г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А26-23/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11821/2018) Минздрава Карелии на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.4.2018 по делу N А26-23/2018 (судья Свидская А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Министерства здравоохранения Республики Карелия
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Министерство здравоохранения Республики Карелия (ОГРН 1021000528493 адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6; далее - заявитель, Министерство, Минздрав Карелии) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (ОГРН 1061001040980, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29А; далее - заинтересованное лицо, Территориальный орган Росздравнадзора по РК, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 36 (о назначении административного наказания) от 26.12.2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.04.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Министерству отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что им предприняты все исчерпывающие меры для приближения медицинской помощи к месту жительства пациента, а также реализации их права на охрану здоровья посредством оказания доступной медицинской помощи.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по РК на основании распоряжения (приказа) временно исполняющего обязанности руководителя от 13.11.2017 N 174-пр проведена внеплановая документарная проверка в отношении Министерства на предмет исполнения им требований ранее выданного предписания от 31.03.2017 N 25, которым Министерству предписывалось в срок до 06.11.2017 принять меры к устранению нарушений, указанных в акте проверки от 31.03.2017 N 47, и представить в Территориальный орган Росздравнадзора по РК информацию по выполнению предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
В ходе проверки Территориальным органом Росздравнадзора по РК установлены факты неисполнения предписания от 31.03.2017 N 25 в части организации обеспечения пациентов лекарственными препаратами по программе ОНЛП в трех муниципальных образованиях (Лахденпохский, Прионежский и Пряжинский районы), что зафиксировано в акте проверки от 13.12.2017 N 163.
На основании материалов проверки составлен протокол N 94/36 об административном правонарушении от 13.12.2017.
25.12.2017 Территориальным органом Росздравнадзора по РК в отношении Министерства вынесено постановление (резолютивная часть) по делу об административном правонарушении N 36, которым Министерство привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. Полный текст постановления составлен 26.12.2017.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии Министерства события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем отказал в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предписанием от 31.03.2017 N 25, выданным Территориальным органом Росздравнадзора по РК по результатам внеплановой выездной проверки, Министерству предписывалось в срок до 06.11.2017: принять исчерпывающие меры по приближению медицинской помощи к месту жительства пациентов, а также обеспечению их права на охрану здоровья посредством оказания доступной медицинской помощи, а именно: организовать обеспечение пациентов лекарственными препаратами по программе ОНЛП в четырех муниципальных образованиях (Лахденпохский, Прионежский, Кондопожский и Пряжинский районы), представить в Территориальный орган Росздравнадзора по РК информации по выполнению предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение указанных в предписании нарушений.
Указанное предписание Министерством в судебном порядке не обжаловалось.
В ходе внеплановой выездной проверки после истечения срока исполнения предписания от 31.03.2017 N 25 административным органом в акте проверки от 13.12.2017 N 163 повторно выявлены нарушения - несоблюдение принципа приближенности к месту жительства пациентов медицинской помощи в виде отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ по рецептам и необеспечение пациентов лекарственными препаратами по программе ОНЛП в трех муниципальных образованиях (Лахденпохский, Прионежский и Пряжинский районы). Таким образом, заявителем не были приняты все зависящие от него меры по исполнению выданного предписания в полном объеме.
Факт неисполнения Министерством предписания от 31.03.2017 N 25 в полном объеме в установленный срок - до 06.11.2017 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе ответами медицинских и аптечных организаций на запросы Территориального органа Росздравнадзора по РК (т.1, л.д.118-129), актом проверки от 13.12.2017 N 163, протоколом N 94/36 об административном правонарушении от 13.12.2017, что, в свою очередь, образует в действиях Министерства событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по выполнению законного предписания административного органа, и доказательств объективной невозможности соблюдения Министерством правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а равно обстоятельств, исключающих вину заявителя, в материалы дела не представлено.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, административным органом предоставлен разумный и достаточный срок для устранения Министерством выявленных нарушений. При этом Министерство не ходатайствовало о продлении установленного в предписании срока его исполнения.
Суд первой инстанции учел также, что с 22.09.2017 действовали Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н, Министерство только 28.11.2017 привело нормативные правовые акты Республики Карелия в соответствие с требованиями этих Правил.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения Министерства к административной ответственности, в том числе соблюдение срока привлечения заявителя к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном пределе санкции нормы части 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии признаков, характеризующих совершенное Министерством правонарушение как малозначительное, и позволяющих освободить заявителя от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
В постановлении руководителя ТО Росздравнадзора от 26.12.2017 N 36, а так же в акте проверки от 13.12.2017 N163 подробно проанализирована информация, представленная Министерством во исполнение предписания от 31.03.2017 N 25.
