Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф04-4873/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
07 августа 2017 г. |
Дело N А46-5483/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего суди Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7937/2017) общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.05.2017 по делу N А46-5483/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) к обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (ИНН 7704218694, ОГРН 1027700272148) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" - Колтаков Сергей Викторович по доверенности N 4/1304/16/д от 15.12.2016 сроком действия на 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Жакупова Гульнар Яхиевна по доверенности б\н от 16.01.2017 сроком действия на 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - заявитель Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее - общество, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 21.03.2017 N 4/36-17.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.05.2017 по делу N А46-5483/2017 заявленные требования Управления Роспотребнадзора по Омской области удовлетворены, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно Общество является продавцом продукции: части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" (подл/зам), изготовитель открытое акционерное общество "Куриное Царство", которая не соответствует по микробиологическим показателям требованиям технических регламентов таможенного союза.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что протокол об административном нарушении от 21.03.2017 N 4/36-17, составленный в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", но основанный на неудовлетворительных результатах испытаний продукции, находящейся в реализации у ООО "Ирина", не является достаточным доказательством совершения ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению подателя жалобы, Управление Роспотребнадзора по Омской области не доказало наличие вины ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" во вменяемом правонарушении, учитывая, что административным органом не производился отбор проб куриной продукции, поступившей от поставщика ОАО "Куриное царство", непосредственно в торговой точке ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", расположенной по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, д. 5 (ТЦ "МЕТРО"), а также не были отобраны пробы куриной продукции из той же самой парии от 29.11.2016., что была реализована в ООО "Ирина" по счёту - фактуре/товарной накладной N 11 038047/304 от 07.02.2017.
Между тем, Обществом самостоятельно были приняты меры по направлению на исследование аналогичной куриной продукции, взятой из той же самой парии от 29.11.2016, что была реализована в ООО "Ирина", где протоколом испытаний N 824 от 07.03.2017, выданным Бюджетным учреждением Омской области "Омская областная ветеринарная лаборатория" подтверждается отсутствие сальмонеллы в куриной продукции и сделано заключение о соответствии образцов испытаний требованиям ТР ТС 021/2011 по определяемым показателям в объеме проведенных испытаний.
Выражая несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии со стороны ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" надлежащего контроля за соблюдением обязательных требований к продукции при ее реализации, Общество сослалось на представленные в материалы дела ветеринарные свидетельства, протоколы лабораторных испытаний и иные документы, подтверждающие надлежащее качество продукции, передаваемой поставщиком - ОАО "Куриное царство".
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая факт наличия образцов куриной продукции с неудовлетворительными результатами испытаний, обращает внимание на то, что эти неудовлетворительные образцы испытаний были взяты не в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", а в торговой точке ООО "Ирина".
Управлением Роспотребнадзора по Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области заявил ходатайство о приобщении к материалам дела протокола осмотра от 01.03.2017.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное Управлением Роспотребнадзора по Омской области ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, не нашел правовых оснований для его удовлетворения, поскольку представитель Управления в нарушение требований пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновал невозможность представления протокола осмотра от 01.03.2017 в суд первой инстанции. В связи с изложенным протокол осмотра от 01.03.2017 не принят судом апелляционной инстанции в качестве доказательства и возвращен представителю Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от 08.02.2017 N 209/вп в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирина" поведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка, законодательства в области технического регулирования. По итогам проверки составлен акт проверки от 06.03.2017 N 209/вп.
Согласно акту проверки от 06.03.2017 N 209/вп., 13.02.2017 в 14.00 при проведении внеплановой проверки деятельности магазина "Продукты" общества с ограниченной ответственностью "Ирина" по адресу: г.Омск, ул. Комбикормовый завод, д. 3, выявлено, что находящееся в холодильной витрине в свободной продаже с оформленным ценником части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" (подл/зам), изготовитель открытое акционерное общество "Куриное Царство" юридический адрес: 399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Радиотехническая, д. 5, фактический адрес: 398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, выработанный по ТУ 9211-251-23476484-11, сроки годности: 3 месяца при температуре хранения - 12°С, 6 месяцев при температуре хранения - 18°С, 8 месяцев при температуре хранения - 25 °С и относительно влажности (85 * 5)%, дата выработки 29.11.2010, не соответствуют требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") по микробиологическом) показателю: в 25 г продукта обнаружены S.infantis (сальмонеллы) при номеруемом показателе - патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы, не допускается в 25 г продукта, что подтверждается результатами лабораторных исследований, в частности протоколом испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017, экспертным заключением N 427 ГП/Л от 20.02.2017.
