Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2018 г. N Ф07-12491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
31 июля 2017 г. |
Дело N А13-2930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" Квашниной М.М. по доверенности от 09.01.2017 N 1, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Шалаевской О.Д. по доверенности от 20.07.2017 N 180-Д, от Департамента строительства Вологодской области Наумовой Е.Ю. на основании доверенности от 01.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" и Департамента строительства Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 апреля 2017 года по делу N А13-2930/2017 (судья Корепин С.В.),
установил:
бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (место нахождения: 160014, г. Вологда, ул. Гиляровского, д. 18а; ОГРН 1083525011130, ИНН 3525208100; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Козленская, д. 8; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122; далее - Департамент имущественных отношений) о возложении обязанности принять в казну Вологодской области закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления здание библиотеки, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский пр-т, д. 129.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Вологодской области (далее - Департамент строительства).
Решением суда от 28 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что действующее законодательство предусматривает возможность отказа от имущества, закрепленного на праве оперативного управления; считает, что действия по отказу от названного имущества направлены на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов, поскольку спорное имущество фактически не используется с 2015 года.
Департамент строительства также обратился с жалобой на решение суда, в которой просит его отменить. Отмечает, что основным видом деятельности Учреждения является управление, распоряжение, эксплуатация, содержание и ремонт государственного жилищного фонда Вологодской области, следовательно, осуществление названных видов деятельности в отношении здания библиотеки, являющегося нежилым, противоречит его уставным целям.
Учреждение в отзыве поддержало позицию Департамента строительства.
Отзыв от Департамента строительства на жалобу истца не поступил.
Департамент имущественных отношений в отзыве на жалобы истца и третьего лица отклонил их доводы, считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Учреждение на основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 19.11.2014 N 1934-р владеет на праве оперативного управления трехэтажным зданием библиотеки, общей площадью 354,4 кв. м, инв. N 2526, расположенным по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский пр-т, д. 129, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2014 серии 35-АБ N 409768.
Помещения являются собственностью Вологодской области. Правами на управление и распоряжение имуществом области наделен Департамент имущественных отношений.
Учреждение письмом от 06.05.2015 N 606/01-10 обратилось к Департаменту имущественных отношений с просьбой прекратить право оперативного управления в отношении здания библиотеки, в связи с отсутствием возможности выполнять государственные функции и предоставлять государственные услуги, предусмотренные уставом Учреждения и законодательством Вологодской области. Также указало, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.12.2014 серии 35-АБ N 409768 здание библиотеки имеет статус нежилого, в свою очередь Учреждение осуществляет деятельность в отношении государственного жилищного фонда области, следовательно, выполнение Учреждением функций жилищно-эксплуатационной организации в отношении помещения библиотеки не соответствует его целям деятельности, установленным уставом.
Письмами от 07.05.2015 N 609/01-10, от 13.05.2015 N 624/01-10 Учреждение просило Департамент строительства согласовать прекращение права оперативного управления в отношении вышеуказанного объекта.
Уведомлением от 25.05.2015 N 12-2602/15 Департамент строительства согласовал прекращение права оперативного управления в отношении здания библиотеки и передачу его в казну Вологодской области.
Письменным сообщением от 01.06.2015 N 729/01-10 Учреждение направило в адрес Департамента имущественных отношений копию письма Департамента строительства от 25.05.2015 N 12-2602/15.
Письмом от 01.06.2015 N 34-4107/15 Департамент имущественных отношений сообщил, что в настоящее время Прокуратурой Вологодской области проводится проверка на предмет законности закрепления за Учреждением объектов недвижимости на праве оперативного управления. После ее окончания данный вопрос будет рассмотрен.
В письме от 23.06.2015 N 806/01-10 Учреждение повторно обратилось в Департамент с просьбой прекратить право оперативного управления Учреждения в отношении вышеуказанного объекта.
Письмом от 21.07.2015 N 34-5485/15 Департамент имущественных отношений известил Учреждение о том, что здание библиотеки относится к объектам жилищного фонда Вологодской области, поскольку в нем проживают граждане, имеющие постоянную регистрацию. В связи с этим оснований для прекращения права оперативного управления Учреждения на указанный объект не имеется.
