Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2017 г. N Ф06-26714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 августа 2017 г. |
Дело N А49-1676/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пензенской области - Пономарева Р.Я. (доверенность от 01.02.2017),
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Пономарева Р.Я. (доверенность от 01.03.2017),
представитель индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Рогова Андрея Николаевича - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Рогова Андрея Николаевича
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июня 2017 года по делу N А49-1676/2016 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Рогова Андрея Николаевича (ОГРН 314580223200014, ИНН 583200036491), Пензенская область, р.п.Тамала,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пензенской области (ОГРН 1045800599954), Пензенская область, г.Каменка,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ОГРН 1045800303933), г.Пенза,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рогов Андрей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Рогов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пензенской области (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Пензенской области), к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление ФНС России по Пензенской области) о признании недействительными соответственно решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.10.2015 N 11617 и решения от 25.12.2015 N 06-10/200 (т.1 л.д.10-15).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01.06.2017 по делу N А49-1676/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.7 л.д.13-26).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что органы местного самоуправления на запросы налоговой инспекции ответили что не располагают сведениями что заявитель выращивал подсолнечник на принадлежащих (либо арендованных) землях, а опросы инспекцией местных сельхозпроизводителей доказывают, что ИП Рогов А.Н. подсолнечник у них не закупал о фактах выращивания заявителем подсолнечника им неизвестно. Также необоснован вывод суда, что ООО "Алтима" не могло располагать возможностью на поставку такого количества подсолнечника так как по данным предоставленным налоговой инспекцией не располагает персоналом и материально технической возможностью, но не сделан правомерный вывод о том, что директор ООО "Алтима" никогда не опрашивался по данному факту (а именно наличию складов, рабочих и иного персонала никакие документы по данному факту у него не запрашивались), отсюда вывод суда о том, что данные о регистрации юридического лица размещенные на официальном сайте налоговой инспекции носят формальный характер и не являются основанием проявления осмотрительности при выборе контрагента и одновременный вывод о том, что налоговая инспекция представила реальные данные о состоянии материально технической базы и количестве персонала выглядят необоснованно. Документы подписаны неустановленными лицами, не является достаточным основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения. Директор ООО "Алтима" при опросе пояснил, что сделка по поставке подсолнечника с ИП Роговым А.Н. заключалась, товар был поставлен, оплата произведена, отсюда вывод суда о том, что накладные, счета фактуры и иные документы подписанные не директором ООО "Алтима" не имеют существенного значения как и ошибки допущенные при их заполнении, так как факт совершения хозяйственной операции подтвержден самими сторонами, более того, ООО "Алтима" на официальный запрос налоговой были предоставлены документы (счета фактур, договора) идентичные предоставленным в налоговую инспекцию ИП Роговым А.Н. Судом проигнорирован факт, наличия реального наличия товара и использования его в хозяйственных операциях и факт того, что налоговая инспекция не оспаривает, что ИП Рогов А.Н. располагал указанным подсолнечником и использовал в хозяйственных операциях, но не может представить прямых, а не косвенных доказательств покупки его у иных лиц либо выращиванию на землях принадлежащих ИП Рогову А.Н. и что подобные сомнения должны трактоваться в пользу заявителя.
Судом не учтено то, что ООО "Алтима" отвечало на корреспонденцию направляемую налоговой инспекцией по юридическому адресу, поэтому выводы суда о том что указанная организация не находится по юридическому адресу не верен,
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом, такие доказательства налоговым органом представлены не были (т.7 л.д.35-36).
Налоговая инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя предпринимателя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство предпринимателя об отложении судебного разбирательства назначенного на 07.08.2017 на 12 час. 40 мин., в связи с тем, что в настоящий момент он якобы получил серьезную травму и не в состоянии в ближайшее время реализовать свои права в судебном разбирательстве, а участвовать в судебном заседании желает лично.
В силу пункта 5 статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующего в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Предприниматель имел возможность направить в суд своего представителя, поскольку Глава 6 АПК РФ не запрещает сторонам арбитражного процесса иметь представителя для ведения своих дел в суде. Ходатайство предпринимателя не содержит сведений о намерении представить какие-либо дополнения к апелляционной жалобе либо дополнительные документы в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает предпринимателю в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Управления отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей инспекции и Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.01.2015 ИП Рогов А.Н. представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014 года.
Налоговой инспекцией в период с 22.01.2015 по 21.04.2015 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС предпринимателя Рогова А.Н. за 4 квартал 2014 года.
По результатам проверки составлен акт от 07.05.2015 N 11185 (т.1 л.д.120-128).
Рассмотрев материалы проверки и письменные возражения налогоплательщика, налоговой инспекцией вынесено решение от 23.10.2015 N 11617 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ИП Рогову А.Н. доначислен НДС в сумме 611935 руб., начислены пени в сумме 37039 руб. 89 коп. и штраф за неуплату налога в сумме 121904 руб. 91 коп. (т.1 л.д.18-30).
Обжалуемым решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Пензенской области от 23.10.2015 N 11617 установлено, что в нарушение пунктов 5, 6 статьи 169, пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ИП Рогов А.Н. неправомерно отнес к налоговым вычетам по налогу на добавленную стоимость НДС в сумме 611935 руб. в связи с недостоверностью сведений относительно поставщика подсолнечника и продавца транспортных средств.
Предприниматель не согласился с решением инспекции и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Пензенской области.
Решением Управления ФНС России по Пензенской области от 25.12.2016 N 06-10/200 апелляционная жалоба ИП Рогова А.Н. на решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Пензенской области от 23.10.2015 N 11617 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.36-41).
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
В обоснование своих доводов предприниматель указывает, что им были выполнены все необходимые условия для подтверждения правильности применения налогового вычета по НДС, возникшего в результате осуществления хозяйственной операции у контрагентов товара.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.
Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде).
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Причем вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.02.2005. N 93-О, в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
По смыслу данной нормы, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.
Конституционный Суд в указанном Определении также сделал однозначный вывод, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Следовательно, при решении вопроса о возможности принятия налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщиком в случае перечисления суммы оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), необходимо исходить из реальности расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения, то есть надлежащим образом оформленных счетов-фактур, платежных документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты за товар, и договора, предусматривающего перечисление указанных сумм, а также реальности самого товара.
Первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в применении вычетов, если заявленная налогоплательщиком сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
По правилам пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 данного федерального закона, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, перечисленные требования указанного Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
Материалами дела установлено, что для подтверждения расходов по приобретению подсолнечника и транспортных средств ИП Роговым А.Н. представлены счета-фактуры ООО "АлТиМа" на сумму 11599980 руб. (НДС - 1165483 руб. 54 коп.).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Под налоговой выгодой в целях настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получение налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В этом же Постановлении N 53 указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Актом налоговой проверки и обжалуемым решением установлены следующие обстоятельства:
Согласно представленной в налоговую инспекцию 22.01.2015 декларации по НДС за 4 квартал 2014 г. ИП Рогов А.Н. отнес к налоговым вычетам суммы налога, предъявленного ему поставщиками (продавцами) продукции (товаров), в сумме 1460669 руб., итого исчислен налог к возмещению из бюджета в сумме 553549 руб. (т.1 л.д. 114-116).
В соответствии с договорами поставки от 10.10.2014, 25.11.2014, 26.11.2014, 27.11.2014 ООО "АлТиМа" (продавец) обязалось поставить предпринимателю Рогову А.Н. подсолнечник на общую сумму 9799980 руб. (НДС по ставке 10% - 890907 руб. 27 коп.), а покупатель - принять и оплатить поставленную продукцию (т.2 л.д. 141-148).
В подтверждение факта передачи товара от продавца ООО "АлТиМа" к покупателю ИП Рогову А.Н. последний представил следующие документы:
товарную накладную от 10.10.2014 N 135 и счет-фактуру от 10.10.2014 N 135 на сумму 2440000 руб. (НДС - 221818 руб. 18 коп.); товарную накладную от 27.11.2014 N 156 и счет-фактуру от 27.11.2014 N 156 на сумму 1749980 руб. (НДС - 159089 руб. 09 коп.);
товарную накладную от 26.11.2014 N 155 и счет-фактуру от 26.11.2014 N 155 на сумму 2210000 руб. (НДС - 200909 руб. 09 коп.); товарную накладную от 25.11.2014 N 153 и счет-фактуру от 25.11.2014 N 153 на сумму 3400000 руб. (НДС - 309090 руб. 91 коп.) (т.2 л.д. 122-132).
В подтверждение факта оплаты заявитель представил квитанции к приходным кассовым ордерам ООО "АлТиМа": от 10.10.2014 N 333 на сумму 2440000 руб.; от 27.11.2014 N 360 на сумму 1749980 руб.; от 26.11.2014 N 357 на сумму 2210000 руб.; от 25.11.2014 N 353 на сумму 3400000 руб.
В качестве доказательств доставки подсолнечника заявитель представил товарно-транспортные накладные ООО "АлТиМа" (т.3 л.д. 1-35).
В соответствии с договором от 11.09.20014 ООО "АлТиМа" (продавец) обязалось продать ИП Рогову А.Н. транспортные средства на общую сумму 1800000 руб. (НДС - 247576 руб. 27 коп.).
