г. Саратов |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А06-670/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 31.07.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 03.08.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 мая 2017 года по делу N А06-670/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ОГРН 1023000839036, ИНН 3016022654, г. Астрахань)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН 1093017001450, ИНН 3017060300, г. Астрахань)
о признании незаконным бездействия и об обязании совершить действия.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Муратов Марат Рустямович, настоятель; Фадеева А.В., доверенность от 20.03.2017 года (срок доверенности 1 год);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества в Астраханской области, Управление) о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Астраханской области, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", по заявлению местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" от 06.10.2016 года о передаче в собственность имущества религиозного назначения: здания - "Церковь Петра и Павла", расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова. 6/9/1, назначение - нежилое, общей площадью 229,5 кв.м., этажностью 3, инвентарный номер 3-1177-3. литер А. 1910 года постройки; здания - сторожки, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова, 6/9/1, назначение - нежилое, общей площадью 55,8 кв.м., этажностью 1, инвентарный номер 3-1177-3, Литер Б, 1910 года постройки; земельного участка с кадастровым номером 30:12:020643:4; об обязании в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о передачи в собственность местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) следующих объектов недвижимости:
- здания - "Церковь Петра и Павла", расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова. 6/9/1, назначение - нежилое, общей площадью 229,5 кв.м., этажностью 3, инвентарный номер 3-1177-3, литер А. 1910 года постройки;
- здания - сторожки, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова, 6/9/1, назначение - нежилое, общей площадью 55.8 кв.м., этажностью 1, инвентарный номер 3-1177-3, Литер Б, 1910 года постройки;
- земельного участка с кадастровым номером 30:12:020643:4.
Решением от 23 мая 2017 года Арбитражный суд Астраханской области заявление Местной религиозной организации "Православный приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) удовлетворил в части. Судом признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выразившееся в непринятии решения о передаче в собственность Местной религиозной организации "Православный приход Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) имущества религиозного назначения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова, 6/9/1:
- здание - "Церковь Петра и Павла", общей площадью 229,5 кв. м, назначение - нежилое, инвентарный номер 3-1177-3, литер А, 1910 года постройки;
- здание - сторожка, общей площадью 55.8 кв. м, назначение - нежилое, инвентарный номер 3-1177-3, Литер Б, 1910 года постройки.
Также суд обязал ТУ Росимущества в Астраханской области в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о передаче в собственность Местной религиозной организации "Православный приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) объектов религиозного назначения:
- здание - "Церковь Петра и Павла", общей площадью 229,5 кв. м, назначение -нежилое, инвентарный номер 3-1177-3, литер А, 1910 года постройки;
- здание - сторожка, общей площадью 55.8 кв. м, назначение - нежилое, инвентарный номер 3-1177-3, Литер Б, 1910 года постройки.
В остальной части заявленных требований - отказано.
ТУ Росимущества в Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления в полном объеме.
ТУ Росимущества в Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением N 410031 12 75952 8, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 30.06.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Поскольку в порядке апелляционного производства оспаривается решение суда первой инстанции в части, а другая сторона не заявила о рассмотрении дела в полном объеме, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями ч. 5 ст. 268 АПК РФ не может выйти за рамки рассмотрения апелляционной жалобы и проверяет законность принятого судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 31.07.2017 года до 17 час. 20 мин.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Местная религиозная организация "Православный приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" обратилась в ТУ Росимущества в Астраханской области с заявлением о передаче безвозмездно в собственность имущества, находящегося в государственной собственности, а именно:
- здания - "Церковь Петра и Павла", реестровый номер П12320004410 от 05.11.2009 года, расположенною по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова, 6/9/1. назначение - нежилое, карта N 3,1 - 320000166, основание возникновения права собственности Российской Федерации - Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, общей площадью 229,5 кв.м., этажностью 3, инвентарный номер 3-1177-3, литер А, 1910 года постройки, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, используемого для осуществления богослужений Местной религиозной организацией "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)";
- здания - сторожка, реестровый номер ГП2320004411 от 05.11.2009 г., расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова. 6/9/1. назначение - нежилое, карта N 3,1 - 3200001466, основание возникновения права собственности Российской Федерации - Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, общей площадью 55,8 кв.м., этажностью 1, инвентарный номер 3-1177-3, литер Б, 1910 года постройки, используемого для осуществления деятельности Местной религиозной организацией "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)";
- земельного участка с кадастровым номером 30:12:020643:4, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. К. Цеткин/ул. Агрономическая/ул. Войкова, 6/9/1, категории земель населенных пунктов, площадью 3255 кв.м., используемый Местной религиозной организацией "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский организацией "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской 11равославной Церкви (Московский Патриархат)" (т. 1 л.д. 11).
К данному заявлению Местная религиозная организация "Православный приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" приложила документы, предусмотренные перечнем документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325.
Поскольку вышеуказанные объекты капитального строительства входят в состав объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль церкви апостолов Петра и Павла, 1908 г" к заявлению прилагался, в том числе, проект охранного обязательства.