Отказ Департамент имущественных отношений в прекращении права оперативного управления на вышеназванный объект недвижимости послужил основанием для обращения Учреждения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования неправомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перечень которых не является исчерпывающим.
На основании статьи 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является вещным правом.
В силу положений пункта 1 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе закрепить имущество за учреждением на праве оперативного управления для осуществления таким учреждением своей уставной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Из пункта 3.1.2.2 Положения о Департаменте имущественных отношений, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 24.07.2012 N 874, следует, что он осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Вологодской области, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По смыслу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
В силу статьи 236 названного Кодекса юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В данном случае отказ Учреждения от права оперативного управления фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за Учреждением.
В соответствии с уставом Учреждения, утвержденным распоряжением Департамента строительства от 16.12.2014 N 488, целью деятельности Учреждения является выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в рамках федерального и областного законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства.
К числу основных видов деятельности Учреждения относятся: управление, распоряжение, эксплуатация, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области; несение расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений жилищного фонда области в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета; несение расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилых помещений в случае, предусмотренном частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета; осуществление капитального ремонта жилых помещений областного фонда; принятие мер к обеспечению сохранности жилищного фонда области; ведение сводного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда области, в соответствии с действующим законодательством и ряд других.
Судом установлено, что на основании постановления администрации города Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области от 22.01.1993 N 54 спорное здание библиотеки закреплено на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением "Профессиональное училище N 3" и включено в состав общежитий для заселения работниками училища.
В процессе ликвидации указанного образовательного учреждения на основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 13.05.2011 N 808-р спорный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж" (далее - Педагогический колледж).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года по делу N А13-4242/2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 года, исковые требования Педагогического колледжа о прекращении права оперативного управления на неиспользуемое в образовательном процессе недвижимое имущество, в том числе здание библиотеки, удовлетворены.
На сегодняшний день, как указывалось ранее, данный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за Учреждением.
Несмотря на то, что в свидетельстве о государственной регистрации права от 17.12.2014 серии 35-АБ N 409768 назначение указанного объекта недвижимости определено как нежилое, фактически оно таковым не является.
Так, решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2013 года по делу N 2-45/2013 установлено, что в спорном здании проживают и зарегистрированы граждане на основании договоров найма жилого помещения.
Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, данных суду, следует, что спорное здание библиотеки с момента его включения в состав общежитий иным образом, кроме как для проживания граждан, в том числе как библиотека, не использовалось. Представитель Учреждения данное обстоятельство не оспаривает.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 (далее - ЖК РСФСР) (действовавшего на момент включения спорного здания в состав общежитий) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
Согласно статье 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Из положений статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) следует, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В соответствии со статьей 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу норм статей 14, 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В рассматриваемой ситуации перевод здания из нежилого помещения в жилое осуществлен администрацией города Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области при принятии постановления от 22.01.1993 N 54. С момента включения спорного здания библиотеки в состав общежитий, указанное здание обладает статусом жилого помещения.
Как верно указал суд, в материал дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о переводе спорного здания в установленном законом порядке в нежилое.
При этом факт учета спорного здания в реестре имущества Вологодской области и в Едином государственном реестре недвижимости как нежилого при установленных фактических обстоятельствах дела не имеет правового значения, поскольку в отсутствие решения органа местного самоуправления о переводе здания общежития в нежилое, такой учет является ошибочным.
Поскольку факт использования здания библиотеки в качестве жилого помещения и проживания в нем граждан подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение данного здания в оперативном управлении Учреждения не противоречит, а напротив, соответствует целям его уставной деятельности.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы, приведенные подателями жалоб, не опровергают правомерность решения суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтами обстоятельства спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционные жалобы Учреждения и Департамента строительства удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Учреждения расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчика.
Из изложенного следует, что Департамент строительства от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 апреля 2017 года по делу N А13-2930/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы бюджетного учреждения жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" и Департамента строительства Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2930/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2018 г. N Ф07-12491/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: БУ ЖКХ ВО "Вологдаоблжилкомхоз"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Вологодской области
Третье лицо: Департамент строительства Вологодской области