Из представленных в материалы дела документов следовало, что после вынесения административным органом предписания от 31.03.2017 N 25 Министерством были приняты следующие меры по его выполнению в установленный срок до 06.11.2017:
- велся мониторинг организации обеспечения наркотическими и психотропными лекарственными препаратами по установленным формам (по данным мониторинга за 10 месяцев 2017 года выборка неинвазивных опиоидных анальгетиков составила 66 % при плановом значении на 2017 года - 70 %);
- утвержден приказ от 11.07.2017 N 842, в соответствии с которым медицинские организации формируют запас неинвазивных наркотических препаратов не менее, чем на три месяца;
- в мае 2017 года ГБУЗ РК "Кондопожская центральная районная больница" получено право осуществлять отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II, а также психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, что обеспечило возможность жителям Кондопожского района получать по месту своего жительства лекарственные препараты в рамках набора социальных услуг, содержащие наркотические средства и психотропные вещества;
- в Олонецком районе розничную реализацию наркотических средств и психотропных веществ стало осуществлять ГУП РК "Карелфарм" в городе Олонце, а отпуск физическим лицам лекарственных препаратов в рамках ОНЛП - ГБУЗ РК "Олонецкая центральная районная больница";
- утверждены приказы от 19.06.2017 N 738 и от 01.08.2017 N 935, из которых следовало прикрепление граждан по месту жительства к конкретной медицинской организации в целях отпуска соответствующими аптечными организациями этим гражданам наркотических и психотропных веществ, а именно: физическим лицам, прикрепленным к ГБУЗ РК "Пряжинская центральная районная больница" и ГБУЗ РК "Прионежская центральная районная больница", отпуск наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляла аптека ГУП РК "Карелфарм", расположенная по адресу: г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 3, а физическим лицам, прикрепленным к ГБУЗ РК "Сортавальская центральная районная больница", расположенному в городе Лахденпохья, - МУП "Центральная районная аптека N 5", расположенная по адресу: г. Сортавала, ул. Карельская, д. 24;
- по заявкам медицинских организаций в пределах финансирования на 2017 год Министерством закупались лекарственные препараты по программе ОНЛП и отпускались по льготным рецептам (приложения N 1 и N 2 к заявлению - т.1, л.д.24-26), в том числе по рецептам на отпуск лекарственных препаратов Трамадол и Фентанил.
Вместе с тем, Министерством не были представлены необходимые и достаточные доказательства того, что медицинская помощь в виде отпуска физическим лицам по рецептам наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, была приближена к месту их жительства в трех муниципальных районах: Лахденпохском, Прионежском и Пряжинском, и пациенты этих районов были обеспечены лекарственными препаратами по программе ОНЛП в части наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
ТО Росздравнадзора в рамках внеплановой проверки запросил информацию в ГБУЗ "Пряжинская ЦРБ" (исх.N 04-06/1626 от 01.12.2017). В ответ на запрос главным врачом ГБУЗ "Пряжинская ЦРБ" предоставлена информация, что в Пряжинском районе Учреждение осуществляет деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, кроме отпуска физическим лицам по программе ОНЛП и розничной реализации населению наркотических средств и психотропных веществ.
Аналогичные запросы по Лахденпохскому, Прионежскому, Пряжинскому р- ну направлены в ГУП РК "Карелфарм" (исх.N 04-06/1627 от 01.12.2017), МУП РК "Центральная районная аптека N 5" (исх.N 04-06/1629 от 01.12.2017).
Согласно ответам на запросы, а также по итогам проведения проверки, ТО Росздравнадзора выявлено, что Министерством не приняты исчерпывающие меры по обеспечению принципа приближенности медицинской помощи к месту жительства пациентов, а также их право на охрану здоровья посредством оказания доступной медицинской помощи пациентов лекарственными препаратами по программе ОНЛП в 3-х муниципальных образованиях (Лахденпохский p-он, Прионежский p-он, Пряжинский р-он).
Из информации, предоставленной Министерством, медицинскими и аптечными организациями Кондопожского, Сортавальского, Лахденпохского, Прионежского и Пряжинского районов республики, можно сделать вывод, что в нарушение части 1 статьи 10, статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установленный Министерством и действующий в настоящее время порядок организации отпуска наркотических средств и психотропных веществ по рецептам для физических лиц (розничная реализация) не позволяет в полной мере обеспечить принцип приближенности медицинской помощи к месту жительства пациентов, а также их право на охрану здоровья посредством оказания доступной медицинской помощи. В 6 муниципальных образованиях республики: Лоухский (осуществляется отпуск физическим лицам, в том числе розничная реализация только психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации), Прионежский, Суоярвский, Кондопожский, Калевальской, Пряжинский районы) отсутствуют аптечные организации, имеющие право розничной реализации населению обезболивающих лекарственных средств Списка II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, физическим лицам по рецептам (расстояние до пунктов отпуска от 42 до 268 км).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о невыполнении предписания от 31.03.2017 N 25.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 апреля 2018 года по делу N А26-23/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-23/2018
Истец: Министерство здравоохранения Республики Карелия
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия