Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2017 г. N Ф05-15769/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А40-182789/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретаря судебного заседания Язмурадовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Международный аэропорт Владивосток" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-182789/16 (17-1644)
по заявлению АО "Международный аэропорт Владивосток" (ОГРН 1082502000239)
к Росавиация
третье лицо: Минфин РФ
о признании незаконным решения
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Самаринова Т.В. по дов. От 29.12.2016
от третьего лица: Смыкалова Е.С. по дов. От 25.07.2016;
УСТАНОВИЛ:
АО "Международный аэропорт Владивосток" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росавиации от 23.05.2016 N КМ1.13-1801 об отказе в представлении субсидии.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2017, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить. При этом ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в апреле 2016 года АО "Международный аэропорт Владивосток" направило в адрес Росавиации пакет документов о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных им доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
Росавиация письмом от 23 мая 2016 года N КМ1.13-1801 сообщила заявителю о том, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году по расходам непредоставление субсидий на возмещение недополученных организациями доходов от предоставления в 2015 году услуг с соблюдением требований очередности, установленных пунктом 6 Правил, исчерпаны лимиты бюджетных обязательств, утвержденных Росавиации на цели предоставления субсидии.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа ответчика.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, Росавиация осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Росавиации и реализацию возложенных на Росавиацию функций.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 37 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, указанные в пункте 1 Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидии.
Согласно статьям 21 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов, включённых в бюджетную систему Российской Федерации.
Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями статей 2, 3, 78 и 162 БК РФ, Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 (далее - Правила о предоставлении субсидий), и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу статьи 78 БК РФ и пункта 3 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке.
При этом положения статей 162 и 219 БК РФ обязывают Росавиацию, как получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведённых до неё лимитов бюджетных обязательств.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что исчерпание доведённых лимитов бюджетных обязательств является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении указанной субсидии.
По состоянию на 01.01.2016 на лицевой счёт Росавиации на 2016 год по коду бюджетной классификации 10704082430464370810 поступило 283 630 600,00 руб. (раздел 1.2. "Доведённые бюджетные данные" в Отчёте о состоянии лицевого счёта получателя бюджетных средств N 03951001070 - приложение N 2).
По состоянию на 29.04.2016 лимит бюджетных обязательств был фактически исчерпан - все доведённые бюджетные средства распределены между заявителями, подавшими документы своевременно и в надлежащем объёме (реестр очерёдности предоставления субсидий, копия Справки Межрегионального операционного управления Федерального казначейства об исполнении принятых на учёт бюджетных обязательств по состоянию на 01.06.2016 представлены заинтересованным лицом в приложениях N 3 - 4).
Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, пунктов 6, 7, 9 и 10 Правил предоставления субсидий, право лица на получение субсидии и корреспондирующая ему обязанность Росавиации её выплатить возникают в случае, соблюдения заявителем всех условий, предусмотренных действующим законодательством.
Заявление АО "Международный аэропорт Владивосток" о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2015 год от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, в размере 27 935 189,38 руб. поступило в Росавиацию 25.04.2016 г.
В силу подпункта "в" пункта 7 Правил о предоставлении субсидий заявитель обязан был предоставить в государственный орган копии документов, подтверждающих состав и объём предоставленных услуг в натуральном и стоимостном выражении, заверенных уполномоченными лицами организации, и пользователя воздушного пространства.
Однако приложенные к заявлению копии актов на выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию ФСБ России, ФГУ АП МЧС России и ФГБУ "Хабаровский АСЦ МЧС России" нельзя квалифицировать, как надлежащим образом заверенные, поскольку обведение контура копии подписи неустановленным лицом нетождественно проставлению подписи уполномоченным лицом организации.
Следовательно, довод заявителя о том, что он представил в Росавиацию пакет документов в полном объёме, не соответствует действительности.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год, на дату обращения АО "Международный аэропорт Владивосток", Росавиации были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 315,1 млн. рублей.
В соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 7ДМ-П13-8741 лимиты бюджетных обязательств до Росавиации доведены в объеме 283,6 млн. рублей.
По состоянию на 20 мая 2016 года Росавиация на основании заявлений организаций воздушного транспорта утвердило 45 приказов, подготовленных в соответствии с пунктом 6 Правил, о предоставлении субсидий на общую сумму 283,6 млн. рублей, что свидетельствует об исчерпании лимита бюджетных ассигнований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2017 года по делу N А40-182789/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182789/2016
Истец: АО МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВЛАДИВОСТОК
Ответчик: Росавиация, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Третье лицо: Министерство Финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57635/19
22.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-182789/16
10.04.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15769/17
30.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68329/18
19.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-182789/16
30.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15769/17
13.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20402/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-182789/16