г. Саратов |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А57-1149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей О.И. Антоновой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2017 года по делу N А57-1149/2017, (судья Волкова М.А.),
по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1023403439180, ИНН 3444073790)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Консервный завод" ФСИН России, г. Энгельс (ИНН 6449969360, ОГРН 036405410227)
о взыскании денежных средств за несвоевременную поставку продукции,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области представитель Китаева Елена Сергеевна по доверенности,
от ответчика представители не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось УФСИН России по Волгоградской области к ФГУП "Консервный завод" ФСИН России о взыскании суммы пени за несвоевременную поставку продукции в размере 653.621,40 рублей.
Решением от 12 мая 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1149/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что списание задолженности по неустойкам невозможно, поскольку ответчик не выполнил свои обязательства в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Консервный завод" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ответчик) и УФСИН России по Волгоградской области (далее - истец, Государственный заказчик) был заключен Государственный контракт (далее Контракт) от 24.03.2016 г. N 42 на поставку в целях обеспечения Государственного оборонного заказа, товара: маргарин марка МТ массовая доля жира 60% выработанный по ГОСТ 32188-2013 (ОКПД 15.43.10.111 маргарин твердый, ОКПД 2 10.42.10.110 маргарин) в количестве 123 900 кг. по цене 81,00 рублей за 1 кг. на общую сумму 10.035.900,00 рублей.
Согласно условиям указанного Контракта ответчик принял на себя обязательства поставить товар в количестве 20 000 кг. в адрес Государственного заказчика в срок до 30.09.2016 г., 20 000 кг. до 31.10.2016 г., 20 000 кг. до 30.11.2016 г. согласно приложения N 2 к Контакту в соответствии с п.6.1 Контракта.
В нарушение условий Контракта ответчиком был нарушен срок поставки товара.
Заключено соглашение от 12.12.2016 N 1 о расторжении государственного контракта (от 24.03.2016 г. N 42).
Стороны приняли решение расторгнуть Контракт (согласно соглашению от 12.12.2016 г. N 1) на поставку маргарина марки МТ массовой доли жирности 60% ГОСТ 321:88-2013 по взаимному соглашению сторон.
Стороны подтверждают, что ответчиком исполнены, предусмотренные Контрактом обязательства по поставке товара в количестве 40 000 кг., на сумму 3.240.000 рублей, а Государственный заказчик осуществил оплату поставленного товара с учетом аванса на общую сумму 3.240.000 рублей.
В соответствии с п.п. 10.2, 10.4, 10.5 Контракта, в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафа, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока, исполнения обязательства.
Размер пеней составляет не менее одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных, "Поставщиком", и определяется по формуле, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с п.п. 10.6 Контракта, за недопоставку (не поставку предусмотренного Контрактом количества товара к моменту окончания срока действия Контракта), за поставку не качественного товара (поставку товара, не соответствующего, требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условия Контракта), за не возврат суммы авансового платежа, за иное неисполнение, или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, в размере 501.795 рублей 00 копеек, что составляет 5% от цены Контракта.
Таким образом, начисление пени осуществляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (п. 5, 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, п.6 Правил N 1063).
Пени взыскиваются с поставщика в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Истец произвел расчет суммы пени за несвоевременную поставку недопоставленной продукции ФГУП "Консервный завод" ФСИН России:
1. 1 620.000,00 рублей - сумма товара подлежащего поставки в адрес грузополучателя УФСИН России по Волгоградской области до 30.06.2016 г.
По состоянию на 02.12.2016 г. просрочка составляет 4 дня (с 01.07.2016 г. по 05.07.2016 г.).
Пеня за просрочку поставки продукции = (1.620.000 - 0)* 0,00132 = 2.138,4 рублей; С = 0,033*0,01*4 = 0,00132; К = 4/30*100% = 0,13%,что составляет 0,03 ставки рефинансирования.
2. 1.620.000,00 рублей - сумма товара подлежащего поставки в адрес грузополучателя УФСИН России по Волгоградской области до 30.09.2016 г.
По состоянию на 02.12.2016 просрочка составляет 62 дня (с 01.10.2016 г. по
01.12.2016 г.).
Пеня за просрочку поставки продукции =(1.620.000 - 0)* 0,06138 = 99 435,60 рублей. С -0,033*0,03*62 = 0,06138; К = 62/30*100% = 206,66%,что составляет 0,03 Ставки рефинансирования.
3. 1.620.000,00 рублей - сумма товара подлежащего поставки в адрес грузополучателей УФСИН России по Волгоградской области до 31.10.2016 г.
По состоянию на 02.12.2016 г. просрочка составляет 31 день (с 01.11.2016 г.
по 01.12.2016 г.).
