Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф08-7577/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2017 г. |
дело N А32-43604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2017 по делу N А32-43604/2016, принятое судьей Назыковым А.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Траст"
к администрации муниципального образования город Краснодар город Краснодар
при участии третьего лица: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар,
о заключении договора в соответствии с протоколом разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик, администрация) со следующими требованиями:
- заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306006:136 общей площадью 603 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Ставропольская, 108, ул. им. Вишняковой, 116 на условиях, предложенных обществом с ограниченной ответственностью "Траст" в протоколе разногласий N 001 от 26.10.2016 к договору купли-продажи земельного участка без номера и даты от 26.10.2016;
- считать пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "Стоимость земельного участка определена в соответствии с Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Решением Городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N3 п. 2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (в ред. Решения городской Думы Краснодара от 21.11.2013 года N 55 п. 2), Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192) и составляет 3 472 833 рубля 55 копеек";
- пункт 4.3 предложенного администрацией муниципального образования город Краснодар проекта договора купли-продажи земельного участка - исключить;
- изложить абзац 2 пункта 7 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "Покупатель: "Общество с ограниченной ответственностью "Траст"; юридический адрес: 350001, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 108; банковские реквизиты: р/с 40702810200230195520 в филиале "Южный" Банка ВТБ (ПАО) в г. Ростове-на-Дону, к/с 30101810160150000063, ИНН 7702070139, БИК 046015063, ОКПО 01881422".
Исковые требования мотивированы несогласием с предложенной администрацией ценой земельного участка в договоре его купли-продажи, проект которого представлен администрацией на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32- 8637/2015. Администрация установила в договоре цену земельного участка в размере его кадастровой стоимости 19 718 564,31 рубль.
По мнению общества, цена земельного участка должна определяться в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на 18.12.2014 (дата обращения общества с заявлением в администрацию о выкупе земельного участка), и стоимость земельного участка должна быть указана в размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, что составляет исходя из кадастровой стоимости в размере 19718564,31 рубль и ставки земельного налога 1,036 процента от кадастровой стоимости земельного участка сумму в размере 3 472 833,55 рублей.
Общество заявило об уточнении исковых требований, просило применить при определении цены земельного участка его кадастровую стоимость в размере 10161997 рублей вместо 19718564,31 рублей, поскольку согласно приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка составила 10 161 997 рублей 20 копеек, в связи с чем, общество просило установить выкупную стоимость земельного участка в размере 1789730,94 рубля. В остальной части исковые требования общества остались прежними.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2017 ходатайство об уточнении исковых требований удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судом первой инстанции установлено, что договорные условия, предложенные администрацией в проекте, противоречат вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. В положенном в основание решения арбитражного суда по настоящему спору решении Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015 не был разрешен вопрос о возведении дополнительных объектов на спорном земельном участке. Решение городской Думы города Краснодара N 39 п. 3 от 23.10.2003 "Об утверждении красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" в части установления красных линий на земельном участке сторонами не оспорено, является действующим. Ссылка арбитражного суда на решение Первомайского районного суда от 05.12.2012 по делу N 2-11330/2012 является несостоятельной, поскольку данным судебным постановлением отменено указанное выше решение городской Думы в части утверждения проекта красных линий в отношении земельного участка по ул. Ставропольской, 10/1 в Центральном внутригородском округе города Краснодара с кадастровым номером 23:43:0306043:211, данный земельный участок не является предметом спора. Изменения в решение городской Думы города Краснодара N 39 п. 3 от 23.10.2003 в части утверждения проекта красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306006:136, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Ставропольская, 108/ ул. им. Вишняковой, 116, не вносились. Таким образом, вывод суда первой инстанции о противоречии пункта 4.3. Договора вступившему в законную силу решению Первомайского районного суда от 05.12.2012 по делу N 2-11330/2012, решению Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015 является несостоятельным. По мнению администрации, обязанность заключить договор купли-продажи спорного земельного участка возникло у нее с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016. Стоимость земельного участка определена в соответствии с действующим на момент составления проекта договора постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края". Согласно пункту 3.1 вышеуказанного нормативного акта в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, цена таких земельных участков определяется в размере их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, на которых расположены здания, сооружения, цена за которые определяется в следующем порядке: в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости земельного участка или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законом. В соответствии с данным положением, администрацией муниципального образования город Краснодар произведен расчет платы по договору купли-продажи спорного земельного участка.
