Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 ноября 2017 г. N Ф10-5016/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А08-9098/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 августа 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Михайловой Т.Л.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Втормет": Бекетов А.П., представитель по доверенности от 01.03.2017, выдана сроком до 31.12.2017;
от Филиала N 1 государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Макотров А.А., представитель по доверенности от 22.07.2014. выдана сроком на 3 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Втормет" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.04.2017 по делу N А08-9098/2016 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (ИНН 3123386744, ОГРН1163123062673) о признании незаконными действий Филиала N 1 государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097), выразившегося в издании приказа от 18.10.2016 N 659 об отмене приказа ФСС от 28.07.2016 N 508 "О скидке к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на 2016 год,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Втормет" (далее - ООО "Втормет", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области заявлением о признании незаконным действий Филиала N 1 государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение), выразившихся в издании приказа от 18.10.2016 N 659 об отмене приказа от 28.07.2016 N 508 "О скидке к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на 2016 год.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.04.2017 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Втормет" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что реорганизация юридического лица в форме преобразования в иную организационно-правовую форму предполагает переход к возникшему лицу прав и обязанностей, в том числе права на использование скидки к страховому тарифу, предоставленному страхователю-правопредшественнику. Также Общество отмечает, что правопредшественник (открытое акционерное общество "Втормет") не расторгало трудовые отношения с работниками организации - застрахованными лицами, ввиду чего правопреемник (общество с ограниченной ответственностью "Втормет") вправе исчислять взносы в отношении сотрудников, являвшихся сотрудниками акционерного общества и продолжившими трудовые отношения, с учетом всех начислений, произведенных правопредшественником.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Фонд возражает относительно доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Втормет" является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правопреемником ОАО "Втормет", прекратившим свою деятельность в результате преобразования в ООО "Втормет".
Из материалов дела также следует, что приказом Фонда от 28.10.2015 N 787 ОАО "Втормет" была установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год в размере 40%.
Приказом Фонда от 28.07.2016 N 508 в связи с реорганизацией в форме преобразования ОАО "Втормет" в ООО "Втормет" указанный приказ N 787 был признан действующим в отношении Общества. ( л.д.45).
Уведомлением от 28.07.2016 Фонд известил Общество об установленной скидке к страховому тарифу в размере 40 %, а также о том, что размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2016 составляет 0,48 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
19.10.2016 в адрес ООО "Втормет" от Филиала N 1 Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ поступило письмо (исх. Ф1-24/Ф1/3400 от 19.10.2016), согласно которому приказом от 18.10.2016 N 659 отменен приказ Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 28.07.2016 N 508 "О скидке к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на 2016 в связи с тем, что ООО "Втормет" (регистрационный номер 3101031097) ведет финансово-хозяйственную деятельность с 26.04.2016.
Согласно уведомлению о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 19.10.2016 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2016 года составляет 0,80 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Общество, не согласившись с действиями Фонда, выразившимися в издании приказа от 18.10.2016 N 659, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции указал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, организация, реорганизованная путем преобразования открытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до реорганизации применявшая скидки к страховому тарифу, обращается к страховщику в порядке, установленном Правилами, как вновь созданная организация. Соответственно, в отношении вновь созданного страхователя ООО "Втормет" на текущий финансовый год не может быть рассчитана скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с тем, что не выполняются условия пункта 8 Правил.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социальной) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установлены и определены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с абзацем 7 статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2, 17 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (часть 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (часть 3 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидок или надбавок, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение но страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Правительством Российской Федерации постановлением от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), в соответствии с п. 3 которых установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340).
Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущем}, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны груда на основании сведений о результатах спецоценки рабочих мест но условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах но состоянию на 1 января текущего календарного года.
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки
Из буквального содержания Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам усматривается, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении условий, предусмотренных п. 8 Правил, либо государственный орган отказывает в предоставлении скидки.
Как следует из материалов дела, 01.12.1992 ОАО "Втормет" (ИНН 3125009780) зарегистрировано в качестве юридического лица за Основным государственном регистрационным номером 1023101645115, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельством о постановке на учет в налоговом юридического лица.
Признав соблюдение акционерным обществом установленных Правилами условий, Фондом приказом от 18.10.2016 N 659 были предоставлены законодательно предусмотренные скидки к тарифу.
На основания решения единственного акционера ОАО "Втормет" от 29.12.2015 указанное Общество было реорганизовано в форме преобразования в ООО "Втормет".
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ ОАО "Втормет" прекратило деятельность при реорганизации в форме преобразования с 25.04.2016.
Созданное в результате преобразования юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Втормет" зарегистрировано 25.04.2016, ему присвоен Основной регистрационный номер 1163123062673.
Согласно составленному по итогам инвентаризации передаточному акту от 30.11.2015 ООО "Втормет" является универсальным правопреемником ОАО "Втормет" по всем его обязательствам.
Фонд, полагая, что ООО "Втормет" (регистрационный номер 3101031097) является вновь созданным юридическим лицом, которое ведет финансово-хозяйственную деятельность с 26.04.2016, приказом от 18.10.2016 N 659 отменил приказ Государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 28.07.2016 N 508 со ссылкой на п.8 Правил.
При этом, суд первой инстанции, соглашаясь с законностью указанных действий Фонда, не учел следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 57 ГК РФ установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу пункта 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 Гражданского кодекса, от одного лица другому. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица (определение Верховного Суда РФ от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802, А14-3915/2015).
В соответствии с положениями ст.22.1 Федерального закона отт 24.07.1998 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями статей 18, 19 - 23, 25 - 27 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В свою очередь, согласно ч. 16 ст. 15 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, действующее законодательство о страховых взносах прямо предусматривает правопреемство по отношениям, связанным с исчислением и уплатой страховых взносов.
В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что созданное в порядке реорганизации общество как правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов несет обязанности и, соответственно, пользуется правами правопредшественника в полном объеме, в том числе и в части права в отношении установленной на очередной календарный год скидки к страховому тарифу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что действующим законодательством не предусмотрен механизм и основания для отмены ранее установленной скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование.
Правила установления скидок не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок, поэтому нельзя считать основанными на законе действия Фонда по отмене ранее предоставленной скидки со ссылкой на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и в целом допускающих возможность такой отмены.
Из содержания п. 8 Правил следует, что данный пункт Правил предусматривает основания для установления скидок и надбавок к тарифам, а не основания отмены уже установленных скидок и надбавок.
Иные пункты Правил предусматривают основания установления страхователем скидок и надбавок к страховым тарифам и основания отказа в установлении таких скидок.
При этом в силу п.5 Правил скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно п. 10 Правил установления скидок размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Из смысла указанных положений следует, что скидка и надбавка устанавливается исходя из данных, установленных указанными Правилами и Методикой, характеризующих страхователя по состоянию на 1 января текущего года, а изменение соответствующих данных либо обстоятельств, влияющих на размер надбавки ( скидки) после 1 января текущего года, учитывается при установлении размера скидки (надбавки) на следующий год. Изложенное в свою очередь не допускает изменение ранее установленной скидки либо надбавки в периоде, на который она была установлена по мотивам изменения данных, характеризующих страхователя для целей установления скидки, после ее установления.
Следовательно, отменив скидку к страховому тарифу, Фонд нарушил требование п. 10 Правил, которое содержит запрет на установление скидок (надбавок) к страховому тарифу в текущем году.
Довод о присоединении к ООО "Втормет" других юридических лиц: ООО "УМК-Воронеж" и ООО "УМК-Втормет", отклоняется судом апелляционной инстанции, т.к. в силу приведенных выше норм указанное обстоятельство не имеет значения для решения вопроса о наличии (отсутствии) у Общества права на установление скидки к страховому тарифу, поскольку при установлении факта соблюдения страхователем условий для установления скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует учитывать период осуществления финансово-хозяйственной деятельности самого страхователя, как юридического лица.
В связи с этим, апелляционный суд считает не соответствующими закону действия Фонда, выразившиеся в отмене ранее предоставленной им же скидки, ввиду отсутствия правового механизма такой отмены.
Доводы Фонда о том, что спорными действиями была исправлена допущенная Фондом ошибка при предоставлении Обществу скидки к страховому тарифу, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, ошибки при предоставлении Обществу скидки к страховому тарифу Фондом не допущено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Втормет" надлежит удовлетворить, а решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.04.2017 по делу N А08-9098/2016 отменить, признав незаконными действия государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1, выразившиеся в издании приказа от 18.10.2016 N 659 об отмене приказа ФСС от 28.07.2016 N 508 "О скидке к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО "Втормет"
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом вывода суда о незаконности обжалуемого действия, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов следует возложить на государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Втормет".
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в суд первой инстанции Общество уплатило государственную пошлину по платежному поручению N 11785 от 08.12.2016 в размере 3000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была произведена уплата государственной пошлины по платежному поручению N 4933 от 22.05.2017 в размере 3000 руб.
Учитывая результат рассмотрения дела, и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 4500 рублей, из которых 3000 за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1500 за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит отнесению на государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Также обществу с ограниченной ответственностью "Втормет" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную за подачу апелляционной жалобы, о чем надлежит выдать справку.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Втормет" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.04.2017 по делу N А08-9098/2016 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.04.2017 по делу N А08-9098/2016 отменить.
Признать незаконными действия государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1, выразившиеся в издании приказа от 18.10.2016 N 659 об отмене приказа ФСС от 28.07.2016 N 508 "О скидке к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ООО "Втормет".
Обязать государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Втормет".
Взыскать с государственного учреждения - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097) филиал N 1 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (ИНН 3123386744, ОГРН1163123062673) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Втормет" (ИНН 3123386744, ОГРН1163123062673) 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9098/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 ноября 2017 г. N Ф10-5016/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВТОРМЕТ"
Ответчик: ГУ-БРО Фонда социального страхования РФ филиал N 1