Топорищева В.А. открытых расчетных счетов в кредитных организациях нет.
В соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствие со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральном законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщиков страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Судом установлено, что требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) направлялись Топорищеву В.А. заказной корреспонденцией, что подтверждается реестрами потовых отправлений заказной корреспонденции, по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП: Курганская область, г. Шадринск, ул. Архангельского, д. 16. Иной адрес для отправки корреспонденции Топорищев В.А. не сообщал.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В случае изменения сведений об адресе (месте нахождения) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязано в трехдневный срок сообщить о данном факте в регистрирующий орган для внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 5 статьи 5 названного Закона).
Ответственность за достоверность сведений, представляемых для включения в вышеуказанный государственный реестр, несут заявители (статья 25 вышеназванного Закона).
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2013 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерацию) (п. 63-68) разъяснено, что с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (требования об оплате страховых взносов вытекают из предпринимательской деятельности ответчика), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или, юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по их адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
В связи с чем, не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что указанные требования и постановления заинтересованного лица Топорищев В.А. не получал, поскольку вся корреспонденция направлялась ему по адресу указанному в ЕГРИП.
Довод Топорищева В.А. о том, что он, имея статус предпринимателя, не осуществлял предпринимательскую деятельность, что исключает обязанность по уплате страховых взносов, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Предпринимательская деятельность носит рисковый характер, а доход от этой деятельности не является постоянным и гарантированным. Поэтому, учитывая специфику этой деятельности, чтобы не ставить приобретение предпринимателями права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода, установлена обязанность уплаты страховых взносов этой категории страхователей иным способом независимо от наличия и получения доходов. Сумма причитающихся к уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей не ставится в зависимость от полученного дохода, а определяется из стоимости страхового года, устанавливаемой ежегодно Правительством РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О указал, что признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде платежа в твердой сумме, и определил его размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Конституционный Суд указал, что суды вправе рассматривать представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые препятствовали бы Топорищеву В.А. своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заявителем в материалы дела ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд, не представлены.
Заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Топорищевым В.А. в регистрирующий орган не подавалось.
Начало и окончание уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды поставлено действующим законодательством в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (включения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП) и соответственно даты государственной регистрации прекращения гражданином предпринимательской деятельности (исключения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП), а не от фактического периода ведения им предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Таким образом, вопреки доводам предпринимателя, действующим законодательством обязанность по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды не поставлена в зависимость от фактического осуществления деятельности, от наличия либо отсутствия у индивидуального предпринимателя источника дохода, подтвержденного налоговой декларацией.
Довод заявителя жалобы о том, что у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов, в том числе с 13.08.2010 по май 2015, поскольку он находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения ею полутора лет был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен, как противоречащий нормам материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии со статей 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 73-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности.
В подтверждение указанного обстоятельства предприниматель представил следующие документы: свидетельство о рождении Топорищевой В.В., год рождения - 13.08.2010, свидетельство о заключении брака от 10.04.2010, справку о получении ежемесячного пособия по уходу за 1-м ребенком.
Между тем, как установлено судом, представленная справка о получении ежемесячного пособия по уходу за 1-м ребенком выдана не предпринимателю, а его супруге - Топорищевой Ольге Сергеевне.
При таких обстоятельствах, поскольку документов в подтверждение того факта, что именно Топорищев В.В находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в материалы дела не представлено, следовательно, права на получение льготы по уплате страховых взносов на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет у Топорищева В.В не возникло.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктами 6 и 6.1 статьи 21 Закона N 212-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 вышеуказанной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю, то есть с момента получения взыскателем исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 36 Закона N 229-ФЗ истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Таким образом, действующим законодательством не установлен предельный срок нахождения исполнительного документа на принудительном исполнении в службе судебных приставов.
Постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя), выданных заинтересованным лицом в отношении индивидуального предпринимателя Топорищева В.А., от 26.11.2012 N 1589, от 27.05.2010 N 475, от 13.06.2012 N 05512090007572, от 17.04.2013 N 05512090005182, от 29.07.2011 N 05512090007516 направлены для исполнения в службу судебных приставов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, что подтверждается имеющимися в материалах настоящего дела постановлениями о возбуждении исполнительных производств, постановлениями о возвращении исполнительных документов взыскателю и реестрами отправки корреспонденции, которые подтверждают соблюдение сроков предъявления исполнительных документов ко взысканию.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы предпринимателя являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20 марта 2017 г. по делу N А34-9736/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Топорищева Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-9736/2016
Истец: ИП Топорищев Виктор Анатольевич
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шадринске и Шадринском районе Курганской области, Шадринский МРО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области пристав-исполнитель Чуракова Татьяна Александровна