Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2018 г. N Ф07-14227/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А13-1183/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я и Романовой А.В.
при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Заозерье" Беляевой В.В. на основании доверенности от 10.04.2017, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Юдиной М.И. по доверенности от 11.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Заозерье" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2017 года по делу N А13-1183/2017 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Заозерье" (место нахождения: 162576, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Ершово, д. 134; ОГРН 1023502295310, ИНН 3524009278; далее - СПК (колхоз) "Заозерье", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; далее - Управление Росреестра) о признании незаконными:
- отказа Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, СТОО "Заозерье", изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9842,
- отказа Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299, относящееся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющее вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9844.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс").
Решением суда от 12 апреля 2017 года Кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований. Этим же решением с заявителя в доход федерального бюджета взыскано 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции.
СПК (колхоз) "Заозерье" с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно отклонен довод заявителя о приоритетном применении норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при реализации имущества должника, признанного банкротом. Отмечает, что земельные отношения в части реализации имущества несостоятельного должника Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не урегулированы, данный Закон не устанавливает порядок удовлетворения требований кредиторов за счет принадлежащей должнику доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и порядок реализации такой доли, входящей в состав конкурсной массы должника. Считает ошибочным вывод суда о том, что земельные доли, реализуемые в ходе конкурсного производства, могут быть проданы исключительно другим участникам долевой собственности. Законом N 127-ФЗ не предусмотрено право преимущественной покупки имущества должника иными сособственниками. Указывает, что торги, проведенные в целях реализации имущественного комплекса Кооператива, в состав которого включены указанные земельные доли, не оспорены, недействительными не признаны. Необоснованный отказ Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на реализованное на торгах имущество нарушает права и законные интересы ООО "Ресурс", кредиторов СПК (колхоз) "Заозерье", приводит к затягиванию конкурсного производства и увеличению расходов, связанных с банкротством заявителя.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Ресурс" о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу поддержало доводы Кооператива, просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебное заседание состоялось без участия представителей третьего лица в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Кооператива, Управления Росреестра, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 августа 2014 года по делу N А13-3843/2013 СПК (колхоз) "Заозерье" признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Вологодской области от 20 августа 2014 года по делу N А13-3843/2013 конкурсным управляющим должника утвержден Погосян Григорий Аркадьевич.
По результатам проведения в рамках конкурсного производства открытых торгов по продаже имущества должника 09.03.2016 Кооператив (Продавец) и победитель торгов по лоту N 1 - ООО "Ресурс" (Покупатель) заключили договор купли-продажи, по условиям которого Продавец принял на себя обязательство передать в собственность Покупателя пять объектов недвижимости (земельные участки, доли в праве общей долевой собственности на земельные участки), в том числе 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59, общей площадью 10 860 000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, СТОО "Заозерье" (пункт 1.2.1 договора), а также 56/293 доли в праве на общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299, общей площадью 13 895 282 кв. м, относящееся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющее вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н (пункт 1.2.3 договора).
По акту приема-передачи от 08 апреля 2016 года отчуждаемое по договору купли-продажи от 09.03.2016 недвижимое имущество передано Кооперативом Покупателю.
СПК (колхоз) "Заозерье" и ООО "Ресурс" 12 апреля 2016 года обратились в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки, переданные по договору купли-продажи от 09.03.2016, в том числе на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59 (номер записи 35/001/703/2016-9842) и 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299 (номер записи 35/001/703/2016-9844).
Управление Росреестра 19 апреля 2016 года приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты.
При этом, как следует из материалов дела, государственная регистрация перехода права собственности на остальные переданные ООО "Ресурс" по договору купли-продажи от 09.03.2016 земельные участки произведена Управлением Росреестра в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) 21 апреля 2016 года.
Сообщениями от 30 мая 2016 года N 35/001/703/2016-9842, 35/001/703/2016-9844 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации перехода права собственности на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59 и на 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299 соответственно на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 122-ФЗ).
В обоснование отказа Управление Росреестра указало, что в силу положений статьи 12 Закона N 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности может продать земельную долю только другому участнику долевой собственности. Вместе с тем в Реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Ресурс" на данные земельные участки.
Ссылаясь на то, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельные участки, переданные ООО "Ресурс" по договору купли-продажи от 09.03.2016, противоречит положениям Закона N 127-ФЗ, СПК (колхоз) "Заозерье" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности требований заявителя.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Реестр при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 3 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав определены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ, пункта 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В данном случае, как следует из материалов дела, отказывая сторонам сделки в государственной регистрации перехода права собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки, Управление Росреестра сослалось на абзацы четвертый и десятый пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, согласно которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 названного Закона) и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац десятый пункта 1 статьи 20 Закона). При этом Управление Росреестра указало на несоблюдение заявителем положений статьи 12 Закона N 101-ФЗ, определяющих условия распоряжения участником долевой собственности земельными долями в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а также сослалось на нормы статьи 255 ГК РФ, устанавливающие порядок обращения взыскания на долю в общем имуществе.
Суд первой инстанции согласился с доводами Управления Росреестра. При этом суд исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 101-ФЗ к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила ГК РФ. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Закона. При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Закона N 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Суд посчитал, что заявителем при заключении договора купли-продажи от 09.03.2016 не соблюдены указанные выше нормы Закона N 101-ФЗ.
Также суд указал, что выделение земельных участков в счет земельных долей Кооперативом не производилось. При этом ООО "Ресурс" - Покупатель по договору купли-продажи от 09.03.2016 года не является участником долевой собственности на указанные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0000000:59 и 35:23:0000000:299.
Поскольку СПК (колхозом) "Заозерье" не представлены документы, подтверждающие, что Покупатель по договору купли-продажи от 09.03.2016 является участником долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, суд пришел к выводу об обоснованности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельные доли.
Между тем судебная коллегия считает, что при принятии обжалуемого решения судом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 127-ФЗ в соответствии с ГК РФ настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 232 Закона N 127-ФЗ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные Законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Таким образом, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Закон N 127-ФЗ и при проведении процедуры банкротства названный Закон имеет преимущество перед иными законодательными актами.
В соответствии со статьей 2 Закона N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В ходе процедуры конкурсного производства формируется конкурсная масса должника - все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное при его проведении, производится оценка данного имущества, осуществляются торги по его продаже в целях удовлетворения требований кредиторов должника.
Порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства определен в статье 139 Закона N 127-ФЗ.
В силу пункта 1.1 названной статьи Закона порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона N 127-ФЗ продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Пунктом 4 статьи 110 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу.
Статье 179 Закона N 127-ФЗ определены особенности продажи имущества должника - сельскохозяйственной организации.
В силу пункта 1 указанной статьи при продаже имущества должника - арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - сельскохозяйственной организации путем проведения торгов. В случае, если предприятие должника - сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, арбитражный управляющий должен выставить на торги единым лотом имущество должника - сельскохозяйственной организации, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации (далее - производственно-технологический комплекс должника - сельскохозяйственной организации). В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом производственно-технологического комплекса должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. В случае, если выставленный на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника - сельскохозяйственной организации не продан на торгах, продажа имущества должника - сельскохозяйственной организации осуществляется в соответствии со статьей 111 и пунктом 4 статьи 139 настоящего Федерального закона.
В пункте 2 статьи 179 Закона N 127-ФЗ установлен порядок реализации преимущественного права приобретения имущества должника - сельскохозяйственной организации. Данным правом обладают лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника, а в случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества должника, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяйственная организация, а также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципальному образованию.
Согласно пункту 3 статьи 179 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий продает имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае, если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым. В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, из приведенных правовых норм, а также правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС16-15769, определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2011 N ВАС-14153/11, от 19.08.2013 N ВАС-10180/13, следует, что Законом о банкротстве предусмотрены особые правила о порядке и условиях реализации имущества банкрота, в том числе принадлежащего ему на праве общей долевой собственности, обеспечивающие максимальное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника на принципах пропорциональности и очередности, данные нормы носят специальный характер и подлежат приоритетному применению. При этом положения Закона N 127-ФЗ, регулирующие продажу имущества должника в конкурсном производстве, не исключают применения норм гражданского законодательства в той мере, в которой эти нормы не вступают в противоречие с целями и задачами законодательства о банкротстве.
В данном случае решением суда от 20 августа 2014 года по делу N А13-3843/2013 Кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Следовательно, реализация имущества СПК (колхоза) "Заозерье" в ходе конкурсного производства должна производиться в соответствии с требованиями статей 110, 139, 179 Закона N 127-ФЗ, носящих специальный характер и имеющих приоритетное значение по отношению к положениям Закона N 101-ФЗ.
При этом нормами Закона N 127-ФЗ, в том числе определяющими условия продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций, не предусмотрена необходимость при продаже имущества должника, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности, предварительного выдела доли в натуре.
Апелляционный суд находит также обоснованными доводы заявителя о том, что статья 12 Закона N 101-ФЗ определяет порядок распоряжения земельной долей участником долевой собственности в процессе обычной хозяйственной деятельности и не устанавливает правил реализации такой доли, когда она является частью конкурсной массы несостоятельного должника.
Доводы Управления Росреестра о том, что в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 101-ФЗ без выдела земельного участка в счет земельной доли последняя может быть продана лишь участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, однако ООО "Ресурс" к таковым лицам не относится, подлежат отклонению.
Нормы Закона N 127-ФЗ не устанавливают ограничений относительно продажи имущества должника, находящегося в общей собственности, лишь остальным участникам совместной собственности.
Как указывалось ранее, в силу положений статей 110, 139 Закона N 127-ФЗ реализация конкурсной массы осуществляется исключительно на торгах в целях продажи имущества должника по наиболее высокой цене и, таким образом, максимального удовлетворения требований кредиторов.
При этом пунктом 3 статьи 179 Закона N 127-ФЗ предусмотрен порядок реализации преимущественного права приобретения имущества должника - сельскохозяйственной организации путем приобретения данного имущества, по цене, определенной на торгах.
Как указывается в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 1989/09, по общему смыслу законодательства о несостоятельности публичные торги являются оптимальным способом продажи имущества должника. Благодаря используемым принципам определения покупателя имущества названная процедура не только создает равные условия участия всех претендентов в покупке имущества должника, но и отвечает интересам кредиторов в деле о банкротстве.
В материалах дела усматривается, что продажа долей в праве общей долевой собственности Кооператива на указанные выше земельные участки производилась в рамках процедуры конкурсного производства на повторных торгах посредством публичного предложения. Согласно протоколу от 28.02.2016 о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 победителем торгов признано общество с ограниченной ответственностью "РегионГрупп", действующее на основании договора поручения от 22.02.2016 в интересах ООО "Регион". По результатам торгов Кооперативом и ООО "Ресурс" заключен договор купли-продажи земельных участков и земельных долей от 09.03.2016. Данный договор, как указывают стороны, ими исполнен. Отчуждаемое по договору недвижимое имущество передано Продавцом Покупателю по акту от 08.04.2016.
Следует отметить, что торги по продаже принадлежащих должнику земельных участков и земельных долей, равно как и заключенный по результатам торгов договор купли-продажи от 09.03.2016, в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Сведений о наличии правопритязаний лиц, обладающих преимущественным правом приобретения имущества Кооператива, в том числе собственников долей в праве общей долевой собственности на указанные выше земельные участки, о нарушении прав данных лиц при продаже спорных земельных долей, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае реализация имущества Кооператива, в том числе принадлежащих должнику земельных долей, подлежала осуществлению в соответствии с нормами Закона N 127-ФЗ, имеющими приоритетное значение, при этом доказательств того, что при проведении торгов и заключении договора купли-продажи допущено нарушение положений данного Закона, не имеется, апелляционный суд считает, что у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа заявителям в государственной регистрации перехода права собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0000000:59, 35:23:0000000:299.
На наличие иных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Управление Росреестра в сообщениях от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9842, 35/001/703/2016-9844, а также при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не ссылалось.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о неправомерности оспариваемых отказов Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59 и на 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299.
В связи этим требования Кооператива о признании незаконными отказов Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на указанные земельные участки, содержащихся в сообщениях от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9842, 35/001/703/2016-9844, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда, которым заявителю отказано в удовлетворении требований, подлежит отмене.
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
В данном случае апелляционный суд полагает возможным в целях восстановления нарушенных прав заявителя возложить на Управление Росреестра обязанность по осуществлению в установленный Законом N 122-ФЗ срок государственной регистрации перехода права общей долевой собственности от СПК (колхоза) "Заозерье" к ООО "Ресурс" на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59, общей площадью 10 860 000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, СТОО "Заозерье", и на 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299, общей площадью 13 895 282 кв. м, относящееся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющее вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявленных Кооперативом требований понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 апреля 2017 года по делу N А13-1183/2017 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59, общей площадью 10 860 000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, СТОО "Заозерье", изложенный в сообщении от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9842.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299, общей площадью 13 895 282 кв. м, относящееся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющее вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, изложенный в сообщении от 30.05.2016 N 35/001/703/2016-9844.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области осуществить государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Заозерье" к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" на 3/178 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:59, общей площадью 10 860 000 кв. м, относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н, СТОО "Заозерье", и 56/293 доли в праве общей долевой собственности на единое землепользование с кадастровым номером 35:23:0000000:299, общей площадью 13 895 282 кв. м, относящееся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющее вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Вологодская обл., Шекснинский р-н.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576) в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Заозерье" (место нахождения: 162576, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Ершово, д. 134; ОГРН 1023502295310, ИНН 3524009278) 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1183/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2018 г. N Ф07-14227/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: СПК (колхоз) "Заозерье", СПК (колхоз) "Заозерье" в лице конкурсного управляющего Погосяна Григория Аркадьевича
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: ООО "Ресурс", УФПС по Вологодской области