Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2017 г. N Ф10-4325/17 настоящее постановление оставлено без изменения
31 июля 2017 г. |
Дело N А84-1259/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Градовой О.Г., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Завтуром Р.О., при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" - Алексеева Оксана Юрьевна, по доверенности от 02.02.2017 N 32-3/9; от Правительства Севастополя - Коршун Евгений Александрович, по доверенности от 05.04.2017 N 1252/31/2-17, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 июня 2017 года по делу N А84-1259/2017 (судья Колупаева Ю.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления земельного контроля города Севастополя, Правительства Севастополя, о признании незаконным решения об отказе в утверждении плана границ земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" (далее - Общество, заявитель, ООО "ТКБСЗ "Металлист") обратилось в арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) от 10.02.2017 N 5-Исх./2993/2017 об отказе в утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина, кадастровый номер 91:01:001008:923.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление земельного контроля города Севастополя, Правительство Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.06.2017 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда основаны на неверном применении Порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-ПП (в редакции от 14.07.2016), который устанавливает закрытый перечень оснований к отказу в утверждении плана границ земельного участка и не предусматривает такого основания, как утверждение ранее в отношении данного земельного участка плана границ. Кроме того, указывает, что общество обратилось в Департамент с соответствующим заявлением ранее, чем состоялось распоряжение Департамента N 2599-РДЗ "Об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:001008:923", что не было учтено судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы и просила ее удовлетворить, отменив судебное решение с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Представитель Правительства Севастополя возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 13.09.2011 N 1613 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО "ТКБСЗ "Металлист" (арендатор) 22.09.2011 заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,0286 га для обслуживания корня причала, с отнесением к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина (далее Договор аренды). Пунктом 3.1 срок действия договора определен сторонами до 16.03.2032.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "ТКБСЗ "Металлист" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 03.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Общество 06.07.2016 в соответствии с постановлением Правительства Севастополя
от 10.04.2015 N 277-ПП "Об утверждении Порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка" обратилось в Департамент с заявлением об утверждении плана границ земельного участка площадью 286 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина, кадастровый номер 91:01:001008:923, приложив к заявлению необходимые документы.
Уведомлением от 10.02.2017 N 05-исх./2993/2017 об отказе в утверждении плана границ земельного участка Департамент проинформировал заявителя, что согласно заключению Управления земельного контроля города Севастополя распоряжением Департамента N 2599-РДЗ от 12.08.2016 утвержден план границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:001008:923, в связи с чем заявителю отказано в утверждении плана границ этого же земельного участка.
Полагая, что решение об отказе уполномоченного органа в утверждении представленного заявителем плана границ земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции признал действия Департамента законными и, как следствие, не нарушающими права и законные интересы заявителя. При этом свой вывод суд мотивировал тем, что Порядок N 277 не предусматривал возможность повторного утверждения границ одного и того же земельного участка, а отсутствие указанного основания в пункте 3.6 Порядка, в котором перечислены случаи отказа в утверждении плана границ земельного участка, не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, основываясь на следующем.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии указанной совокупности условий не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе, факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями, бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт (действия, бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение приведенной нормы Закона N 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-ПП утвержден Порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка (далее - Порядок N 277), определяющий состав и содержание работ при подготовке плана границ земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства города Севастополя, а также порядок и сроки его согласования и утверждения.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1284-ПП указанный Порядок N 277 утратил свою силу с 01.01.2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Севастополя N 1284-ПП, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предписано рассмотреть поступившие до 01.01.2017 заявления об утверждении планов границ земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-ПП с учетом передачи Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя функций Управления земельного контроля города Севастополя.
Так как заявление Обществом было подано до 01.01.2017 и подлежало рассмотрению в соответствии с Порядком N 277, суд первой инстанции верно указал, что на спорные правоотношения распространяется действие Порядка N 277.
Пунктами 2.1 и 2.2 Порядка N 277 установлено, что план границ земельного участка составляется в целях определения местоположения границ земельных участков, сформированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и подлежит утверждению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. План представляет собой документ, который составлен на основе сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Заказчиками работ по подготовке плана границ земельного участка могут выступать правообладатель земельного участка или его законный представитель, наследники правообладателя, а также лица, которые в соответствии с положениями статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" вправе претендовать на предоставление земельного участка (пункт 2.4 Порядка).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Также статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Верно применяя совокупность приведенных норм, учитывая факт расположения земельного участка на территории города Севастополя, суд правильно установил, что собственником земельного участка с кадастровым номером 91:01:001008:923 является субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь, а органом, уполномоченным от имени города Севастополя осуществлять полномочия по управлению, владению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя согласно положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП.
Являясь заказчиком работ по подготовке плана границ земельного участка, Департамент в соответствии с Порядком N 277 в целях установления границ ранее учтенного земельного участка на местности и постановки его на государственный кадастровый учет подготовил и утвердил распоряжением от 12.08.2016 N 2579-РДЗ план границ земельного участка площадью 286 кв.м с кадастровым номером 91:01:001008:923, расположенного по адресу: г. Севастополь, набережная Назукина, вид разрешенного использования - "водный транспорт".
В свою очередь, ООО "ТКБСЗ "Металлист" в соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 277 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении плана границ этого же земельного участка, в утверждении которого оспариваемым решением обществу было отказано по причине наличия утвержденного плана границ испрашиваемого земельного участка.
Однако независимо от инициатора подготовки плана границ утверждение границ земельного участка является первоначальным этапом его образования как объекта права и не предопределяет и не устанавливает чьих-либо прав на этот земельный участок.
Таким образом, основанное на распоряжении N 2579-РДЗ от 12.08.2016 об утверждении плана границ земельного участка решение уполномоченного органа об отказе заявителю в утверждении плана границ этого же земельного участка не свидетельствует о нарушении прав общества в сфере осуществления предпринимательской либо иной экономической деятельности, так как не создает для него каких-либо препятствий и не возлагает обязанностей.
В силу изложенного вывод суда о недоказанности заявителем своих нарушенных прав является обоснованным. Обществом в заявлении не указано, в защиту какого нарушенного права предъявлено данное требование и как оно будет восстановлено в избранный заявителем способ защиты.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого решения пункту 3.6 Порядка N 277 ввиду отсутствия такого основания в установленных в нем случаев отказа в утверждении плана границ земельного участка, отклоняются апелляционным судом, так как решение, оформленное уведомлением, по содержанию не противоречит положениям земельного законодательства, которое не предусматривает формирование земельного участка дважды. Само по себе отсутствие в перечне пункта 3.6 Порядка N 277 основания отказа, указанного в оспариваемом решении уполномоченного органа, не может изменять установленную законом процедуру формирования земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы относительно того обстоятельства, что обществом было подано заявление до принятия Департаментом распоряжения N 2579-РДЗ от 12.08.2016 об утверждении плана границ земельного участка в спорных правоотношениях правового значения не имеют, поскольку названное распоряжение Департамента не является предметом спора в настоящем деле и не подлежит оценке судом.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал действия Департамента законными и не нарушающими права и законные интересы общества, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. В данном случае, отсутствуют предусмотренные законом основания, необходимые для признания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, не опровергают выводов судов, фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 июня 2017 года по делу N А84-1259/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" (ОГРН 1149204041392, ИНН/КПП 9202002215/920201001; место нахождения: ул. Новикова, д. 11, г. Севастополь, 299042) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500, 00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 23.06.2017 N 104 через Российский национальный коммерческий банк (ПАО) г. Симферополь.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1259/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 октября 2017 г. N Ф10-4325/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода "Металлист"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя