Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2017 г. N Ф08-7716/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2017 г. |
дело N А32-18665/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Косарева Б.П. - представитель по доверенности от 05.02.2016,
от заинтересованного лица: Василенко В.В. - представитель по доверенности
от 30.12.2016 N 29/14701,
от третьего лица: Грицай Н.Д. - представитель по доверенности от 10.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мусороуборочная компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.05.2017 по делу N А32-18665/2016,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Мусороуборочная компания"
к заинтересованному лицу - Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Московская строительная компания"
о признании незаконным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мусороуборочная компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным разрешения на строительство N RU 23306000-4075-р-2015 от 11.06.2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Московская строительная компания" (далее - застройщик).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что в границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201024:7 не входит санитарно-защитная зона для промплощадок ОАО "Мусороуборочная компания". Имеется положительное заключение о благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на земельном участке застройщика, которым был представлен полный пакет документов для строительства многоэтажного жилого дома.
Открытое акционерное общество "Мусороуборочная компания" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что ОАО "Мусороуборочная компания" имеет установленную санитарно-защитную зону, которая охватывает земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201024:7. При таких обстоятельствах строительство многоквартирного жилого дома на таком участке не допустимо, создает препятствия для хозяйственной деятельности ОАО "Мусороуборочная компания". Судом не учтены нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Соответствие возводимого объекта строительства градостроительному зонированию не является основанием для признания разрешения на строительство законным без учета соблюдения прав и законных интересов смежного землепользователя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представители департамента и застройщика поддержали доводы отзыва на жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Мусороуборочная компания" с 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 29636 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 325, - кадастровый номер 23:43:0201024:123, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы. Ранее с 2008 по 2010 год указанный участок принадлежал ОАО "Мусороуборочная компания" на основании договора аренды.
Указанный земельный участок граничит с земельным участком, площадью 8809 кв. м, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Гаражная, 107, кадастровый номер 23:43:0201024:7, в отношении которого Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар 11.06.2015 выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома с подземной парковкой N RU 23306000-4075-р-2015.
Заявитель полагает выданное разрешение на строительство незаконным, поскольку соседство с производственной базой многоквартирного дома в итоге приведет к переносу предприятия компании в другое место, что затронет экономические интересы ОАО "Мусороуборочная компания".
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе удовлетворении заявления ввиду следующего.
В соответствии со ст. 40, 41 Земельного Кодекса Российской Федерации, арендаторы земельных участков имеют право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. N 19 п. 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар", ПЗЗ - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, установлен в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В обоснование доводов жалобы ОАО "Мусороуборочная компания" на земельный участок под объектом застройщика распространяется санитарно-защитная зона, установленная в порядке СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в размере 300 м. для смежного земельного участка ОАО "Мусороуборочная компания".
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к жилым, производственным и иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В пункте 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу пункта 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Согласно части 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии с пунктом 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Как следует из п. 2.2 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен:
- находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
- соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
Согласно генеральному плану, правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 23:43:0201024:7 по ул. Гаражной, 107 г. Краснодара находится в территориальной зоне Ж.2. Зоны застройки многоэтажными жилыми домами. Указанными документами не предусмотрено размещение в жилой зоне производственных предприятий.
Следовательно, застройщик использует земельный участок в соответствии с целевым назначением для строительства многоэтажного жилого дома, с соблюдением зонирования территории.
Из материалов дела усматривается, что на дату выдачи разрешения на строительство в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар (далее - ИСОГД) отсутствовали сведения о наличии санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0201024:7.
В материалах дела имеются положительные экспертные заключения о благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на земельном участке, которые были получены от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека.
В письме Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г.Краснодар от 21.10.2016 г. N 29/11526 указывается, что сведения о нормативной СЗЗ (300 м.) для ОАО "Мусороуборочная компания" внесены в ИСОГД 05.09.2016 г. на основании обращения ОАО "Мусороуборочная компания" от 30.08.2016 г. N 03-09/775/АА.
Таким образом, заявитель предпринял меры по разработке расчетной СЗЗ после выдачи разрешения на строительство и начала строительства, т.е. когда узнал о застройке прилегающей к его участку территории.
В представленных заявителем сведениях ИСОГД по состоянию на 19.09.2016 указывается, что основанием для занесения СЗЗ в информационную базу является письмо ОАО "Мусороуборочная компания" со ссылкой на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
По утверждению ОАО "Мусороуборочная компания", суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, неправильно оценил представленные в материалы дела проект санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологическое заключение, а также пришел к ошибочному выводу об отсутствии у ОАО "Мусороуборочная компания" санитарно-защитной зоны.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя, как основанные на неправильном применении норм материального права, поскольку им не учтен пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, действующей с 12.11.2010.
Пунктом 1 изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 г. N 122, "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", из главы I пункта 1.2 абзаца первого "Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека." исключены слова "и действующих".
Таким образом, новые требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливающие нормативы санитарно-защитной зоны, не распространяются на действующие предприятия, каковым является ОАО "Мусороуборочная компания".
Кроме того, само санитарно-эпидемиологическое заключение не является документом, устанавливающим расчетную СЗЗ, которая до настоящего времени не установлена в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с целью установления окончательного размера СЗЗ после ввода предприятия, сооружения или иного объекта в эксплуатацию (далее - действующие объекты) расчетные границы СЗЗ должны быть подтверждены результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, изложенными в письме от 24 августа 2012 г. N 01/9550-12-32 "О разъяснении отдельных положений СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)", на границе жилой застройки подтверждением соблюдения гигиенических нормативов являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля, который в том числе включает данные лабораторного контроля.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух согласно требованиям пункта 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Требования о необходимости представления данных натурных исследований и измерений размещаемыми и действующими объектами малого бизнеса, относящимися к V классу опасности, установлены в пункте 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению от 17.12.2015 содержится требование об организации в рамках производственного контроля лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия (шума) на атмосферный воздух на границе расчетной СЗЗ в соответствии с разработанной программой; провести процедуру установления размеров санитарно-защитной зоны в соответствии с п. 2.1., п.2.2., п.4.1., п.4.3., п.4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция).
По состоянию на 01.08.2017 застройщиком полностью завершены все работы по строительству многоквартирного жилого дома в г. Краснодар, по ул. Гаражная, 107. В настоящее время, завершаются работы по благоустройству территории, ведется подготовка документации, необходимой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заключено более четырехсот договоров долевого участия в строительстве многоэтажного жилого дома.
Следовательно, отмена разрешения на строительство и признание построенного многоквартирного жилого дома незаконной постройкой нарушит права и законные интересы большого круга лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, о том, что разрешение на строительство N RU 23306000-4075-р-2015 от 11.06.2015 соответствуют закону.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2017 по делу N А32-18665/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18665/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2017 г. N Ф08-7716/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Мусороуборочная компания"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: ООО "Московская строительная компания", ООО Московская строительная компания