г. Чита |
|
4 августа 2017 г. |
Дело N А10-4335/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 августа 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителей Акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" Гомбоева Б.В. (доверенность от 09.01.2017), Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Цыбиковой С.С. (доверенность от 21.12.2015), Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Гомбоевой Б.Ж. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционные жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и Акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2017 года по делу N А10-4335/2016 (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - истец, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208, далее - ответчик, служба по тарифам) о признании незаконным решения от 25.04.2016 N 04-12/0408, обязании установить индивидуальный размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2017 года по делу N А10-4335/2016 заявленные требования удовлетворены.
Служба по тарифам и АО "Улан-Удэ Энерго" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобах.
В отзыве на апелляционные жалобы ПАО "МРСК Сибири" с доводами жалоб не согласилось.
Протокольным определением суда от 20.05.2017 года судебное разбирательство отложено на 10 час. 00 мин. 27 июня 2017 года.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Каминского В.Л.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Протокольным определением суда от 27.06.2017 года судебное разбирательство отложено на 10 час. 00 мин. 01 августа 2017 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 11.05.2017, 01.06.2017, 28.06.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв на жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 04 июля 2005 года публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э ПАО "МРСК" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе как лицо, оказывающее услуги по передаче электрической энергии.
16 декабря 2015 года АО "Улан-Удэ Энерго" с целью увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств обратилось в ПАО "МРСК" с заявкой на технологическое присоединение ЛЭП-10 кВ ф.7, ф.8 от ПС "Бурятцелинстрой" питающие РП-16, расположенных по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, инвентарный N 39811.
Посчитав, что техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к электрическим сетям отсутствует, Общество 5 февраля 2016 года обратилось в РСТ РБ с заявлением об открытии дела по установлению индивидуального размера платы на строительство объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан- Удэ Энерго" (электроустановки ЛЭП 10 кВ Ф.7, Ф.8 от ПС "Бурятцелинстрой" питающие РП-16) к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго".
РСТ РБ в письме от 24 марта 2016 года предложила ПАО "МРСК Сибири" направить в адрес Службы дополнительные документы, в том числе согласованный акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между АО "Улан-Удэ Энерго" и ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго"; информацию об объеме максимальной мощности к своим сетевым объектам на 1-е число месяца, следующего за 4 кварталом 2015 года и другие.
Письмом от 5 апреля 2016 года ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" направило в адрес РСТ РБ документы на основании запроса от 24.03.2016.
Решением РСТ РБ, изложенным в письме от 25 апреля 2016 года N 04-12/6408, Обществу отказано в установлении размера платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" (электроустановки ЛЭП 10 кВ Ф.7, Ф.8 от ПС "Бурятцелинстрой" питающие РП-16) к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго".
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике. Состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно статье 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятии от 03 февраля 2005 года N 29 (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен).
Пунктом 3.9 Положения определено, что РСТ РБ устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое решение принято Службой в пределах предоставленных полномочий.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; под территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Поскольку из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Сибири" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, постольку плата за технологическое присоединение к ее электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Приказом РСТ РБ от 24 декабря 2015 года N 1/54 установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" на 2016 год (т.1, л.д.97-103), то есть в общем порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила ТП N861).
В соответствии с пунктом 2 Правил ТП N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил ТП N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 5 Правил ТП N 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
Согласно пункту 6 Правил ТП N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил ТП N 861 в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 3 рабочих дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 28 Правил ТП N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Пунктом 29 Правил ТП N 861 определено, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.
На основании пункта 30 Правил ТП N 861, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно пункту 30.1 Правил ТП N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил ТП N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Таким образом, технологическое присоединение по индивидуальному проекту осуществляется только в случае отсутствия технической возможности такого присоединения в соответствии с критериями, определенными в пункте 28 названных Правил. В ином случае плата за технологическое присоединение определяется в общем порядке.
В оспариваемом решении Служба пришла к выводу о наличии всех критериев технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири", плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к указанным сетям не может быть рассчитана по индивидуальному проекту.
С учетом предусмотренного частью 5 статьи 200 АПК РФ распределения бремени доказывания, суд первой инстанции правильно определил, что именно Служба обязана представить доказательства, свидетельствующие о наличии технической возможности присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
Общество ссылалось на то, что имеются ограничения на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение (подпункт "б" пункта 28 Правил ТП N 861).
Пунктом 32 Правил ТП N 861 предусмотрено, что ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в настоящем деле определяющее значение для решения вопроса о технической возможности технологического присоединения имеет величина максимальной мощности.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, под максимальной мощностью понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
Исходя из письма АО "Улан-Удэ Энерго" от 19.04.2016 N 1.12/04.2-1434, направленного по запросу в адрес РСТ РБ, согласно контрольным замерам ПАО "МРСК Сибири" на 16.12.2015 максимальная нагрузка фидера 7 составляет 40А (40х10,5х1,73х0,89 = 647 кВт), максимальная нагрузка фидера 8 составляет 125 А (125х10,5х1,73х0,89 = 2021 кВт). За 4 квартал 2015 года поступила одна заявка не технологическое присоединение с запрашиваемой мощностью 850 кВт, договор об осуществлении технологического присоединения по данной заявке не заключен. За январь и февраль 2016 года заключенные договоры об осуществлении технологического присоединения отсутствуют (т.1 л.д.77).
РСТ РБ в материалы дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (т.1, л.д.55 -62).
Согласно данным актам максимальная мощность, согласованная сетевой организацией и смежной сетевой организацией, по указанным фидерам составляет:
по фидеру N 7: 970 кВт;
по фидеру N 8: 1 740 кВт;
по двум фидерам N 7 и N 8: 970 + 1740 = 2710 кВт.
Согласно пояснительной записке ПАО "МРСК Сибири" и заявке АО "Улан-Удэ Энерго" от 16.12.2015 N 11000286559 максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 1 683 Квт при напряжении 10 кВ, максимальная мощность с учетом заявки на технологическое присоединение составит 5 528 кВт. Максимальная мощность ранее присоединенных заявителей составляет 3 845 кВт.
Для наличия технической возможности технологического присоединения вновь присоединяемая максимальная мощность с учетом ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) не должна приводить к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
В обжалуемом решении имеется ссылка на то, что максимальна мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединённых к ее сетям, не превышает значения максимальной мощности, согласованной между АО "Улан-Удэ Энерго" и ПАО "МРСК Сибири" в акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций.
В материалах дела имеется пояснительная записка к расчетам строительства объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к электрическим сетям ПАО "МРСК" (электроустановки ЛЭП 10кВ ф.7, ф.8 от ПС "Бурятцелинстрой" питающие РП-16), в которой приведены расчеты об отсутствии технической возможности технологического присоединения.
По мнению РСТ РБ, Обществом представлены сведения о загрузке подстанции в разрезе установленных трансформаторов на основании максимальных контрольных замеров за последние 5 лет, что противоречит пунктам 41 и 43 Правил ТП N 861.
При этом судом установлено, что соответствующих расчетов с надлежащими данными о величине максимальной мощности Служба в обжалуемом решении не привела.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что приведенные обстоятельства на предмет ограничения на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства в соответствии с пунктами 28 и 32 Правил технологического присоединения Службой не проанализированы, поскольку в обжалуемом решении не дана оценка ни одному из представленных Обществом расчетов об отсутствии технической возможности технологического присоединения.
Как установлено судом, Службой сделан вывод о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к сетям ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" только на основании письма АО "Улан-Удэ Энерго" от 19 апреля 2016 года, где приведены сведения о максимальной нагрузке спорных фидеров, что подтверждается соответствующими пояснениями РСТ.
Однако, ни Службой, ни третьим лицом в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие данные сведения.
Судом первой инстанции на основании статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был заслушан специалист Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью выяснения профессионального мнения относительно наличия или отсутствия критериев технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к электрическим сетям ПАО "МРСК" (ЛЭП-10 кВ фидеры 7 и 8 от подстанции "Бурятцелинстрой" питающие РП-16).
Из пояснений специалиста следует, что согласно заявке АО "Улан-Удэ Энерго", информации о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей траснформаторной мощности по филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше по состоянию на 31.12.2015 и иным документам, по спорным фидерам отсутствуют свободные мощности, имеется её дефицит.
При этом на основании актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между АО "Улан-Удэ-Энерго" и ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго", сводной информации по загрузке трансформаторов 35-110 кВ "Бурятэнерго" на контрольный замер 16.12.2015, размещенной, по сведениям РСТ РБ, на сайте ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго", специалист указал, что свободные мощности для присоединения объектов АО "Улан-Удэ Энерго" имеются.
Таким образом, специалистом в судебном заседании не подтверждена (не опровергнута) техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго".