Пеня за просрочку поставки продукции =(1620000-0)* 0,3069 - 49 717,80 рублей; С=0,033*0,03*31 = 0,03069; К= 31/31*100%= 100%, что составляет 0,03 ставки рефинансирования.
4. 1.620.000,00 рублей - сумма товара подлежащего поставки в адрес
грузополучателей УФСИН России по Волгоградской области до 30.11.2016 г.
По состоянию на 02.12.2016 г. просрочка составляет 1 день (с 01.12.2016 г. по 01.12.2016 г.).
Пеня за просрочку поставки продукции = (1.620.000-0)*0,00033 = 534,6 рублей.; С= 0,033*0,01*0,01*1 - 0,00033; К= 1/30*100% = 3,33%, что составляет 0,01 ставки рефинансирования.
По расчету истца сумма пени за несвоевременную поставку продукции по условиям контракта и по состоянию на 01.12.2016 составляет 2.138,4+99.435,6+49.717,8+534,6 = 151.826,40 рублей.
Сумма штрафных санкций подлежащих к возмещению Государственному заказчику в случае расторжения Контракта составляет 151.826,40 + 501.795,00 = 653.621 рубль 40 копеек.
Данные обстоятельства легли в основу настоящего иска.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения сторон подлежат регулированию нормами главы 30 Гражданского кодекса с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Факт нарушения ответчиком сроков поставки товара подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно п.6.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В 2016 году порядок списания начисленных сумм неустоек устанавливался постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (далее - ПП РФ N 190).
В соответствии с п.1 Постановлением Правительства РФ N 190 заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 и 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что обязательства поставщика по поставке товара в рамках Государственного контракта от 24.03.2015 г. N 42 исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует соглашение N1 от 12.12.2016 о расторжении государственного контракта от 24.03.2016 N42.
Между тем из буквального содержания указанного соглашения следует, что данным соглашением стороны лишь подтвердили, исполнение ответчиком предусмотренных Контрактом обязательств по поставке товара в количестве 40 000 кг на сумму 3.240.000 (три миллиона двести сорок тысяч рублей) 00 копеек, а Грузополучатель осуществил оплату поставленного товара с учетом аванса на общую сумму 3.240.000 (три миллиона двести сорок тысяч рублей) 00 копеек.
В то время как государственный контракт от 24.03.2015 г. N 42 был заключен на поставку маргарина в количестве 123 900 кг по цене 81,00 рублей за 1 кг на общую сумму 10.035.900,00 (десять миллионов тридцать пять тысяч девятьсот рублей) 00 копеек.
Доказательств исполнения госконтракта на сумму 10.035.900 руб. ответчиком не представлено.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", в соответствии с которым заказчик осуществляет отсрочку и (или) списание неустоек, установлено, что заказчик предоставляет отсрочку по оплате неустоек и (или) списывает начисленные суммы по ним только в случае, если обязательства, предусмотренные контрактом (за исключением гарантийных), поставщиком в 2016 году полностью исполнены.
Поскольку ответчиком обязательства, предусмотренные госконтрактом в полном объеме на сумму 10.035.900,00 руб. не исполнены, у истца отсутствовали основания для списания сумм неустоек (штрафов, пеней).
Следовательно, исковые требования в данной части являются правомерными и подлежат удовлетворению в сумме 151.826,40 руб.
Истцом заявлены требования о взыскании штрафа, в размере 5% от цены государственного контракта, что составляет 501.795 руб. 00 коп
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки.
В соответствии с п.п. 10.6 Контракта, за недопоставку (не поставку предусмотренного Контрактом количества товара к моменту окончания срока действия Контракта), за поставку не качественного товара (поставку товара, не соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условия Контракта), за не возврат суммы авансового платежа, за иное неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, в размере 501.795 (пятьсот одна тысяча семьсот девяносто пять) рублей 00 копеек, что составляет 5% от цены Контракта.
В силу части 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
В данном случае истцом представлены в материалы дела (товарные накладные, акты приемки-передачи товара) доказательства в обоснование наличия обстоятельств, влекущих привлечение Поставщика к ответственности в виде штрафа.
В связи, с чем требования истца в данной части так же являются правомерными и подлежат удовлетворению в сумме 501.795 руб.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2017 года по делу N А57-1149/2017 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия "Консервный завод" ФСИН России в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области пени за несвоевременную поставку продукции в размере 653621,40 рублей.
Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия "Консервный завод" ФСИН России в доход федерального бюджета 16072 руб. госпошлины по иску, 3000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1149/2017
Истец: УФСИН по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области
Ответчик: ФГУП "Консервный завод" ФСИН Росии, ФГУП "Консервный завод" ФСИН России