В письменных пояснениях истец просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения. По мнению общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность продавца по передаче в собственность (за плату) спорного земельного участка возникла в декабре 2014 года (в день первоначального обращения ООО "ТРАСТ" с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, заявление от 18.12.2014 года), а, следовательно, выкупная стоимость этого земельного участка должна определяться в соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшими в городе Краснодаре в этот период. Таким образом, с учетом, того, что на день обращения общества с заявлением о выкупе кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.10.2014 года N 2343/12/14-909379 составляла 19 718 564,31 руб., в проекте договора купли-продажи должна быть указана выкупная стоимость земельного участка равная величине 3472833,55 руб. По мнению истца, арбитражный суд правильно установил, что п. 4.3. проекта договора купли-продажи устанавливающий ограничение на возведение дополнительных объектов недвижимости на земельном участке площадью 293 кв.м., расположенном за красной линией застройки, не только противоречит закону, но и фактически незаконно ограничивает право владения и распоряжения собственника объекта недвижимости, находящегося на этом земельном участке. При этом арбитражный суд обоснованно исходил из обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами. Арбитражный суд принял во внимание, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края А32-8637/2015 установлено, что красные линии в отношении спорного земельного участка установлены по границам уже сформированного земельного участка и капитальному строению, собственником которого является общество, что прямо противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении ООО "Траст" в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0306006:136 общей площадью 603 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Ставропольская, 108 / ул. им. Вишняковой, 116, оформленный письмом от 24 декабря 2014 года. Администрация муниципального образования город Краснодар обязана в месячный срок с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу направить обществу подписанный со стороны администрации муниципального образования город Краснодар проект договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0306006:136 общей площадью 603 кв. м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Ставропольская, 108 / ул. им. Вишняковой, 116. При рассмотрении указанного дела установлено, что ООО "Траст" является собственником объекта недвижимости - нежилого строения литер Ж, ж1, ж2, п/Ж, п/Ж1 (кафе с пристройками) общей площадью 356,3 кв.м., расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Ставропольская, 108 / ул. им. Вишняковой, 116. Право собственности общества на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.09.2009 года сделана запись регистрации N 23-23-01/515/2009-064, выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 23-АМ номер 209442 от 20.11.2013 года. Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, предоставлен обществу администрацией муниципального образования город Краснодар по договору аренды N 61/2 от 21.03.2008 года сроком на десять лет до 06.03.2018 года. 18 декабря 2014 года ООО "Траст" обратилось с заявлением в Администрацию муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность за плату земельного участка под принадлежащим ООО "Траст" объектом недвижимости - зданием кафе расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Ставропольская, 108 / ул. им. Вишняковой, 116. Письмом от 24.12.2014 года администрация муниципального образования город Краснодар отказала в оказании муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность за плату послужило нахождение части испрашиваемого земельного участка за красной линией застройки (территория общего пользования). Кроме того, отказывая в предоставлении земельного участка, администрация сослалась на постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 30.05.2014 года N 3540 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по улице им. Вишняковой, 116 в Центральном внутригородском округе города Краснодара", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 603 кв.м., в том числе земельного участка площадью 293 кв.м, расположенного за красной линией застройки (территория общего пользования), для эксплуатации здания кафе по улице имени Вишняковой, 116 в Центральном внутригородском округе города Краснодара. В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. В соответствии с пунктом 4.4 инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, суд установил, что красные линии в отношении спорного земельного участка утверждены постановлением N3540 от 30.05.2014. Исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для эксплуатации здания кафе, возникло у ООО "Траст" в 2009 году - с момента регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое строение (здание кафе с пристройками). Установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено ни нормами земельного, ни нормами градостроительного законодательства.
Кроме того, решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.12.2012 признано недействующим решение городской Думы города Краснодара N 39 п. 3 от 23.10.2003 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" с учетом изменений, внесенных Решениями городской Думы Краснодара от 27.03.2008 N 39 п.12, от 26.02.2009 N 53 п.7, от 21.05.2009 N 56 п.27, от 22.03.2012 N 28 п.25, в части утверждения проекта красной линии по улице Ставропольской города Краснодара.
Между тем, в пункте 4.3 договора купли-продажи земельного участка в предложенном администрацией проекте содержится указание: "Без права возведения дополнительных объектов недвижимости на земельном участке площадью 293 кв. м, расположенном за красной линией застройки (территория общего пользования)".
Однако данное договорное условие прямо противоречит вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015, указавшему на неправомерность установления по спорному земельному участку красных линий, и решению Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.12.2012, которым признано недействующим решение городской Думы города Краснодара N 39 п. 3 от 23.10.2003 "Об утверждении проекта красных линий улиц Красной, Кубанской Набережной и Ставропольской в городе Краснодаре" с учетом изменений, внесенных Решениями городской Думы Краснодара от 27.03.2008 N 39 п.12, от 26.02.2009 N 53 п.7, от 21.05.2009 N 56 п.27, от 22.03.2012 N 28 п.25, в части утверждения проекта красной линии по улице Ставропольской города Краснодара. Таким образом, положения пункта 4.3 в предложенной администрацией редакции проекта договора купли-продажи земельного участка подлежат исключению.