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно исходил из того, что объяснение специалиста не подтверждает вывод РСТ РБ о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "Улан-Удэ Энерго" к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
Представленные РСТ вместе с апелляционной жалобой дополнительные доказательства в опровержение объяснения специалиста не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку РСТ не исполнены требования положений части 2 статьи 268 АПК РФ и не обоснована уважительность причин непредставления таких доказательств суду первой инстанции. При этом суд с учетом принципа состязательности, нормативно закрепленного в статье 9 АПК РФ, принимает во внимание то обстоятельство, что заключение Ростехнадзора от 10.04.2017 выдано по истечении года после принятия оспариваемого отказа, запрос РСТ в Ростехнадзор направлен только 14.03.2017 при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а согласно пояснениям представителя РСТ суд первой инстанции не был поставлен в известность о направлении такого запроса и соответствующих ходатайств об отложении судебного разбирательства суду первой инстанции также заявлено не было.
Согласно пункту 43 Правил ТП N 861 каждая сетевая организация обязана уведомлять вышестоящую смежную сетевую организацию: об объеме максимальной мощности к своим сетевым объектам на 1 -е число месяца, следующего за кварталом (срок представления указанных сведений составляет 10 рабочих дней с 1 -го числа месяца, следующего за кварталом); о суммарной максимальной мощности за прошедший квартал, указанной в полученных от заявителей заявках на технологические присоединения к ее сетевым объектам и заключенных договорах на технологическое присоединение за прошедший квартал (срок представления указанных сведений составляет 20 рабочих дней с 1 -го числа месяца, следующего за кварталом); об указанных данных, полученных от других смежных организаций, с указанием их центра питания (срок представления указанных сведений составляет 20 дней с даты поступления данных от смежных организаций).
В рассматриваемом случае АО "Улан-Удэ Энерго" обязано направлять указанную в пункте 43 Правил ТП N 861 информацию в ПАО "МРСК Сибири" - вышестоящую смежную сетевую организацию.
Вместе с тем, судом установлено, что данная информация АО "Улан-Удэ Энерго" в адрес Общества не направлялась, по запросу РСТ РБ не представлена.
Довод АО "Улан-Удэ Энерго" о том, что суд первой инстанции не учел, что заявленная мощность в суммарном объеме 1683 квт третьему лицу необходима для приведения в соответствие с уже потребляемой мощностью, а не присоединения новых мощностей, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в своей заявке на технологическое присоединение от 16.12.2015 АО "Улан-Удэ Энерго" указывает, что заявка подана в связи с увеличением объема максимальной мощности. Кроме того, по смыслу пункта 41 Правил ТП N 861 обязанность подать заявку и заключить договор технологического присоединения с заявителем возникает у АО "Улан-Удэ Энерго" в случаях уже состоявшегося превышения величин присоединенной к ее сети величины максимальной мощности относительно разрешенной к использованию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что Служба не доказала наличие оснований для принятия обжалуемого решения, ее вывод о наличии технической возможности технологического присоединения должным образом не мотивированы, что противоречит пунктам 28, 29 и 32 Правил ТП N 861, Закону об электроэнергетике и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности надлежащим образом компенсировать затраты на технологическое присоединение.
При этом в силу пункта 31 указанных Правил в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией. Орган федерального государственного энергетического надзора направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.
Несмотря на то, что пункт 31 Правил ТП N 861 предусматривает право обращения в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией только заявителя (в данном случае АО "Улан-Удэ Энерго"), Служба не была лишена возможности обращения в указанный орган с целью получения такого заключения для последующего рассмотрения заявления Общества.
При этом сведений о том, что АО "Улан-Удэ Энерго" также обращалось с заявлением в орган федерального государственного энергетического надзора для получения соответствующего заключения материалы дела не содержат.
Не может быть принят во внимание довод заявителя в отзыве на жалобу об отсутствии у службы права на установление критериев отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, поскольку отнесение разрешения соответствующего вопроса исключительно к компетенции сетевой организации, а не уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов привело бы к нарушению таких установленных статьей 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, как достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Указанное соответствует правовому подходу Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенному в постановлении от 19 июля 2017 года по делу N А10-4321/2016.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство Акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" об отсрочке уплаты государственной пошлины.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с Акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 500 руб. Ходатайства о снижении размера государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 2 статьи 333.222 НК РФ заявителем жалобы не заявлено.
В силу части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2017 года по делу N А10-4335/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4335/2016
Истец: ПАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
Третье лицо: ОАО Улан-Удэ Энерго, Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Забайкальское управление Ростехнадзора)