В подтверждение факта передачи транспортных средств от продавца ООО "АлТиМа" к покупателю ИП Рогову А.Н. последний представил следующие документы: товарную накладную и счет-фактуру от 07.10.2014 N 125 на сумму 300000 руб. (НДС -45762 руб. 71 коп.) на приобретение прицепа грузового 1-ПН-1,5; товарную накладную и счет-фактуру от 07.10.2014 N 121 на сумму 500000 руб. (НДС - 76271 руб. 19 коп.) на приобретение автомобиля "УАЗ"; товарную накладную и счет-фактуру N 130 (дата не указана) на сумму 1000000 руб. (НДС - 152542 руб. 37 коп.) на приобретение автомобиля "КАМАЗ 5320" (т.2 л.д. 113-121).
В подтверждение факта оплаты заявитель представил квитанции к приходным кассовым ордерам ООО "АлТиМа": от 07.10.2014 N 325 на сумму 300000 руб.; 07.10.2014 N 323 на сумму 500000 руб.; N 330 (дата не указана) на сумму 1000000 руб.
Материалами дела установлено, что 25.11.2013 ООО "АлТиМа" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Саратова по адресу: г.Саратов, 3-й Московский проезд, 7. Основной вид деятельности ООО "АлТиМа" - оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. (т.4 л.д.147, т.6 л.д. 49).
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Саратова по запросу налогового органа представила акт осмотра территорий и помещений от 01.04.2015, из которого следует, что ООО "АлТиМа" по месту регистрации не обнаружено (т.4 л.д. 115-116).
Учредителем и руководителем ООО "АлТиМа" является Алкуватов Тимур Мадальевич.
В декларации по НДС ООО "АлТиМа" за 4 квартал 2014 г. при налоговой базе от реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18% в сумме 52014858 руб. исчислен НДС в сумме 93626754 руб., а по ставке 10% налоговая база - 0 руб. и налог - 0 руб. Итого по данной декларации заявлен к уплате в бюджет НДС в сумме 8226 руб. (т.5 л.д. 1-6).
По запросу налогового органа банк представил выписки операций по расчетным счетам ООО "АлТиМа", согласно которым расходы, связанные с обычной хозяйственной деятельностью любого хозяйствующего субъекта (коммунальные услуги, аренда помещений и складских помещений, оплата труда, услуги связи, охрана) обществом не производились. Перечисления с расчетных счетов ООО "АлТиМа" осуществлялись на приобретение разнообразных товаров, а именно: фильтров для воды, овощей, фруктов, отрубей, пшеницы, ячменных отходов, зерноотходов, одноразовой посуды, сантехники, хозяйственных товаров, ГСМ, стройматериалов, автозапчастей, муки, продуктов питания, солода, этикеток, соков, табачных изделий, рыбы. Кроме того, производились платежи на счета физических лиц. Платежи на покупку подсолнечника по счетам ООО "АлТиМа" в 2014 г. не осуществлялись (т.5 л.д.38-88).
Заключением эксперта автономной некоммерческой организации "Пензенский независимый центр судебных экспертиз и исследований" Малыгина В.В. от 20.07.2015 установлено, что подписи от имени руководителя ООО "АлТиМа" Алкуватова Т.М. в вышеуказанных договорах, счетах-фактурах, товарных накладных, квитанциях к приходным кассовым ордерам выполнены не им, а другими лицами с подражанием их подписей (т.4 л.д. 107-113).
Допрошенный налоговым органом руководитель ООО "АлТиМа" Алкуватов Т.М. пояснил, что договоры поставки подсолнечника заключались в г.Саратове по инициативе Рогова А.Н. Поставка осуществлялась транспортом поставщика на автомашинах КАМАЗ.
Однако, водители и лица, сопровождавшие груз и выполнявшие погрузку и разгрузку, нанимались предпринимателем Роговым А.Н. Поставка продукции осуществлялась собственной и арендованной техникой, пунктом разгрузки был следующий адрес: Пензенская область, р.п.Тамала, ул.Пролетарская, 11. Документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, квитанции к приходно-кассовым ордерам) передавались в г.Саратове. Денежные средства за товар получены им в г.Саратове. ООО "АлТиМа" не является производителем подсолнечника. Алкуватов Т.М. также утверждает, что финансово-хозяйственные документы подписывал лично, доверенности на право подписи таких документов не выдавались (т.4 л.д. 78-82).
Допрошенный в рамках проведенной налоговой проверки предприниматель Рогов А.Н. пояснил, что договоры поставки подсолнечника с ООО "АлТиМа" заключались им в р.п.Тамала в его офисе по ул.Советская, 87. Доставка продукции производилась транспортом ООО "АлТиМа" и водителями поставщика. Машины имели саратовские номера. Товар из г.Саратова доставлялся на склад предпринимателя в р.п.Тамала по ул.Заводская, 1В. Документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, товарные накладные и квитанции к приходным кассовым ордерам) передавались на складе по факту доставки подсолнечника. Деньги передавались в г.Саратове, а также в р.п.Тамала людям, привозившим указанные документы. Товар приобретался предпринимателем Роговым А.Н. с целью дальнейшей реализации подсолнечника в адрес ООО "АГСЕН Проперти".
Предпринимателем Роговым А.Н. был заключен трудовой договор с водителем Лейманом В.В., иные трудовые договора не заключались (т.4 л.д. 57-72).
Таким образом, приведенные показания ИП Рогова А.Н. и Алкуватова Т.М. содержат явные противоречия относительно обстоятельств заключения и исполнения спорных договоров. При этом они противоречат не только друг другу, но и иным перечисленным выше доказательствам, свидетельствующим об отсутствии у поставщика собственного транспорта, арендных платежей и платежей за подсолнечник и транспортные средства, а также о подписании документов от имени Алкуватова Т.М. другими неустановленными лицами.
Налоговым органом в ходе проверки подробно исследовался вопрос о доставке подсолнечника от ООО "АлТиМа" в адрес ИП Рогова А.Н.
В подтверждение факта доставки подсолнечника ИП Рогов А.Н. представил товарно-транспортные накладные ООО "АлТиМа" (т. 3 л.д. 1-35).
Согласно представленным ТТН доставка подсолнечника осуществлялась автомашиной ООО "АлТиМа" КАМАЗ (гос.номер У841 ЕА64) с прицепом (гос.знак N 8785 АК 64).
Как сообщило УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области, государственный номерной знак У 841 ЕА 64 имел легковой седан ВАЗ-2101, владельцем которого являлся Иванов Д.В., автомобиль снят с учета 17.02.2004. Собственником прицепа с государственным номером 8785 АК 64 являлась Корнилова Н.М., прицеп снят с регистрационного учета 16.01.2007 (т.5 л.д.21-23).
Следовательно, представленные ИП Роговым А.Н. товарно-транспортные накладные содержат недостоверные сведения и не могут служить доказательством доставки подсолнечника.
Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 06.06.2016 по делу N А49-1675/2016, рассмотренного с участием тех же лиц, и в силу части 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию.
В части исследования вопроса о приобретении ИП Роговым А.Н. у ООО "АлТиМа" транспортных средств налоговый орган направил запрос в МРЭО ГИБДД ОВД по Каменскому району, которое сообщило следующую информацию.
Автомобиль УАЗ-315195 (рег.знак Н 058КУ 58) зарегистрирован на имя Рогова А.Н. 08.10.2014 на основании договора купли-продажи от 11.09.2014, заключенного с ООО "АлТиМа", присвоен рег.знак О 970 ВТ73, 27.12.2014. По заявлению Рогова А.Н. произведена замена рег.знака на Н 058 КУ 58.
Автомобиль КАМАЗ-5320 (рег.знак О 798 СХ 58) зарегистрирован на имя Рогова А.Н. 15.10.2014 на основании договора купли-продажи от 11.09.2014, заключенного с ООО "АлТиМа". В период с 13.02.1991 по 23.11.2006 данное транспортное средство было зарегистрировано на СПК "Степь", с 29.11.2006 по 29.12.2011 - на ООО "Степь", с 14.08.2012 по 02.04.2013 - на Рогова Р.В.
Прицеп 1-ПН-1,5 (рег.знак АМ 005958) зарегистрирован на имя Рогова А.Н. 08.10.2014 на основании договора купли-продажи от 11.09.2014, заключенного с ООО "АлТиМа", при регистрации выдан дубликат ПТС 58 НА 654487 взамен утилизированного ПТС 08 НВ 907932 от 11.11.2011 (т. 5 л.д. 27).
Согласно копии ПТС на автомашину УАЗ-315195, 2010 г. выпуска, первым и предыдущим (до Рогова А.Н.) собственником являлся Девяткин Г.П., проживающий в г.Ульяновске. Отметка о регистрации данного транспортного средства на ООО "АлТиМа" в ПТС отсутствует (т.5 л.д. 34-35).
Допрошенный УМВД России по г.Ульяновску Девяткин Г.П. сообщил, что продал данный автомобиль Рогову А.Н. за 40000 руб., а также представил копию договора купли-продажи (т.4 л.д. 50-54).
Согласно представленной МРЭО ГИБДД ОВД по Каменскому району копии ПТС на автомашину КАМАЗ-5320, 2010 г. выпуска, предыдущим (до Рогова А.Н.) собственником автомашины являлся Рогов Р.В. - двоюродный брат Рогова А.Н. Отметка о регистрации данного транспортного средства на ООО "АлТиМа" в ПТС отсутствует (т.5 л.д. 32-33).
Допрошенный налоговым органом Рогов Р.В. пояснил, что приобрел данный автомобиль в начале 2012 г. в п.Степь Тамалинского района, у кого именно он не помнит, и реализовал его ООО "АлТиМа", однако не может указать конкретное лицо, с кем велись переговоры по поводу продажи, кто платил денежные средства и кому передавался автомобиль (т.3 л.д.113-116).
Согласно представленной МРЭО ГИБДД ОВД по Каменскому району копии ПТС на прицеп грузовой 1-ПН-1.5 предыдущим (до Рогова А.Н.) собственником прицепа являлся Попов В.А. Отметка о регистрации данного транспортного средства на ООО "АлТиМа" в ПТС отсутствует (т.5 л.д. 28-32).
Таким образом, рассматривая в совокупности собранные налоговым органом во время проведения налоговой проверки вышеуказанные доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что продукция и товары не могли быть приобретены у поставщика ООО "АлТиМа", то есть данные операции отражены лишь в документах, что свидетельствует об отсутствии разумных экономических причин в действиях заявителя, о фиктивности его хозяйственных операций с данным поставщиком и направленности его действий на получение незаконной налоговой выгоды посредством возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета. Заключение договоров и составление товарных накладных с указанными поставщиками носит формальный характер, что свидетельствует о создании фиктивного документооборота, подтверждающего совершение хозяйственных операций лишь "на бумаге". Каких-либо признаков, свидетельствующих об осуществлении указанным поставщиком реальной хозяйственной деятельности, не установлено. В данном случае налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, которые требовались от него при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку не удостоверился в наличии у контрагента необходимой для поставки продукции и товаров, а также полномочий лиц, подписавших документы от имени данного поставщика.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, определив в Налоговом кодексе РФ порядок отнесения сумм налога к налоговым вычетам на сумму произведенных налогоплательщиком расходов, исходил из реальности как осуществления затрат налогоплательщиком по уплате начисленных поставщиком сумм налога, так и реальности всех остальных действий (документов), с наличием которых закон связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.
Закон защищает интересы добросовестных налогоплательщиков. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об обратном. Не смотря на то, что формально (путем составления необходимых документов) заявителем выполнены нормы налогового законодательства, вместе с тем, фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды.
В силу части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что представленные заявителем первичные документы поставщиков (договоры, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные) не отвечают критериям достоверности и непротиворечивости; контрагент ООО "АлТиМа" имеет признаки номинальной организации, не обладает необходимыми материальными, трудовыми и производственными ресурсами и не несет расходов, присущих реальной хозяйственной деятельности.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ИП Роговым А.Н. в опровержение позиции налогового органа о невозможности приобретения спорной продукции названной организацией и о совершении согласованных действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды, не приведены доводы в обоснование выбора именно этой организации в качестве продавца с учетом того, что по условиям делового оборота при осуществлении данного выбора оцениваются деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и опыта.
Несоответствия в документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения права на налоговый вычет по НДС, не являются отдельными и случайными, а имеют системный характер, и свидетельствуют о том, что имело место составление пакета документов, не соответствующего реальным хозяйственным операциям заявителя и направленного на получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
Представленными в материалы дела документами подтверждено движение товара, однако в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2005 N 10053/05 формальное соответствие представленных налогоплательщиком документов требований НК РФ не может являться доказательством без оценки доказательств по делу в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами.
Иные доводы заявителя касаются отдельных обстоятельств, и не влияют на оценку их в совокупности.
Аналогичные основания легли в основу решения Управления ФНС России по Пензенской области от 25.12.2015 N 06-10/200.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство предпринимателя о зачете излишне уплаченной по платежному поручению от 28.06.2016 N 25 по делу N А49-1675/2016 государственную пошлину в размере 150 руб., подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2700 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 июня 2017 года по делу N А49-1676/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского фермерского хозяйства Рогову Андрею Николаевичу (ОГРН 314580223200014, ИНН 583200036491), Пензенская область, р.п.Тамала, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28 июня 2016 года N 25 государственную пошлину в размере 2700 (Две тысячи семьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1676/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2017 г. N Ф06-26714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Глава КФХ Рогов А.Н., Рогов Андрей Николаевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Пензенской области, Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области