Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2017 г. N Ф05-15786/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А40-40744/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г.Москвы и Департамента городского имущества г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2017 г.
по делу N А40-40744/17, принятое судьей Д.Г. Вигдорчиком
по заявлению ООО "Аэрон-С" (ОГРН 1027739895061, ИНН 7729391210; 117415, г.Москва, ул. Удальцова, д. 16)
к 1)Правительству г. Москвы (ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036, 125032, г.Москва, ул. Тверская, 13), 2) Департаменту городского имущества г.Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 125009, г.Москва, Газетный пер., д. 1/12)
о признании недействительным решения об отказе в имущественной поддержке в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб./кв.м. на 2017 г.
при участии:
от заявителя: |
Джафаров А.А. по дов. от 06.03.2017; |
от заинтересованных лиц: |
1. Дубчак Р.В. по дов. от 08.06.2017, 2. Дубчак Р.В. по дов. от 29.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэрон-С" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным решения от 20.01.2017 ДГИ-285970/16-(0)-1 об отказе в имущественной поддержке в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за квадратный метр в год на 2017 год и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывают на нарушение судом норм процессуального права, а также неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель подателей апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом имущества г. Москвы и заявителем на основании Договора аренды от 02.03.2000 N 08-127/00, был заключен новый Договор аренды нежилого помещения от 10.06.2005 N 08-00358/04 (далее - Договор аренды) общей площадью 127,9 кв. м, расположенного по адресу: Удальцова, д. 16 для использования под продовольственный магазин, бытовые услуги. 23.12.2016 общество обратилось в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде установления на 2017 г. льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. год.
Уведомлением от 20.01.2017 г. N ДГИ-285970/16-(0)-1 ведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства известило общество об отказе в имущественной поддержке в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за квадратный метр в год на 2017 г.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании 4 А41-12324/14 недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно- технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона г. Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества города Москвы, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе (в том числе на льготных условиях). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению, определяемому в момент его передачи.
В соответствии с ч.7 ст. 19 Закона г. Москвы от 26.11.2008 г. N 60 порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99- ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, а также предоставления государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП утверждено Положение о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Настоящее Положение определяет полномочия и порядок осуществления деятельности Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде применения ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (п. 1.1)
Комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы (п. 1.3).
В соответствии с п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" Ставка арендной платы (п. 1) устанавливается субъектам малого предпринимательства (пп. 1.2 и 1.3) при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
В соответствии с п. 1.2. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год.
В соответствии с п.2.1 Положения о Межведомственной комиссии, Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий:
- субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства
- субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами.
- объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
- у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
- арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.
- представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
В соответствии с п. 2.2. Положения о Межведомственной комиссии комиссия ежегодно проводит оценку эффективности предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы.
В соответствии с п.5.1. Положения о Межведомственной комиссии, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением следующих документов:
1) копию договора аренды объекта нежилого фонда.
2) один из следующих комплектов документов: а) документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (п. 5.1.2.1):
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28 мая 2002 г. N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов";
- документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;
- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".
б) документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. (п. 5.1.2.2)
В соответствии с п. 5.2. Положения о Межведомственной комиссии, департамент городского имущества города Москвы направляет обращение субъекта малого предпринимательства (п. 5.1) в:
- соответствующий отраслевой орган исполнительной власти города Москвы для представления заключения о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки, а также при необходимости в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
Указанное заключение представляется в Комиссию в срок не более 10 рабочих дней с момента поступления от Департамента городского имущества города Москвы обращения субъекта малого предпринимательства.
- государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки условий использования (обследования) соответствующего объекта нежилого фонда. Указанная проверка (обследование) проводится в срок не более 10 рабочих дней.
В соответствии с п.5.3. Положения о Межведомственной комиссии, решение Комиссии о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки и подлежит ежегодному подтверждению, если иное не предусмотрено решением Комиссии.
Порядок подготовки заключений о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки субъектам МСП осуществляющим деятельность в области здравоохранения установлен Регламентом взаимодействия подразделений департамента здравоохранения города Москвы при подготовке заключений о наличии оснований для предоставления (пролонгации) субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки утв. Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 11.12.2014 г. N 1040.
Разделом III данного Регламента установлены Основания для предоставления (пролонгации) субъектами имущественной поддержки (критерии) в том числе обязательные и дополнительные критерии.
Как следует из материалов дела, ООО "АЭРОН-С" включено в реестр субъектов малого предпринимательства. Указанный факт сторонами не обжалуется.
Также Заявитель соответствует дополнительному критерию о предоставлении скидок и льгот малообеспеченным слоям населения, что подтверждается Письмом Председателя Московского городского совета ветеранов В.И. Долгих Мэру г. Москвы Собянину С.С. N 477 от 25.05.2015 г.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "АЭРОН-С" Комиссией указано на нарушение положений п.2.1.4 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП, а именно у общества имеется задолженность в размере 1 311 893, 88 руб. и пени в размере 93 317, 44 руб.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, Департаментом в материалы дела не представлено документов, подтверждающих наличие у общества задолженности, в связи с чем, правомерен вывод суда первой инстанции о необоснованности отказа Комиссии.
Кроме того, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы по делам N А40-27022/16-94-228 и N А40- 151171/16-421-1342, решения Комиссии об отказе в установлении льготной ставки арендной платы на 2015 и 2016 г. в размере 3 500 по договору аренды N 08-00358/04 от 19.11.2004 г. признаны не законными, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Доказательств перерасчета арендной платы по договору аренды N 08-00358/04 от 19.11.2004 г. ответчиками не представлено. Иных оснований для отказа ООО "АЭРОН-С" в удовлетворении заявления Уведомление ДГИ-285970/16-(0)-1 от 20.01.2017 г. не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2017 г. по делу N А40-40744/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40744/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2017 г. N Ф05-15786/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО АЭРОН-С
Ответчик: ДГИ Москвы, Департамент городского имущества, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы