Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2017 г. N Ф02-5683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А33-24021/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Белан Н.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Енисеймед проф") - Бочаровой Ю.Ю., представителя по доверенности от 04.12.2015,
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - Крафт Н.А., представителя по доверенности от 22.12.2016 N 147,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" мая 2017 года по делу N А33-24021/2016, принятое судьей Щелоковой О.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Енисеймед проф" ИНН 2466220291, ОГРН 1092468017696 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469 (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным требования N 9522 от 21.09.2016 "О представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам"; об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 год в сумме 55 740 рублей 71 копейки и за 2014 год в сумме 130 012 рублей 35 копеек.
Определением суда от 02.05.2017 производство по делу в части требования о признании недействительным требования N 9522 от 21.09.2016 "О представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "02" мая 2017 года заявленное требование удовлетворено, суд обязал ответчика возвратить заявителю 185 753 рубля 07 копеек излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 - 2014 годы.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе фонд, ссылаясь на часть 13 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), устанавливающие порядок и срок обращения страхователя с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов, указывает, что общество с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов не обращалось, из материалов дела не ясно, когда обществу стало известно о факте излишней уплаты (взыскания) страховых взносов.
Также ответчик считает, что законодательством предусмотрена возможность возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов лишь при их фактической уплате, однако общество уплату страховых взносов с 2013 года не производило, реализовав зачетный механизм, предусмотренный статьей 15 Закона N 212-ФЗ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с содержащимися в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из акта выездной проверки N 90осс (212-ФЗ) от 18.09.2015 в 2013- 2014 годы заявитель осуществлял розничную торговлю фармацевтическими товарами, в связи с чем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ относился к категории плательщиков страховых взносов, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов.
В указанный период общество на суммы выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, применяло пониженный тариф 0,0 %; на суммы выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, не указанным в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применял тариф 2,9%.
В ходе выездной проверки фондом нарушений порядка исчисления страховых взносов за 2013 - 2014 годы не установлено.
Полагая, что пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% в 2013 - 2014 годы подлежал применению в отношении выплат в пользу всех работников фармацевтической организации, общество обратилось в фонд с заявлением от 08.06.2016 N 347 о возврате излишне исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 307 703 рублей 11 копеек, в том числе 56 949 рублей 65 копеек за 2013 год, 130 012 рублей 35 копеек за 2014 год, 120 741 рубля 11 копеек за 2015 год. С указанным заявлением обществом представлены в фонд уточнённые расчеты формы 4-ФСС за 3 квартал 2013 года - 2 квартал 2016 года.
Требованием о представлении документов без номера и даты фонд предложил заявителю в срок до 12.09.2016 представить документы, подтверждающие право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Сопроводительным письмом от 09.09.2016 N 379 страхователем обществом запрошенные фондом документы.
Требованием от 21.09.2016 N 9522 "О представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" фонд указал обществу, что в связи с неподтвержденностью обоснованности применения пониженного тарифа страховых взносов заявителю надлежит сторнировать сумму страховых взносов в сумме - 307 703 рублей 11 копеек в расчете формы 4-ФСС по строке 4 таблицы 1 раздела 1 (необходимо указать в строке 4 таблицы 1 раздела 1 - 0).
В случае выявления несоответствия страхователю предложено в течение 5 дней представить пояснения к расчету либо внести исправления в расчет.
Общество, полагая, что в 2013 - 2014 годы имело право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении всех работников, а не только работников, имеющих право на занятие фармацевтической деятельностью и допущенных к ее осуществлению, в связи с чем у него образовалась переплата по страховым взносам за 2013 - 2014 годы, обратилось в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне исчисленных страховых взносов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В обоснование доводов об излишнем исчислении в 2013-2014 годах страховых взносов заявитель ссылается на статью 58 Закона N 212-ФЗ, которой установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Из пункта 10 части 1 указанной статьи следует, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии N ЛО-24-02-001293 от 01.06.2015 и применяющей систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход в порядке главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.
Из толкования приведенных норм следует, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям пунктов 2, 3 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением обществом фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом фармацевтической организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (а не наличие у каждого работника фармацевтического образования и сертификата специалиста, на что указывает фонд).
Таким образом, общество вправе применять установленные пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Размер страховых взносов подтвержден представленными в материалы дела: расчетами по форме 4-ФСС; расшифровками численности работников; расчетными ведомостями. Заявителем также представлены документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов на обязательное социальное страхование (выплаты работникам пособий).
Учитывая изложенное апелляционный суд полагает, что страхователь подтвердил факт излишней уплаты страховых взносов за 2013 год в размере 55 740 рублей 71 копейки и за 2014 год в размере 130 012 рублей 36 копеек.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Из части 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ следует, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Согласно части 13 указанной статьи заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Ответчик считает, что поскольку общество уплату страховых взносов денежными средствами не производило, реализовав предусмотренный статьей 15 Закона N 212-ФЗ зачетный механизм, следовательно, основания для возврата страховых взносов отсутствуют. Данный довод был проверен судом первой инстанции и обоснованно отклонен в связи со следующим.
Положениями части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно части 2 которой сумма страховых взносов, подлежащих перечислению, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Таким образом, законодательством о социальном страховании установлено, что обязанность страхователя по уплате страховых взносов прекращается зачетом сумм произведенных им расходов на цели обязательного социального страхования.
В связи с этим правильным является вывод суда первой инстанции о том, что установление зачетного способа уплаты страховых взносов не может ограничивать право страхователя на возврат излишне исчисленных страховых взносов, обязанность по уплате которых исполнена в порядке части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ. В отсутствие у страхователя обязанности по уплате взносов, исчисленных без учета пониженного коэффициента, отказ в возврате таких страховых взносов не приведет к восстановлению прав страхователя.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не пропущен трехлетний срок давности обращения с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисляемый со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что общество обратилось в фонд с заявлением от 08.06.2016 (вх.N 1760/16) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за период с третьего квартала 2013 года по второй квартал 2016 года, то есть в срок, установленный частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ. После получения требования фонда от 21.09.2016 N 9522, фактически содержащего отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов, в октябре 2016 года общество обратилось с имущественным требованием об их возврате в арбитражный суд.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о возврате обществу излишне уплаченных страховых взносов в размере 185 753 рублей 07 копеек является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" мая 2017 года по делу N А33-24021/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24021/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2017 г. N Ф02-5683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЕНИСЕЙМЕД проф", ООО Енисеймед (представитель Бочарова Ю.Ю.)
Ответчик: ГУ - КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