Письмом от 13.10.2016, ТУ Росимущества в Астраханской области сообщило об отказе в рассмотрении заявления в связи с тем, что в представленном проекте охранного обязательства допущены ошибки, после исправления которых управление вернется к рассмотрению заявления (т. 1 л.д. 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 N 997 внесены изменения в Постановление Правительства Российской от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи". Согласно внесенным изменениям из перечня обязательных документов исключен проект охранного обязательства.
Учитывая изменения в законодательстве, 31.10.2016 религиозной организацией в ТУ Росимущества в Астраханской области направлено письмо о рассмотрении ранее направленного обращения без учета проекта охранного обязательства и соответственно без уведомления о согласовании проекта охранного обязательства.
Письмом от 01.12.2016 N 06-07/9-795 Управление сообщило о том, что рассмотрело заявление о предоставлении религиозной организации в собственность имущества и о том, что документы приняты для рассмотрения к передаче из федеральной собственности в собственность заявителя. Также, Управление указало о том, что поскольку на настоящий момент на испрашиваемое имущество не зарегистрировано право Российской Федерации, в связи с чем, заявителю было предложено обратиться в управление для регистрации права РФ (т. 1 л.д. 13).
Посчитав, что ТУ Росимущества в Астраханской области нарушено право религиозной организации на получение в собственность имущества религиозного назначения в установленный законом срок, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области по непринятию решения предусмотренного ч. 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" по заявлению о передаче в безвозмездное пользование заявителя имущества религиозного назначения нарушает права и законные интересы религиозной организации, поскольку лишает права на осуществление предусмотренной его уставом деятельности в нежилых помещениях, расположенных по вышеуказанному адресу.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения урегулирован Федеральным законом N 327-ФЗ от 30.11.2010 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 327-ФЗ, имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 327-ФЗ определено, что передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 327-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона N 327-ФЗ установлено, что в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа. Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений.
Как следует из материалов дела, 01.12.2016 года Местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат") Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области было сообщено о том, что Управление рассмотрело заявление о предоставлении религиозной организации в собственность имущества (т. 1 л.д. 13).
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении религиозной организации в собственность имущества настоятелю Местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат") сообщалось о том, что документы приняты для рассмотрения к передаче из федеральной собственности в собственность заявителя. Также, Управление указало о том, что поскольку на настоящий момент на испрашиваемое имущество не зарегистрировано право Российской Федерации, в связи с чем, заявителю было предложено обратиться в управление для регистрации права РФ.
Названный ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области от 01.12.2016 года N 06-07/9-795, судебная коллегия расценивает как отказ уполномоченного органа, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 327-ФЗ, уполномоченный орган обязан был рассмотреть заявление религиозной организации и по результатам его рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, вынести мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Поскольку нормы действующего Федерального закона N 327-ФЗ не предусматривают никакого иного результата рассмотрения заявления религиозной организации, и ответ от 01.12.2016 года содержит указание Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области на то, что заявление о предоставлении религиозной организации в собственность имущества рассмотрено, названный ответ подписан руководителем Управления, следовательно, названный ответ следует расценивать как отказ Местной религиозной организации "Православный Приход Храма Петра и Павла г. Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат") в предоставлении в собственность имущества.
Согласно статье 8 Федерального закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Названные основания не указаны Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в сообщении от 01.12.2016 года.
При этом, из представленной в материалы дела исторической справки на объект культурного наследия, следует, что объект культурного наследия регионального значения принят на государственную охрану под наименованием "Ансамбль церкви апостолов Петра и Павла", 1908 г., объект находится на территории "Болдинского острова". В 1708 году митрополитом Сампсоном при реке Болде был основан Болдинский Воскресенский монастырь. В 1908 году на территории бывшей дачи Воскресенского монастыря была построена в память о нем Петропавловская церковь. В поселке упомянуты: храм с колокольней и оградой; причтовый дом; школа; вал; колокол (т. 1 л.д. 19-20).
Следовательно, спорные здания входили в состав Петропавловской церкви, в настоящее время используются религиозной организацией для религиозных целей, и в соответствии с частью 1 статьи 2 и частью 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ являются имуществом религиозного назначения и имуществом, не имеющего религиозного назначения, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения, которое может быть передано религиозной организации по ее заявлению в соответствии с положениями указанного закона.
Доводы ТУ Росимущества в Астраханской области относительно отсутствия на испрашиваемые объекты регистрации права собственности Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку нормы Федерального закона N 327-ФЗ не предусматривают такого основания для отказа в передаче имущества, а также не предусматривают передачу религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество.
Как следует из выписок из реестра федерального имущества от 14.04.2017, правообладателем спорного имущества является Российская Федерация, основанием возникновения права собственности Российской Федерации является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (т. 1 л.д. 88-91).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у ТУ Росимущества в Астраханской области по результатам рассмотрения обращения религиозной организации, имелись основания для вынесения решения о передаче имущества религиозного назначения заявителю, в связи с чем, требования Местной религиозной организации "Православный приход Храма Петра и Павла г. Астрахани Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ТУ Росимущества в Астраханской области не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 мая 2017 года по делу N А06-670/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-670/2017
Истец: Религиозная организация Местная "Православный Приход Храма Петра и Павла г.Астрахани" Астраханской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области