г. Чита |
|
09 августа 2017 г. |
дело N А78-4151/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велесторг" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 мая 2017 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-4151/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Велесторг" (ОГРН 1147536005210, ИНН 7524018537) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании незаконным и отмене постановления от 02 марта 2017 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Сюхунбин Е.С.)
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Велесторг" - не явился, извещен,
от Читинской таможни - Мыхтонюк С.А., действующей по доверенности от 23.11.2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Велесторг" (далее - общество или ООО "Велесторг") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Читинской таможне (далее - таможня или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10612000-345/2017 от 2 марта 2017 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 мая 2017 года в удовлетворении заявления отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Общество, не согласившись с данным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права. По мнению общества оспариваемое постановление не основано на законе и материалах дела об административном правонарушении, в связи с чем нарушено право заявителя на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела.
Таможня в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу выражает своё не согласие с ней, считает, что суд первой инстанции правильно применил действующее законодательство, принял законное и обоснованное решение.
В судебном заседании представитель таможни выразила не согласие с доводами апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Велесторг" зарегистрировано в качестве юридического лица 17 июля 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147536005210.
9 февраля 2015 года между ООО "Велесторг" и Ичанской импортно-экспортной компанией с ОО "Сяосихун" заключен внешнеторговый контракт N ХХH-02 на поставку товаров.
8 марта 2015 года обществом в электронном виде подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10612050/080315/0001506 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:
- товара N 1 - "баклажаны свежие, плоды фиолетового цвета, длиной 150-300 мм., 1600 $ / 1 тонна. Ботанический сорт SOLANUM MELONGENA L., Код ОКП 973244, Китай. Товар упакован в картонные коробки-100, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Количество мест - 100, вес брутто 524,80 кг, вес нетто 450,32 кг, цена товара 720,51 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0709 30 000 0. Декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03492 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- товара N 2 - "салат листовой свежий, плоды светло-зеленого цвета, длиной 80- 120 мм., 550 $ / 1 тонна. Ботанический сорт VARLONGIFOLIA, Китай. Код ОКП 973270. Товар упакован в пенопластовые коробки - 50, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун"". Количество мест - 50, вес брутто 517,20 кг, вес нетто 487,20 кг, цена товара 267,96 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0709 99 100 0. Декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03587 от 19.02.2015 по 19.02.2016;
- товара N 3 - "капуста китайская (пекинская) свежая, плоды бело-зеленого цвета, вытянутой формы, длиной 16-18 см., 600 $ / 1 тонна. Ботанический сорт BRASSICA RAPA, Китай. Код ОКП 973218. Товар упакован в пенопластовые коробки - 50, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Ко- личество мест - 50, вес брутто 927,80 кг., вес нетто 907,80 кг., цена товара 544,68 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0704 90 900 0. Декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03489 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- товара N 4 - "томаты свежие, с 1 января по 31 марта, плоды красного цвета, диаметром 55-70 мм., 1 400 $ / 1 тонна. Ботанический сорт SOLANUM LYCOPERSICUM L., Китай. Код ОКП 973241. Товар упакован в пластиковые коробки - 1546, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Количе- ство мест - 1546, вес брутто 8 417,80 кг., вес нетто 7 285,64 кг., цена товара 10 199,90 3 А78-4151/2017 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0702 00 000 1. Декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- товара N 5 - "огурцы свежие, с 1 марта по 30 апреля, плоды зеленого цвета, длиной 150-300 мм., 1 400 $ / 1 тонна. Ботанический сорт CUCUMIS SATIVUS L., Код ОКП 973521. Китай. Товар упакован в пенопластовые коробки - 1444, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Количество мест - 1444, вес брутто 3 617,60 кг., вес нетто 3 280,20 кг., цена товара 4 592,28 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0707 00 050 2. Декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03484 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- товара N 6 - "кабачки свежие, плоды зеленого цвета, вытянутой формы, длиной 150-300 мм.,700 $ / 1 тонна. Ботанический сорт CUCURBITA РЕРО SSP, Код ОКП 973253. Китай. Товар упакован в пенопластовые коробки - 100, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Количество мест - 100, вес брутто 444,40 кг., вес нетто 424,80 кг., цена товара 297,36 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0709 93 100 0. Декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03493 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- товара N 7 - "перец сладкий свежий, с 1 ноября по 31 марта, плоды зеленого, красного, желтого цвета, диаметром 90-130 мм., 1 200 $ / 1 тонна. Код ОКП 973242. Китай. Ботанический сорт CAPSICUMANNUUM L., Товар упакован в картонные коробки - 910, урожай 2015 года. Изготовитель: Ичанская импортно-экспортная компания с ОО "Сяосихун". Количество мест - 910, вес брутто 4 057,80 кг., вес нетто 3 518,92 кг., цена товара 4 222,70 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 0709 60 100 2. Декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 по 10.02.2016.
