Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 декабря 2017 г. N Ф09-6932/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
08 августа 2017 г. |
Дело N А60-9584/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии
от истца: Трефилов А.В., доверенность от 20.03.2017 N 108/17,
от ответчика: Галимова А.В., доверенность от 25.05.2017 N 11/9с
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2017,
принятое судьей Курганниковой И.В.,
по делу N А60-9584/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)
о взыскании задолженности за поставленные услуги холодного водоснабжения и водоотведения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - общество "Тюмень Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ответчик, казенное учреждение "ОСК ЦВО") о взыскании 10 308 347 руб. 85 коп. долга по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения, оказанных по государственному контракту от 29.08.2016 N 55/к/649 в период с мая по сентябрь 2016 года.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2017 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылаясь на положения статей 6, 72, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель апелляционной жалобы указывает, что казенное учреждение "ОСК ЦВО" является государственным заказчиком, поэтому оплата оказанных услуг холодного водоснабжения и водоотведения может производиться только в рамках заключенного сторонами государственного контракта на сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить в силе обжалуемое решение.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "Тюмень Водоканал" (исполнитель) и казенным учреждением "ОСК ЦВО" (заказчик) заключен государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 29.08.2016 N 55/к/649, по условиям которого (пункты 2.1, 2.2) исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 463 Отделению территориальному) эксплуатации и контроля за оказанием услуг ЦВО Министерства обороны Российской Федерации (получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта местами исполнения обязательств по контракту являются:
ФГКУ "Тюменское президентское кадетское училище" (г. Тюмень, ул. Л.Толстого, д. 1),
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (г. Тюмень, ул. Л.Толстого, 1),
Военная прокуратура по Тюменскому гарнизону (г. Тюмень, ул. Полевая, д. 1, корп. 2).
Согласно пункту 3.1 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2016.
Цена контракта установлена в пункте 4.1 и составляет 11 238 044 руб. 35 коп.
Пунктами 7.3.3, 7.3.4 контракта предусмотрено, что заказчик обязан обеспечить учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 8 настоящего контракта, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим контрактом; установить приборы учета холодной воды и прибора учета сточных вод на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем контракте, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 8.1 и 8.6 контракта для учета объемов поданной получателю услуг холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В случае отсутствия у получателя приборов учета холодной воды и сточных вод заказчик обязан в 30-дневный срок установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды и сточных вод.
Контракт действовал по 31.12.2016 (пункт 19.2 контракта).
Во исполнение указанного контракта исполнитель в период с мая по сентябрь 2016 года поставлял холодную воду и оказывал услуги водоотведения для Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, что казенным учреждением "ОСК ЦВО" не оспаривается.
Ссылаясь на факт оказания в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения для нужд указанного потребителя и на наличие долга по оплате стоимости данных услуг в общей сумме 10 308 347 руб. 85 коп., общество "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт оказания услуг на спорную сумму, правильность расчета размера задолженности, удовлетворил заявленное исковое требование, взыскав с казенного учреждения "ОСК ЦВО" денежные средства в общей сумме 10 308 347 руб. 85 коп.
Выводы суда первой инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 данного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон о водоснабжении и водоотведении), а также правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В пункте 2 статьи 20 закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 утверждены Правила N 776, являющиеся обязательными для сторон при заключении и исполнении договоров холодного водоснабжения и водоотведения, которые являются публичными договорами (пункт 18 Правил N 644) и подлежащие применению с 17.09.2013.
В силу пункта 14 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
При этом Правила N 776 в зависимости от обстоятельств, вызвавших отсутствие учета потребленной воды, предусматривают применение различных расчетных методов определения объема потребленной воды.
Так, согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, используется при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривается, что в спорный период приборы учета воды, допущенные к эксплуатации в установленном порядке, у получателя услуги - Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (г. Тюмень, ул. Л. Толстого, 1), отсутствовали.
В связи с этим арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае объемы поставленной холодной воды Тюменскому высшему военно-инженерному командному училищу имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова обоснованно определены истцом за спорный период по методу учета пропускной способности, установленному пунктом 16 Правил N 776.
Начисления по объекту водоснабжения и водоотведения - ФГКУ "Тюменское президентское кадетское училище" (г. Тюмень, ул. Л. Толстого, д. 1) произведено по гарантированным объемам, установленным в контракте до 22.08.2016. С 23.08.2016 введен в эксплуатацию прибор учета, в связи с чем с указанной даты объем водоснабжения определен исходя из показаний прибора учета.
Начисления по объекту водоснабжения и водоотведения - Военная прокуратура по Тюменскому гарнизону (г. Тюмень, ул. Полевая, д. 1, корп. 2) произведено по гарантированным объемам, установленным в договоре, однако в последующем скорректировано, поскольку актом осмотра, составленным по заявке абонента установлено, что данный объект подключен к сетям ФГК ВОУ ТВВИКУ (акт обследования от 30.11.2016 и письмо от 11.11.2016 N 20374).
При таких обстоятельствах ввиду отсутствия доказательств оплаты ответчиком стоимости оказанных в спорный период услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в связи с тем, что оплата оказанных услуг холодного водоснабжения и водоотведения производится только в рамках заключенного сторонами государственного контракта на сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
В силу пункта 1 указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 ограничение или прекращение топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Такое прекращение возможно только с письменного согласия соответствующего учреждения или предприятия.
Поскольку на спорные объекты истцом осуществлялась поставка воды, ограничение (прекращение) поставки данного ресурса лицу, указанному в пункте 1 названного указа, относится к действиям, нарушающим безопасность государства, а поставка соответствующего коммунального ресурса на данные объекты, является обязательной, в удовлетворении иска об оплате услуг водоснабжения и водоотведения в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд с превышением максимальной цены контракта не может быть отказано.
Предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Таким образом, решение арбитражного суда от 24.05.2017 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2017 года по делу N А60-9584/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9584/2017
Истец: ООО "ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9643/17
04.12.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6932/17
08.08.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9643/17
24.05.2017 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-9584/17