В пункте 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка администрация предложила установить стоимость земельного участка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в размере его кадастровой стоимости, составляющей 19 718 564,31 рубль. Вместе с тем, выкупная стоимость земельного участка должна определяться в соответствии с тем законодательным регулированием, которое действовало на дату обращения общества в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, если последовавший затем отказ администрации в продаже земельного участка был признан судом незаконным. В противном случае из-за действия (бездействия) публичного собственника общество будет поставлено в экономически худшее положение вследствие применения нового законодательного регулирования, действующего на момент принятия администрацией решения о продаже земельного участка уже после состоявшегося судебного разбирательства об обжаловании отказа администрации в продаже земельного участка и после вступления соответствующего решения суда в законную силу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, А41-44783/2014).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции на дату обращения ООО "ТРАСТ" в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выкупе земельного участка - 18.12.2014) при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", находящихся в государственной собственности Краснодарского края или государственная собственность на которые не разграничена земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, цена этих земельных участков определяется в следующем порядке: - в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; - в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 Решения городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 п.2 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар" (в редакции по состоянию на 18.12.2014) ставки земельного налога были установлены в следующих размерах:
- 0,15 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки;
- 0,1 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки; - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей;
- 0,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения автостоянок;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
- 1,036 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- 0,623 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц;
- 1,036 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий;
- 0,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
- 0,103 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, занятых водными объектами, находящимися в обороте;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог (за исключением государственных автомобильных дорог общего пользования), искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог (за исключением государственных автомобильных дорог общего пользования), водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями и объектами (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков), городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, не используемых для сельскохозяйственного производства;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В соответствии с кадастровым паспортом от 17.06.2016 N 2343/12/16-768404 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306006:136 - для эксплуатации здания кафе.
Таким образом, ставка земельного налога для данного участка составляет 1,036 процента от кадастровой стоимости участка как ставка земельного налога, установленная для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Поскольку по состоянию на 18.12.2014 кадастровая стоимость земельного участка составляла 19 718 564,31 рубль, выкупная стоимость земельного участка составляет 19 718 564,31 рубль х 17 х 1,036 / 100 = 3 472 833,55 рублей.
В соответствии с пунктом 2 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 кадастровая стоимость земельных участков и средние значения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Краснодарского края определены по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2016 года. Пунктом 4 данного приказа рекомендовано филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края в государственный кадастр недвижимости. Согласно пункту 7 приказа он вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 15.12.2016).
Судом установлено, что, получив 20.10.2016 предложенный администрацией проект договора купли-продажи земельного участка, общество направило протокол разногласий к проекту договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2016, который, однако, был оставлен администрацией без рассмотрения в установленный в обращении общества срок.
Получение данного протокола разногласий администрацией 26.10.2016 подтверждается входящим штампом на первой странице заявления общества в администрацию.
Общество в данном протоколе разногласий предлагало установить выкупную стоимость в размере 3 472 833,55 рублей исходя из кадастровой стоимости в размере 19 718 564,31 рублей, актуальной по состоянию на 18.12.2014, также общество предлагало администрации исключить пункт 4.3 договора, ссылаясь на вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 20.01.2016 по делу N А32-8637/2015, и просило администрацию указать в договоре актуальные банковские реквизиты общества.
Относительно указания в тексте договора купли-продажи земельного участка актуальных банковских реквизитов общества арбитражный суд каких-либо препятствий не усматривает, поскольку с 20.10.2016 банковские реквизиты общества были изменены и указание актуальных банковских реквизитов в договоре купли-продажи земельного участка интересов администрации не нарушает.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Администрацией предложенный истцом протокол разногласий не оспорен, не приведены возражения относительно правомерности и обоснованности предложенных истцом спорных условий договора купли-продажи земельного участка.
При таких обстоятельствах исковые требования общества подлежат удовлетворению с установлением выкупной стоимости земельного участка в пункте 2.1 договора купли-продажи в размере 3 472 833,55 рублей исходя из кадастровой стоимости в размере 19 718 564,31 рублей, актуальной по состоянию на 18.12.2014, и в соответствии с тем законодательным регулированием, которое действовало на указанную дату, с исключением пункта 4.3 договора и указанием в графе "Покупатель" в разделе седьмом договора "Адреса и реквизиты сторон" актуальных сведений о банковских реквизитах общества.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2017 по делу N А32-43604/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43604/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф08-7577/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТРАСТ", ООО Представителю "Траст" Жукову А.С.
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар