г. Тула |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А23-1296/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Сивер" (г. Калуга, ОГРН 1024001430749, ИНН 4029000106) - Логвиненко В.И. (доверенность от 06.03.2017 N 1), в отсутствие представителей ответчика - Управления государственного автодорожного надзора по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001197131, ИНН 4027017400), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2017 по делу N А23-1296/2017 (судья Ефимова Г.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Сивер" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Калужской области (далее по тексту - ответчик, УГАДН по Калужской области, управление) от 14.12.2016.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2017 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для выдачи предписания в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе УГАДН по Калужской области просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что указанное в предписании требование об обеспечении прохождения обучения и аттестации исполнительного руководителя по безопасности дорожного движения, в данном случае, не противоречит требованиям статьи 20 Закона N 196-ФЗ.
Закрытое акционерное общества "Сивер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год сотрудником управления проведена плановая выездная проверка закрытого акционерного общества "Сивер" по соблюдению обеспечения безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.09.2016 N А-543 и выдано предписание от 16.09.2016 N 16 А-543 об устранении нарушений транспортного законодательства, выявленных в ходе проверки, согласно которому обществу необходимо в срок до 16.11.2016: направить на прохождение медосвидетельствования водителей, не имеющих медицинских справок установленный формы; обеспечить соблюдение требований об обязательных периодических медицинских осмотрах, обеспечить проведение периодических медосмотров не реже одного раза в 2 года; организовать ведение учета обязательных медосмотров водительского состава, документально фиксировать проведение периодических медосмотров; обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами; назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям; обеспечить наличие и соответствие карт цифровых тахографов, обеспечить каждого водителя, осуществляющего перевозки на транспортных средствах с установленными тахографами, картой водителя; обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок; разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе; организовать учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих предприятию (индивидуальному предпринимателю) транспортных средств путем фиксации установленных фактов в журнале ДТП; организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств; организовать процесс доведения до водителей необходимой информации путем проведения инструктажей; назначить приказом по организации должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения.
На основании распоряжения от 02.12.2016 N 686 сотрудником управления проведена внеплановая документарная проверка ЗАО "Сивер" исполнения предписания от 16.09.2016 N 16 А-543.
По результатам проверки составлен акт от 14.12.2016 N А-703, в котором отражено, что предписание не исполнено, в том числе в части пункта 10 - Старовойтов А.А., назначенный ответственным за безопасность дорожного движения, не соответствует установленным требованиям, а именно: отсутствует удостоверение об аттестации по безопасности дорожного движения.
Управлением обществу выдано предписание от 14.12.2016 N А-703, согласно пункту 1 которого работникам общества, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, в срок до 14.02.2017 необходимо пройти аттестацию по БДД в целях устранения допущенных нарушений: статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов", пункта 4 приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".
Полагая, что пункт 1 предписания от 14.12.2016 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Сивер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (управления) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 9.5 и 9.8 Положения Федеральная служба утверждает положение о территориальных управлениях государственного автодорожного надзора, которые с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеют право: проверять в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства дорожную, перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом, деятельность; выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей, а также истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, являются основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, оспариваемое предписание от 14.12.2016 выдано ответчиком в пределах его полномочий.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ).
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены в статье 20 названного Закона.
Согласно статье 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11, на организации и (или) их подразделения, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, возлагается обязанность аттестации исполнительных руководителей и специалистов.
В соответствии с Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, установлено, что указанные Правила разработаны во исполнение статьи 20 Закона N 196-ФЗ и предназначены для субъектов транспортной деятельности (для перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом).
Пунктом 8 настоящих Правил предусмотрено, что обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), в числе прочего, достигается проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей).
Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждено приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11.
В соответствии с названным Положением аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.
В силу пункта 1 Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.
Между тем, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, в пунктах 1 и 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также разграничены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к субъектам, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и к субъектам, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом.
Субъекты, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, относятся к отдельной категории лиц и в силу своего статуса наделены дополнительными обязанностями по сравнению с лицами, относящимся к категории субъектов, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Исходя из положений статей 784, 785, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения.
Судом обоснованно указано, что действие упомянутого Закона не распространяется на физических и юридических лиц, не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности, а осуществляющих перевозки грузов и людей для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов предпринимательской или иной деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта, а потому на них не распространяются и положения пункта 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2016 N 3-АД16-1.
Пунктом 1 оспариваемого предписания обществу предписано в срок до 14.02.2017 работникам, вязанным с обеспечением безопасности дорожного движения, пройти аттестацию по БДД.
Между тем, как справедливо заключил суд первой инстанции, материалы дела не свидетельствуют о том, что ЗАО "Сивер" относится к организациям, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов.
Судом установлено, следует из материалов дела, в частности, из акта проверки от 14.12.2016 N А-703, что общество осуществляет перевозки грузов для собственных нужд и работников предприятия легковым автомобильным транспортом.
Иное управлением в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2017 по делу N А23-1296/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1296/2017
Истец: ЗАО "Сивер", ЗАО Сивер
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Калужской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4070/17