Товар выпущен на территорию Российской Федерации 12 марта 2015 года.
Впоследствии отделом таможенного контроля после выпуска товаров проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Велесторг", в ходе которой на основании служебной записки от 25 января 2017 года N 08-23/0046 был запрошен акт таможенного досмотра по ДТ N 10612050/080315/0001506.
Согласно представленному акту таможенного досмотра N 10612130/110315/000236 к таможенному контролю представлена партия товара, состоящая из:
- товара N 1 "Баклажаны свежие. Плоды баклажанов фиолетового цвета, обернуты упаковочной бумагой серого цвета и уложены в картонные коробки бело-синего цвета в одной коробке 14-15 плодов баклажана. На коробке имеется изображение в виде плодов баклажана и надписи на русском языке "ЗДОРОВЫЙ ОВОШИ", "БАКЛАЖАН", так же имеются данные о весе брутто, нетто. Размер коробок 420х275х20см. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется";
- товара N 2 "Салат листовой свежий. Листья салата вытянутой веерообразной формы светло-зеленого цвета. Листья обернуты влажной бумагой коричневого цвета и уложены навалом в пенопластовую коробку белого цвета. В одной коробке 16-17 пучков салата. Коробка оклеена красной липкой лентой. Размер коробок 585х440х320см.";
- товара N 3 "Капуста китайская свежая. Кочаны бело-зеленого цвета, с листьями вытянутой веерообразной формы. Кочаны по 3 штуки уложены в полимерный прозрачный пакет (брикет), также на брикете имеются надписи на иностранном языке в виде иероглифов и букв: "GENGYE SHU CAI, Clean Vegetable". В одной коробке 30 брикетов. Брикеты уложены навалом в пенопластовые коробки белого цвета. Коробки оклеены липкой лентой светло-коричневого цвета, маркировка на коробках отсутствует";
- товара N 4 "Томаты свежие трех видов: 1.1. Томаты представляют собой плоды красного цвета, в одной коробке 40-45 плодов. Плоды обернуты в индивидуальную бумажную упаковку красного цвета, уложены на бумажный лист белого цвета, и помещены в два ряда в пластиковые ящики черного цвета, между рядами имеются картонные прокладки бело- коричневого цвета. Размер ящика 450х320х145 мм. На ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Общее количество коробок (мест) с данным товаром при поштучном пересчете составило 792 шт.;
1.2. Томаты (черри) представляют собой плоды красного цвета, уложены на бумажный лист белого цвета и помещены навалом в пластиковые ящики черного (цвета в одном ящике по 120-130 плодов, в верхней части и на дне коробки имеются картонные прокладки бело-коричневого цвета. Размер ящика 350х255х90мм. На ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Так же на части ящиков наклеена липкая лента зеленого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 448 шт.;
1.3. Томаты представляют собой плоды красного цвета на веточке, уложены на бумажный лист белого цвета и помещены навалом в пластиковые ящики черного цвета, в верхней части и на дне коробки имеются картонные прокладки бело-коричневого цвета, в одном ящике 50-55 плодов. На ящиках наклеена липкая лента "скотч" красного цвета. Так же на ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Размер ящика 390х200х160мм. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 296 шт.";
- товара N 5 "Огурцы свежие три вида:
1.1. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 22-25 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 199 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется;
1.2. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 22-25 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента красного цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 152 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется;
1.3. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 10-12 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента розового цвета с надписями в виде иероглифов и цифр, так же имеется изображение в виде плодов огурца зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 1088 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется";
- товара N 6 "Кабачки свежие. Кабачки свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 12 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента желтого цвета с надписями в виде иероглифов и цифр, также имеется изображение в виде плодов кабачка зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Также в коробке каждый плод уложен в полипропиленовую сеточку белого цвета. Сведений о производителе товара не имеется. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 98 шт.";
- товара N 7 "Перец свежий. Плоды перца красного, зеленого, желтого цвета. Перцы уложены в картонные коробки бело-зеленого цвета в два ряда, обернуты белой бумагой и помещены в прозрачный полиэтиленовый пакет. Между рядами и на дне коробки проложены картонные прокладки светло-коричневого цвета. На коробке имеются надписи на русском языке "СЛАДКИЙ ПЕРЕЦ", "наименование: сладкий перец БРУТТО: 5 кг, НЕТТО: 4 кг, Место производства: Щанъдун КНР, условия хранения и иероглифы". Имеется изображение двух плодов перца красного и желтого цвета".
По результатам проведения камеральной таможенной проверки административным органом установлено, что сведения об изготовителе товаров N 4 "томаты свежие", N 7 "перец свежий" не соответствуют сведениям, заявленным об изготовителе товара в декларациях о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015 (томаты) и ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 (перец). В отношении товаров N 1 "баклажаны свежие", N 2 "салат листовой свежий", N 3 "капуста китайская (пекинская) свежая", N 5 "огурцы свежие" и N 6 "кабачки свежие" сведения об изготовителе товаров отсутствуют.
В связи с чем административный орган пришёл к выводам о том, что представленные при декларировании по ДТ N 10612050/080315/0001506 на товар N 1 "баклажаны свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03492 от 10.02.2015, товар N 2 "салат листовой свежий" декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03587 от 19.02.2015, товар N 3 "капуста китайская (пекинская) свежая" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03489 от 10.02.2015, товар N 4 "томаты свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015, товар N 5 "огурцы свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03484 от 10.02.2015, товар N 6 "кабачки свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03493 от 10.02.2015 и товар N 7 "перец сладкий свежий" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 содержат недостоверные сведения об изготовителе (его наименовании), не относятся к ввезенным товарам и являются недействительными документами.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 20 февраля 2017 года должностным лицом таможни составлен соответствующий протокол N 10612000- 345/2017.
Постановлением таможни от 2 марта 2017 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10612000-345/2017 ООО "Велесторг" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ согласно статье 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4).
В соответствии с пунктом 3.2 Перечня должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС Российской Федерации от 02.12.2014 N 2344, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 КоАП вправе составлять главный государственный таможенный инспектор.
Таможенный орган в силу части 1 статьи 23.8 КоАП РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 16.2 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ).
Следовательно, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами таможни в соответствии с представленной КоАП РФ компетенцией.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Недействительные документы в понимании пункта 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ - это поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Перемещение товаров через таможенную границу согласно пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК Таможенного союза) осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запреты и ограничения в понимании подпункта 8 пункта 1 статьи 4 ТК Таможенного союза - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Подача таможенной декларации на основании пункта 1 статьи 183 ТК Таможенного союза должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом, и (или) иными международными: договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения: товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом в) пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из пункта 3 Положения N 294 следует, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;
б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;
в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;
г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.
Декларация о соответствии в силу статьи 2 и пункта 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Ввезенная ООО "Велесторг" по ДТ N 10612050/080315/0001506 продукция (баклажаны свежие, салат листовой свежий, капуста китайская (пекинская) свежая, томаты свежие, огурцы свежие, кабачки свежие и перец сладкий свежий) подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), и Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
В соответствии со статьей 23 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза подлежит декларированию соответствия.
Согласно части 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза
Маркировка пищевой продукции на основании статьи 39 ТР ТС 021/2011 должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктами 1 и 7 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 021/2011 маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать, в том числе, сведения о наименовании пищевой продукции, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
Пунктами 1 и 2 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции указываются в маркировке пищевой продукции независимо от производства пищевой продукции на территории государств - членов Таможенного союза или поставляемой из третьих стран. Место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
В информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), следует использовать официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя. При несовпадении с адресом изготовителя также указывают адрес(а) производств(а) и лица, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей (приобретателей) на ее территории (при наличии).
Таким образом, представляемая в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларация о соответствии должна идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром.
Идентификация продукции в силу статьи 2 Закона N 184-ФЗ представляет собой установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам.
Пунктом 2 статьи 188 ТК Таможенного союза на декларанта возложена обязанность при таможенном декларировании товаров представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В соответствии со статьей 189 ТК Таможенного союза именно декларант несёт ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 данного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Как указывалось ранее, что 8 марта 2015 года обществом по ДТ N 10612050/080315/0001506 для внутреннего потребления задекларированы товары:
- N 1 "баклажаны свежие", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03492 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- N 2 "салат листовой свежий", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03587 от 19.02.2015 по 19.02.2016;
- N 3 "капуста китайская (пекинская) свежая", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03489 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- N 4 "томаты свежие", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- N 5 "огурцы свежие", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03484 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- N 6 "кабачки свежие", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03493 от 10.02.2015 по 10.02.2016;
- N 7 "перец сладкий свежий", представлена декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 по 10.02.2016.
Согласно ДТ N 10612050/080315/0001506 и названным декларациям о соответствии изготовителем ввезенного товара является Ичанская импортно-экспортная компания с ограниченной ответственностью "Сяосихун", место нахождения и фактический адрес: провинция Хубэй, г. Ичан, р-н Илин, п. Лунцюань, ул. Ханьи, 239, Китай.
Однако из представленного в рамках камеральной таможенной проверки акта таможенного досмотра N 10612130/110315/000236 следует, что к таможенному контролю была представлена партия товара, состоящая из:
- товара N 1 "Баклажаны свежие. Плоды баклажанов фиолетового цвета, обернуты упаковочной бумагой серого цвета и уложены в картонные коробки бело-синего цвета в одной коробке 14-15 плодов баклажана. На коробке имеется изображение в виде плодов баклажана и надписи на русском языке "ЗДОРОВЫЙ ОВОШИ", "БАКЛАЖАН", так же имеются данные о весе брутто, нетто. Размер коробок 420х275х20см. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется";
- товара N 2 "Салат листовой свежий. Листья салата вытянутой веерообразной формы светло-зеленого цвета. Листья обернуты влажной бумагой коричневого цвета и уложены навалом в пенопластовую коробку белого цвета. В одной коробке 16-17 пучков салата. Коробка оклеена красной липкой лентой. Размер коробок 585х440х320см.";
- товара N 3 "Капуста китайская свежая. Кочаны бело-зеленого цвета, с листьями вытянутой веерообразной формы. Кочаны по 3 штуки уложены в полимерный прозрачный пакет (брикет), также на брикете имеются надписи на иностранном языке в виде иероглифов и букв: "GENGYE SHU CAI, Clean Vegetable". В одной коробке 30 брикетов. Брикеты уложены навалом в пенопластовые коробки белого цвета. Коробки оклеены липкой лентой светло-коричневого цвета, маркировка на коробках отсутствует";
- товара N 4 "Томаты свежие трех видов:
1.1. Томаты представляют собой плоды красного цвета, в одной коробке 40-45 плодов. Плоды обернуты в индивидуальную бумажную упаковку красного цвета, уложены на бумажный лист белого цвета, и помещены в два ряда в пластиковые ящики черного цвета, между рядами имеются картонные прокладки бело-коричневого цвета. Размер ящика 450х320х145 мм. На ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Общее количество коробок (мест) с данным товаром при поштучном пересчете составило 792 шт.;
1.2. Томаты (черри) представляют собой плоды красного цвета, уложены на бумажный лист белого цвета и помещены навалом в пластиковые ящики черного (цвета в одном ящике по 120-130 плодов, в верхней части и на дне коробки имеются картонные прокладки бело-коричневого цвета. Размер ящика 350х255х90мм. На ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Так же на части ящиков наклеена липкая лента зеленого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 448 шт.;
1.3. Томаты представляют собой плоды красного цвета на веточке, уложены на бумажный лист белого цвета и помещены навалом в пластиковые ящики черного цвета, в верхней части и на дне коробки имеются картонные прокладки бело-коричневого цвета, в одном ящике 50-55 плодов. На ящиках наклеена липкая лента "скотч" красного цвета. Так же на ящиках наклеены бумажные этикетки зеленого цвета с изображением трех плодов томата красного цвета, с указанием наименования, веса брутто, нетто, место производства КНР Шанъдун, условия хранения. Размер ящика 390х200х160мм. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 296 шт.";
- товара N 5 "Огурцы свежие три вида:
1.1. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 22-25 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 199 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется;
1.2. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 22-25 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента красного цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 152 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется;
1.3. Огурцы свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 10-12 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента розового цвета с надписями в виде иероглифов и цифр, так же имеется изображение в виде плодов огурца зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 1088 шт. Товарный знак на товаре и упаковке отсутствует. Сведений о производителе товара не имеется";
- товара N 6 "Кабачки свежие. Кабачки свежие - плоды продолговатой формы зеленого цвета в одной коробке 12 плодов. Плоды уложены в 2 ряда в пенопластовые коробки, белого цвета, на коробках наклеена липкая лента желтого цвета с надписями в виде иероглифов и цифр, также имеется изображение в виде плодов кабачка зеленого цвета. Между рядами, а также между плодами и коробкой проложена упаковочная бумага светло-коричневого цвета. Также в коробке каждый плод уложен в полипропиленовую сеточку белого цвета. Сведений о производителе товара не имеется. Общее количество коробок (мест) с данным товаром, при поштучном пересчете составило 98 шт.";
- товара N 7 "Перец свежий. Плоды перца красного, зеленого, желтого цвета. Перцы уложены в картонные коробки бело-зеленого цвета в два ряда, обернуты белой бумагой и помещены в прозрачный полиэтиленовый пакет. Между рядами и на дне коробки проложены картонные прокладки светло-коричневого цвета. На коробке имеются надписи на русском языке "СЛАДКИЙ ПЕРЕЦ", "наименование: сладкий перец БРУТТО: 5 кг, НЕТТО: 4 кг, Место производства: Щанъдун КНР, условия хранения и иероглифы". Имеется изображение двух плодов перца красного и желтого цвета".
То есть, сведения об изготовителе товаров N 4 "томаты свежие" и N 7 "перец свежий" (указано место производства: КНР Шанъдун) не соответствуют сведениям, заявленным об изготовителе товара в декларациях о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015 (томаты) и ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 (перец).
В отношении товаров N 1 "баклажаны свежие", N 2 "салат листовой свежий", N 3 "капуста китайская (пекинская) свежая", N 5 "огурцы свежие" и N 6 "кабачки свежие" сведения об изготовителе товаров вообще отсутствуют.
В письме Органа по сертификации продукции и услуг ООО "Регион-Стандарт" N 02/ОС-03 от 15 февраля 2017 года указано, что декларации о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03492 от 10.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03587 от 19.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03484 от 10.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03493 от 10.02.2015; ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03489 от 10.02.2015 распространяются на изготовителя, указанного в декларации. Действие декларации о соответствии распространяется только на маркированную продукцию, то есть на пищевую продукцию, которую можно идентифицировать.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции считает, что административный орган пришёл к правильным и обоснованным выводам о том, что представленные при декларировании по ДТ N 10612050/080315/0001506:
- на товар N 1 "баклажаны свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03492 от 10.02.2015,
- на товар N 2 "салат листовой свежий" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03587 от 19.02.2015,
- на товар N 3 "капуста китайская (пекинская) свежая" декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03489 от 10.02.2015,
- на товар N 4 "томаты свежие" декларация о соответст- 11 А78-4151/2017 вии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03483 от 10.02.2015,
- на товар N 5 "огурцы свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03484 от 10.02.2015,
- на товар N 6 "кабачки свежие" декларация о соответствии ТС N RU Д-СN.ПД39.В.03493 от 10.02.2015,
- на товар N 7 "перец сладкий свежий" декларация о соответствии ТС N RU Д- СN.ПД39.В.03485 от 10.02.2015 содержат недостоверные сведения об изготовителе, не относятся к ввезенным товарам и являются недействительными документами, поскольку фактически информация о товарах, указанная в ДТ N 10612050/080315/0001506, декларациях о соответствии, инвойсах, спецификации, контракте (информация об изготовителе) не сопоставима с информацией о товарах, предъявленных к таможенному оформлению, действительность разрешительных документов по отношению к таким товарам декларантом не доказана.
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Доказательства по делу об административном правонарушении в понимании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела, в том числе:
- ДТ N 10612050/080315/0001506,
- актом таможенного досмотра N 10612130/110315/000236,
- письмом Органа по сертификации продукции и услуг ООО "Регион-Стандарт" N 02/ОС-03 от 15 февраля 2017 года,
- протоколом об административном правонарушении N 10612000-345/2017 от 20 февраля 2017 года, подтверждается, что общество не приняло всех зависящих от него мер к тому, чтобы при декларировании ввозимого товара избежать представления недействительной декларации о соответствии, которая могла послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
С учётом изложенного арбитражный суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии события вмененного ООО "Велесторг" административного правонарушения и правильной его квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения нарушенных таможенных правил и норм обществом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении общества, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Мера наказания (административный штраф) таможенным органом назначена в минимальном размере санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ - 50 000 рублей.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.
Доводы заявителя проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность оспариваемого постановления.
Следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 мая 2017 года по делу N А78-4151/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4151/2017
Истец: ООО "Велесторг"
Ответчик: Читинская таможня