Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф06-26903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А65-4202/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Камалеева Д.Н. (доверенность от 27.07.2017),
представитель Совета Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Тукова Владимира Николаевича - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июня 2017 года по делу N А65-4202/2017 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению Совета Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Высокогорский район, Республика Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
Туков Владимир Николаевич, г.Казань,
Исполнительный комитет Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан,
о признании недействительным решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Совет Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, Совет Бирюлинского сельского поселения) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу N 06-350/2015 от 21.11.2016 и предписания N 06-350/2015 от 21.11.2016 (т.1 л.д.3-7).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Туков Владимир Николаевич, Исполнительный комитет Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2017 по делу N А65-4202/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-350/2015 от 21.11.2016.
Обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (т.3 л.д.44-48).
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что действия Главы Бирюлинского сельскою поселения Выскогорского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части необоснованного отказа Тукову В.II. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м., что привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В установленный срок о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Татарстанского УФАС России от Главы - Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ письмо об исполнении вышеуказанного предупреждения не поступало.
Вместе с тем, 20.10.2016 в адрес Татарстанского УФАС России поступило письмо от Главы Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ (вх. 12205 от 20.10.2016) о том, что работа по вопросу принятия земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63. расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с.Бимери, ул.Кирова,д.29, в муниципальную собственность ведется.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, Глава Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части необоснованного отказа Тукову В.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м., что привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Татарстанское УФАС России не согласно с выводами Арбитражного суда Республики Татарстан, считает, что судом дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела (т.3 л.д.59-63).
Лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя антимонопольного органа, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступила жалоба от Тукова В.Н. (вх.N 1978/ж от 10.08.2015), содержащая признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании представленных документов антимонопольным органом установлено, что 09.06.2015 Туков В.Н. подал Главе Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ заявление о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 3 года, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности путем проведения аукциона.
В ответ на заявление Тукова В.Н., Глава Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ отказал в предоставлении вышеуказанного земельного участка, ссылаясь на то, что данный участок имел правообладателя, что подтверждается выписками из похозяйственных книг N 11 лицевой счет N 770 на период 01.01.1991-31.12.1995 гг., N 1 лицевой счет N 13 на период 01.01.1997-31.12.2001 гг.
На территории земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63 находился жилой дом, принадлежавший Гарталовой Пелагее Павловне, совместно с ней проживал ее сын Гарталов Николай Борисович.
Согласно справке о смерти N 262, Гарталова Пелагея Павловна умерла 13 августа 1999 года.
Местонахождение Гарталова Николая Борисовича неизвестно.
Для принятия имущества по наследству нормами Гражданского кодекса Российской Федерации дается стандартный срок - 6 месяцев. Именно в течение полугода наследник должен заявить о своем желании получить причитающееся ему имущество или же отказаться от него.
Заявлений от Гарталова Николая Борисовича не поступало.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10.02.2015 предоставлена информация об отсутствии правопритязаний на земельный участок с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м.
Из предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан информации, последующих сделок с земельным участком с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенным по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м. не совершалось.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м. свободен от правопритязаний иных лиц.
Исходя из вышеперечисленного, антимонопольный орган пришел к выводу, что Главой Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ дан необоснованный отказ Тукову В.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м.
Усмотрев в действиях Главы Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-350/2015 по признакам нарушения Главой Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительным комитетом Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся, в части необоснованного отказа Тукову В.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м., что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольным органом вынесено решение от 21.11.2016 по делу N 06-350/2015, которым руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решил:
1. Признать Главу Брюлинского сельского поселения Высогокорского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Брюлинского сельского поселения Высогокорского муниципального района РТ нарушавшим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части необоснованного отказа Тукову НВ.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:65, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д. 29, площадью 1253,16 кв.м., что привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
2. Выдать Главе Брюлинского сельского поселения Высогокорского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Брюлинского сельского поселения Высогокорского муниципального района РТ предписание о прекращении наращения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. представить доказательства нахождения земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:65 в муниципальной собственности;
2.2. совершить действия, направленные на организацию торгов на представление земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:65.
3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Основания для принятия иных мер пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (т.1 л.д.15-25).
На основании указанного решения антимонопольным органом 21.11.2016 выдано предписание N 06-350/2015, в соответствии с которым Главе Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ необходимо:
- предоставить доказательства нахождения земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63 в муниципальной собственности;
- совершить действия, направленные на организацию торгов на предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63.
- об исполнении настоящего предписания Главе Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ сообщить в антимонопольный орган в течение 5 дней со дня его исполнения (т.1 л.д.26-27).
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Закона о конкуренции) обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При этом запрет касается актов, влекущих неблагоприятные последствия не для конкретных хозяйствующих субъектов, а для конкуренции в целом.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.
В рассматриваемом случае выводы антимонопольного органа о нарушении Главой Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Исполнительным комитетом Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ положений статьи 15 Закона о защите конкуренции основаны на совершении им следующих действий, а именно, в части необоснованного отказа Тукову В.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м.
Суд первой инстанции указывает, что в ходе судебного разбирательства, выводы антимонопольного органа не нашли своего подтверждения, исходя из следующего.
09.06.2015 Туков В.Н. подал Главе Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ заявление о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 3 года, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности путем проведения аукциона.
В ответ на заявление Тукова В.Н., Глава Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ отказал в предоставлении вышеуказанного земельного участка, ссылаясь на то, что данный участок имел правообладателя, что подтверждается выписками из похозяйственных книг N 11 лицевой счет N 770 на период 01.01.1991-31.12.1995 гг., N 1 лицевой счет N 13 на период 01.01.1997-31.12.2001 гг.
Антимонопольный орган исходя из предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан информации относительно того, что земельный участок с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м. свободен от правопритязаний иных лиц, пришел к выводу, что Главой Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ дан необоснованный отказ Тукову В.Н. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенный по адресу: РТ, Высокогорский район, с. Бимери, ул. Кирова, д.29, площадью 1253,16 кв.м.
Данное обстоятельство и послужило УФАС по РТ поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и вынесения оспариваемого решения.
Суд первой инстанции указывает, при вынесении оспариваемого решения антимонопольным органом не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
С 01 марта 2015 года был изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который в настоящее время регламентирован главой V. 1. ЗК РФ.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции признал обоснованным довод заявителя о том, что Туков В.Н. неправомерно обратился к Главе Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ с заявлением о предоставлении ему земельного участка.
Уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении муниципального образования является Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела установлено, что 15.01.2016 Гарталовым А.Н. подано исковое заявление в Высокогорский районный суд РТ о восстановлении срока для принятия наследства в виде земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенного по адресу: РТ, Высокогорский район, с.Бимери, ул.Кирова, д.29, оставшейся после смерти бабушки Гарталовой П.П.
24.06.2016 решением Высокогорского районного суда РТ по делу N 2-518/2016 от 24.06.2016 в удовлетворении иска Гарталова А.Н. к Исполнительному комитету Биролинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ отказано.
Из решения Высокогорского районного суда РТ по делу N 2-518/2016 от 24.06.2016 следует, что истцом и его представителем не представлены доказательства, подтверждающие право собственности Гарталовой П.П. на спорный земельный участок.
Более того, указанным решением установлено, что право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенным по адресу: РТ, Высокогорский район, с.Бимери, ул.Кирова, д.29 не зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данное обстоятельство не оспаривается антимонопольным органом в оспариваемом решении.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, антимонопольным органом в адрес Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ направлено предупреждение N РХ-06/12165 от 30.08.2016 о принятии земельного участка с кадастровым номером 16:16:050201:63, расположенным по адресу: РТ, Высокогорский район, с.Бимери, ул.Кирова, д.29 в муниципальную собственность и совершения действия, направленные на организацию торгов на предоставление данного земельного участка.
В ответ на данное предупреждение, руководителем Исполнительного комитета Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ вынесено постановление N 2249 от 03.11.2016 о предоставление в постоянное (бессрочное) пользование Исполнительному комитету Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1141690008228) земельный участок площадью 1253 кв.м, имеющий кадастровый номер 16:16:050201:63, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Бирюлинское сельское поселение, с.Бимери, ул.Кирова, д.29, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель -земли населенных пунктов (т.2 л.д.13).
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Тукова В.Н. о предоставлении земельного участка Глава Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ не являлся уполномоченным лицом распоряжаться данным земельным участком, то есть не является субъектом спорных правоотношений.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежит выяснению наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями заявителя, поскольку под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о конкуренции подпадают не любые действия органов государственной власти, препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
При этом следует учитывать то, что под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Главой Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ, Исполнительным комитетом Бирюлинского сельского поселения Выскогорского муниципального района РТ, каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
Суд первой инстанции учитывал, что Туков В.Н. испрашивал земельный участок не для осуществления на нем профессиональной деятельности, приносящей доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а для ведения личного подсобного хозяйства (т.2 л.д.186-187), в связи с чем он не является субъектом правоотношений, регулируемых Законом о защите конкуренции (пункты 5, 7 статьи 4 этого закона), соответственно данный вопрос не может быть предметом антимонопольного регулирования.
Данный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.022016 по делу N А65-10375/2015).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, антимонопольный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, в связи, с чем оно подлежит признанию недействительным, как и принятое на его основании предписание, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина антимонопольным органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июня 2017 года по делу N А65-4202/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4202/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф06-26903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Совет Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ", Высокогорский район, пос.Бирюлинского зверосовхоза
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Бирюлинского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, Высокогорский район, п.Бирюлинского Зверосовхоза, Туков Владимир Николаевич, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара