г. Хабаровск |
|
09 августа 2017 г. |
Дело N А37-209/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от ООО "ГЮНА": не явились;
от ГУ - УПФ РФ в городе Магадане Магаданской области: не явились ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЮНА"
на решение от 05.05.2017 по делу N А37-209/2017,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЮНА"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГЮНА" (ОГРН 1024900960116, ИНН 4909078354; далее - ООО "ГЮНА, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, учреждение) от 27.10.2016 N 059S1916000031 о привлечении страхователя к ответственности.
Решением суда от 05.05.2017 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить, считая незаконным.
В обоснование жалобы общество приводит довод об отсутствии вины в совершении нарушения по части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку оно руководствовалось разъяснениями ПФР, изложенными в письме от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581. Кроме того, ссылается на процессуальные нарушения со стороны учреждения при принятии оспариваемого решения, выразившиеся в ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения акта проверки, подписании акта и решения неуполномоченным лицом, принятии решения в отсутствие законного представителя ООО "ГЮНА".
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
Пенсионный фонд в отзывы доводы заявителя отклонил, просил решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "ГЮНА" является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обязано представлять сведения о застрахованных лицах.
Учреждением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении общества, в ходе которой установлено, что форма СЗВ-М (исходная) за май 2016 года в отношении 1 застрахованного лица представлена 27.07.2016 при сроке представления - 10.06.2016, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В связи с выявлением нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в адрес страхователя направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов от 14.09.2016 N 5-2016-КМА/8 на подписание и получение акта камеральной проверки.
21.09.2016 составлен акт N 059S18160000414, в котором также страхователю предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, а также с выводами и предложениями проверяющего, представить в течение 15 дней письменные возражения и документы, их подтверждающие.
От заявителя поступили возражения от 17.10.2016 N 18, в которых указано, что общество не заключало ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение о привлечении ООО "ГЮНА" к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона срок сведений о застрахованных лицах по форме СВЗ-М в виде штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с данным решением, ООО "ГЮНА" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил отсутствие совокупности данных условий, в связи с чем, отказал в требовании заявителю.
Возражения апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона сведения представляются страхователем ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май 2016 года в отношении одного застрахованного лица представлены страхователем 27.07.2016 с нарушением установленного законом срока (до 10.06.2016).
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие вины в совершении вмененного нарушения, поскольку оно руководствовалось разъяснениями ПФР, изложенными в письме от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, и касающимися того, что отчетность по форме СЗВ-М не сдается, если страхователь не заключал ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что 17.10.2016 общество уведомило Пенсионный фонд, что общество не заключало ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры, а директор предприятия, он же и единственный учредитель, не связан с ООО "ГЮНА" никаким договором.
Арбитражный суд первой инстанции поддержал позицию Пенсионного фонда в спорной ситуации, с чем соглашается и апелляционный суд исходя из следующего.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь-работодатель ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на выплаты по которым согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При этом имеются случаи, когда физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, а также каких-либо выплат в пользу этих лиц организации не производят.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в соответствии с нормами Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона N 212-ФЗ относятся к работающим лицам.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Пенсионного фонда Российской Федерации в своих письмах от 06.05.2016 N 08-22/6356, от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856 разъяснил реализацию пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), тогда письмо, на которое ссылается апеллянт, касается общего вопроса представления отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Следовательно, в спорной ситуации у ООО "ГЮНА" имеется обязанность представления отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М в отношении руководителя, являющегося единственным учредителем общества.
Относительно процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения учреждения суд второй инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона N 212- ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка.
Судом установлено, что специалистом управления составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.09.2016 N 059S18160000414, которым обществу предлагалось в течение 15 дней свои возражения на акт. Этим же актом страхователь уведомлялся о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Специалист, подписавший акт, действовал на основании доверенности от 30.06.2016 N 02-09/Д-44-7, которой ему поручено извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки страхователей, в отношении которых проводилась проверка соблюдения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе подписывать документы, необходимые для исполнения данного поручения.
Таким образом, уведомление страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки совершено уполномоченным лицом, и общество надлежаще извещено о соответствующей дате, во исполнение чего представило свои возражения на акт.
Ссылка ООО "ГЮНА" на то, что решение о привлечение к ответственности от 27.10.2016 принято в отсутствие представителя общества, и подписано неуполномоченным лицом, также признается необоснованной.
Частью 3 статьи 39 установлено, что неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.
Исследовав оспариваемое решение N 059S19160000331 апелляционный суд установил, что оно подписано исполняющей обязанности заместителя начальника управления, действующей на основании приказа от 09.09.2016 N 123/к "О возложении исполнения обязанностей".
Таким образом, оснований, чтобы согласиться с заявителем жалобы в данной части, у второй инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 05.05.2017 по делу N А37-209/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-209/2017
Истец: ООО "Гюна"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, УПФР в г.Магадане Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2018 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4342/17
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4342/17
09.08.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3052/17
05.05.2017 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-209/17