В соответствии с представленными счётом - фактурой/товарной накладной N 11 038047/304 от 07.02.2017 установлено, что данная продукция была получена обществом с ограниченной ответственностью "Ирина" от ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" (фактический адрес г. Омск, Черлакский тракт, д. 5).
01.03.2017 Управлением Роспотребнадзора по Омской области вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признаками правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.03.2017 специалист-эксперт отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области Коцаренко О.С. в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанного протокола и в соответствии со статьёй 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.05.2017 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Таким образом, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в предмет доказывания по делу об административном правонарушении и входят: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
При этом субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Так, в соответствие со статьёй 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно статье 11 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6 статьи 15 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие; пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно- эпидемиологическим требованиям; граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования; не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным (пункт 3 статьи 39 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при её соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на неё распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 7 (ТР ТС 021/2011), пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (пункт 2 статьи 7 (ТР ТС 021/2011)).
Пунктом 5 статьи 7 (ТР ТС 021/2011) установлено, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
На основании Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырьё, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека. Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. Руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе, наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приёме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей. Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 7.1, 8.1, 14.1, 14.2).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.03.2017 N 4136-17, событие вменяемого ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует выявленный Управлением Роспотребнадзора по Омской области факт реализации в магазине ООО "Ирина" по адресу: г.Омск, ул. Комбикормовый завод, д. 3, продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а именно: части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" (подл/зам), изготовитель открытое акционерное общество "Куриное Царство" юридический адрес: 399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Радиотехническая, д. 5, фактический адрес: 398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, выработанный по ТУ 9211-251-23476484-11, сроки годности: 3 месяца при температуре хранения - 12°С, 6 месяцев при температуре хранения - 18°С, 8 месяцев при температуре хранения - 25 °С и относительно влажности (85 * 5)%, дата выработки 29.11.2010, не соответствуют требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") по микробиологическом) показателю: в 25 г продукта обнаружены S.infantis (сальмонеллы) при номеруемом показателе - патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы, не допускается в 25 г продукта, что подтверждается результатами лабораторных исследований: протокол испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017, экспертное заключение N 427 ГП/Л от 20.02.2017.
При этом Управлением Роспотребнадзора по Омской области было установлено, что указанная продукция была приобретена ООО "Ирина" в соответствии с представленным счётом - фактурой/товарной накладной N 11 038047/304 от 07.02.2017 у ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, д. 5.
Суд первой инстанции, счел обстоятельства совершения ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" вменяемого правонарушения установленными и подтвержденными актом внеплановой выездной проверки от 06.03.2017 N 209/вп, протоколом испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017, экспертным заключением N 427 ГП/Л от 20.02.2017, поскольку именно ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" является продавцом продуктов питания, в рассматриваемом случае части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" (подл/зам), которые не соответствуют требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") по микробиологическом) показателю, следовательно должно нести ответственность за несоблюдение указанных выше требований. При этом суд отклонил все возражения Общества и представленные им документы без должной мотивации.
Указанные выводы суда первой инстанции, по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда, не соответствуют материалам дела и нарушают установленные в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По убеждению суда апелляционной инстанции, протокол об административном правонарушении от 21.03.2017 N 4136-17, протокол испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017, экспертное заключение N 427 ГП/Л от 20.02.2017, акт внеплановой выездной проверки от 06.03.2017 N 209/вп, не содержат достаточных сведений, позволяющих прийти к выводу о противоправности действий ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", охватываемых составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, акт проверки от 06.03.2017 N 209/вп был составлен по результатам внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Ирина", и по своему содержанию констатирует, что ООО "Ирина" принято на реализацию и находится на реализации в торговом зале части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" (подл/зам), изготовитель открытое акционерное общество "Куриное Царство" юридический адрес: 399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Радиотехническая, д. 5, фактический адрес: 398531, Липецкая область, Липецкий район, с. Ленино, выработанный по ТУ 9211-251-23476484-11, сроки годности: 3 месяца при температуре хранения - 12°С, 6 месяцев при температуре хранения - 18°С, 8 месяцев при температуре хранения - 25 °С и относительно влажности (85 * 5)%, дата выработки 29.11.2010, не соответствующие требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") по микробиологическом) показателю, что подтверждается результатами лабораторных исследований: протокол испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017, экспертное заключение N 427 ГП/Л от 20.02.2017.
Между тем, указанный акт проверки, протокол испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017 и экспертное заключение N 427 ГП/Л от 20.02.2017 не дают достаточных и бесспорных оснований для вывода о несоблюдении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"), учитывая, что административным органом установлен факт реализации ненадлежащей пищевой продукции ООО "Ирина" по адресу: г.Омск, ул. Комбикормовый завод, д. 3.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" реализовывало непосредственно в торговой точке ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", расположенной по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, д. 5 (ТЦ "МЕТРО"), некачественную продукцию, в материалах дела отсутствуют.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований от 20.02.2017 N 427 ГП/Л образцы проб - части тушек цыплят-бройлеров - Окорочок "Особый" торговой марки "Куриное царство" были отобраны в магазине "Продукты" ООО "Ирина" по адресу: г.Омск, ул. Комбикормовый завод, д. 3. Наиболее вероятной причиной несоответствия образцов продукции требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") по микробиологическому показателю могло послужить используемое ненкачественое сырье (наличие возбудителей патогенной микрофлоры в сырье - птице); несоблюдение санитарных норм на предприятии при выработке продукции, возможное присутствие больных, бактерионосителей на производстве ( т.1 л.д. 24).
Указанное заключение, как и протокол испытаний АИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 2585 от 20.02.2017 констатируют наличие патогенных микроорганизмов в исследованных образцах продукции, отобранных у ООО "Ирина" по адресу: г.Омск, ул. Комбикормовый завод, д. 3.
При этом образцы проб куриной продукции, поступившей от поставщика ОАО "Куриное царство", непосредственно в торговой точке ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", расположенной по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, д. 5 (ТЦ "МЕТРО") не отбирались и не исследовались, равно как и пробы куриной продукции из той же самой парии от 29.11.2016., что была реализована в ООО "Ирина" по счёту - фактуре/товарной накладной N 11 038047/304 от 07.02.2017.
Более того, как следует из материалов дела административным органом не проводилась какая - либо проверка деятельности ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" в торговой точке, расположенной по адресу: г. Омск, Черлакский тракт, д. 5 (ТЦ "МЕТРО") на предмет соблюдения санитарных правил, требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" по собственной инициативе направило для исследования образцы куриной продукции, взятой из той же партии от 29.11.2016, которая была реализована в ООО "Ирина". По результатам исследования Бюджетным учреждением Омской области "Омская областная ветеринарная лаборатория" выдан протоколом испытаний N 824 от 07.03.2017, которым подтверждается отсутствие сальмонеллы в куриной продукции и сделано заключение о соответствии образцов испытаний требованиям ТР ТС 021/2011 по определяемым показателям в объеме проведенных испытаний (т.1 л.д. 71).
Более того, в материалы дела ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" представлены доказательства принятия Обществом мер, направленных на недопущение реализации куриной продукции, несоответствующей требованиям законодательства, а именно: декларация соответствия куриной продукции требованиям технических регламентов ветеринарные свидетельства серии 248 N 0142529 от 29.11.2016, серии 248 N 0142529, серии 248 N 3407061, выданные ОГБУ "Грязинская СББЖ", протоколы лабораторных исследований (N 7044/02 от 05.12.2016, N 7045/02 от 05.12.2016, N 7046/02 от 05.12.2016, N 7047/02 от 05.12.2016, N 7048/02 от 05.12.2016, N 7049/02 от 05.12.2016, Х° 7148/02 от 07.12.2016), выданные Областным государственным бюджетным учреждением "Липецкая областная ветеринарная лаборатория", полученные от ОАО "Куриное царство" на подлежащую поставке продукции, согласно которым продукция была проверена на сальмонеллез и результатами исследований подтверждено его отсутствие в продукции ОАО "Куриное царство".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Роспотребнадзора по Омской области не доказало наличие в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" события административного правонгарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины в его совершении.
Учитывая изложенное и принимая во внимание требования статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о предмете доказывания по делам о привлечении к административной ответственности обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 16.05.2017 по делу N А46-5483/2017 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора по Омской области о привлечении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.05.2017 по делу N А46-5483/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) к обществу с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (ИНН 7704218694, ОГРН 1027700272148) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5483/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2017 г. N Ф04-4873/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Ответчик: ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"